Гибель отца в результате виновных действий должника является невосполнимой утратой для ребенка, который в любом случае будет испытывать нравственные страдания.

Павел Офицеров, несмотря на увольнение, продолжил работу в качестве сервисного менеджера в ООО «МаксиСклад». Из-за несчастного случая на складе, причиной которого стало нарушение норм охраны труда, Офицеров погиб. При этом через месяц у него родился сын. При этом ООО «МаксиСклад» было признано банкротом. Супруга погибшего, действуя в интересах несовершеннолетнего сына Офицерова, попросила суд включить в реестр ООО «МаксиСклад» компенсацию морального вреда в размере 1 млн рублей. Суд первой инстанции, с которым согласились апелляция и кассация, отключались включать компенсацию морального вреда в реестр банкрота. Елена Офицерова пожаловалась в Верховный суд, который решил рассмотреть этот спор 1 июня (дело А40-242751/2020).

Фабула

Павел Офицеров работал в ООО «МаксиСклад», причем даже после увольнения (что в дальнейшем было подтверждено решением суда общей юрисдикции). В сентябре 2018 года он погиб из-за несчастного случая на производстве, причиной которого стало нарушение норм охраны труда. А через месяц супруга Офицерова Елена родила сына.

В дальнейшем ООО «МаксиСклад» было признано банкротом. В рамках процедуры банкротства Елена Офицерова, действуя в интересах несовершеннолетнего сына, попросила суд включить в реестр требований кредиторов ООО «МаксиСклад» компенсацию морального вреда в размере 1 млн рублей.

Суд первой инстанции, с которым согласились апелляция и кассация, признал это требование необоснованным. После чего Офицерова пожаловалась в Верховный суд, который решил рассмотреть этот спор 1 июня 2023 года.

Что решили нижестоящие суды

Суд первой инстанции указал на необходимость рассмотрения вопроса о взыскании морального вреда вне рамок дела о банкротстве судом общей юрисдикции.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку сын погибшего рожден после смерти Павла Офицерова, он не имел к нему глубокой устойчивой привязанности, не осознавал его утраты и не мог испытывать физических и нравственных страданий.

Суд округа с данным выводом согласился. 

Что думает заявитель

По мнению Елены Офицеровой, гибель ее мужа в результате виновных действий ООО «МаксиСклад» является невосполнимой утратой для их ребенка (сын лишен поддержки, душевного тепла, воспитания и содержания со стороны своего ближайшего родственника), в связи с чем он будет испытывать нравственные страдания. Факт причинения морального вреда очевиден и бесспорен.

Что решил Верховный суд

Судья Д.В. Капкаев счел доводы жалобы заслуживающими внимания и передал спор в Экономколлегию.