В феврале пользователи интернета на 21% активнее просматривали объявления о продаже коммерческой недвижимости в Москве, чем годом ранее. Помещениями в аренду интересовались на 23% чаще. В Санкт-Петербурге эти показатели составили 30% и 36% соответственно. Такую статистику приводит «Коммерсантъ», ссылаясь на данные «Яндекс. Недвижимости».
Спрос на помещения в сегменте стрит-ритейла начал активно расти в прошлом году, в результате сократилась доля незанятых площадей, а наиболее популярных местах даже сложился их дефицит, отмечают эксперты. По данным NF Group, к началу 2024 года средняя доля свободных помещений стрит-ритейла в Москве составила 10% (против 14,8% годом ранее). На пешеходных улицах столицы не занято лишь 6,4% объектов (год назад было 18,7%).
Аналогичная ситуация наблюдается и в Петербурге, подтверждают Nikoliers: в среднем здесь свободно 5,3% помещений в центральных торговых коридорах, а на Невском проспекте — лишь 3,6%.
Эксперты объясняют подобную ситуацию оживлением покупательской активности: после затишья 2022 года в 2023-м люди снова стали посещать кафе, рестораны, магазины. А в 2024 году этот спрос почти вернулся к уровню до февраля 2022-го.
Большую роль в увеличении покупательского трафика играют туристы: в прошлом году Москву посетили 24,5 млн туристов, что на 6,6 млн (36%) больше, чем в 2022-м. В Северной столице рост турпотока составил 16%.
Другая ситуация с торговыми центрами: здесь доля вакантных помещений тоже сокращается, но скорее из-за низкого уровня ввода новых объектов. В январе-феврале 2024 года в Москве открылся только один ТЦ — «Лайнер». Так что в столице региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева пока не ждет роста свободных площадей. Возможно небольшое снижение — в пределах 1%.
В Петербурге ввода новых объектов еще только ожидают. Правда, эксперты NF Group уже заявили, что если все анонсированные ТЦ в этом году будут запущены, то год побьет десятилетний рекорд по этому показателю: плюс 138 тыс. «квадратов» арендопригодной площади.
«Мы отмечаем высокую динамику рынка торговых площадей Санкт-Петербурга за счет вынужденной смены собственников торговых центров и арендаторов в составе торговых проектов. Однако несмотря на активный спрос со стороны арендаторов разных товарных категорий и форматов, девелоперская активность отстает от растущего спроса», — резюмирует Евгения Хакбердиева.