После окончания ковидного моратория прогнозы относительно бурного роста числа банкротств не сбылись. Мораторий 2022 года имел существенное отличие – он был всеобщим. Поэтому уже в течение первой недели после его окончания количество сообщений о намерении обанкротить должников превысило стандартную месячную норму.
При этом, даже если компания уверена в своей финансовой стабильности, нельзя забывать о дочерних компаниях, подрядчиках и поставщиках, которые могут находиться в кризисном состоянии и потянуть за собой. Например, начнут оспариваться сделки в рамках банкротства контрагента и появится непредвиденное обязательство по возврату имущества или денежных средств.
Дополнительно стоит помнить о том, что во время моратория продолжались взыскания в судебном порядке, выдавались исполнительные листы, возбуждались исполнительные производства. Мораторий позволил кредиторам произвести все подготовительные действия, запрещая лишь обращение взыскания на деньги и имущество. Сейчас, когда его действие закончилось, взыскания очень быстро будут осуществлены и будет инициировано много банкротств.
Зачем проводить предбанкротный комплаенс?
Предбанкротный комплаенс и аудит деятельности компании – необходимая и полезная процедура, которая позволит оценить состояние бизнеса и в случае неплатежеспособности грамотно подготовиться к банкротству. Причин проводить предбанкротный комплаенс несколько:
сформировать объективную картину бизнеса;
выявить риски, требующие проработки в случае возможного банкротства;
укрепить слабые места бизнеса для нивелирования рисков субсидиарной ответственности и оспаривания сделок;
подготовиться к конструктивным переговорам с кредиторами.
Почему не стоит отказываться от предбанкротного комплаенса?
Если не провести заранее предбанкротный аудит, то компанию ожидают:
сложное, долгое банкротство с активным противодействием множества кредиторов, оспариванием множества сделок, продажей активов компании с торгов;
привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности за совершение сомнительных сделок, за неправомерные действия по неуплате налогов, за ненадлежащее ведение бухгалтерской и иной отчетности;
доначисление компании налогов и иных обязательных платежей, а также неустоек за их неуплату;
уголовное преследование контролирующих лиц, работников компании, поручителей по сделкам.
Кому нужен предбанкротный комплаенс?
Прежде всего комплаенс нужен собственникам бизнеса и менеджменту компании, чтобы своевременно выработать стратегию защиты от субсидиарной ответственности – основного инструмента нынешнего банкротства. Согласно статистике, в 2021 году количество привлеченных к субсидиарной ответственности лиц составило более 4,7 тысячи (VS 0,9 тысячи в 2017 году), а общая сумма субсидиарной ответственности превысила 513 млрд рублей (VS 103 млрд рублей в 2017 году).
Контролирующим лицам важно понимать, что речь идет не об эфемерном судебном акте о привлечении к субсидиарной ответственности, а о реальном обращении взысканий на персональные, в том числе зарубежные, активы. В дальнейшем может быть возбуждено личное банкротство, результатами которого будут не только имущественные и репутационные потери, но и сложности в получении кредитов и трехлетний запрет управления другими компаниями.
Комплаенс как ступень к реструктуризации
Проведение предбанкротного комплаенса поможет не только подготовиться к банкротству, но и при наличии возможности выработать варианты сохранения бизнеса. Среди инструментов реструктуризации долгов можно перечислить:
межкредиторское соглашение;
рефинансирование кредита, переход в более камерный банк с менее жесткими процедурами и стандартами взысканий;
контроль банка над проблемным активом (например, долг конвертируется в капитал компании);
по возможности увеличить обеспечение долга, например, личными поручительствами, залогом долей/акций;
отчуждение имущества или предоставление имущества в качестве отступного;
поиск и помощь инвестора, заинтересованного в деятельности компании (например, предоставление возмездного поручительства и/или финансовой поддержки на взаимовыгодных условиях до конца реструктуризации долга).
При реструктуризации долгов кредиторы часто просят предусмотреть механизмы контроля деятельности должника, поэтому компаниям стоит быть готовыми, в частности, к (см., например, Определение Арбитражного суда Калужской области от 04.09.2020 по делу № А23-4935/2018, Определение Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2019 по делу № А40-109747/2019, Определение Арбитражного суда Тверской области от 18.10.2017 по делу № А66-13503/2015):
привлечению за свой счет аудиторов и специалистов по надзору за погашением реструктурируемой задолженности;
вхождению кредиторов в состав участников должника и приобретению/конвертации части требования в доли/акции должника или его дочерних/материнских компаний;
обязанности проводить все безналичные расчеты через счета банка-кредитора;
запрету на заключение отдельных сделок без согласия кредиторов;
периодическому раскрытию информации.
Важно понимать, что подача заявления о банкротстве и даже открытие конкурсного производства не являются препятствием для переговоров с кредиторами.
По сути, сегодня единственная прямо закрепленная юридическая форма реструктуризации – это мировое соглашение в банкротстве, которое обычно позволяет получить рассрочку в выплате долгов и сохранить компанию. Многие суды воспринимают мировое соглашение именно как реабилитационную процедуру (см., например, п. 17 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2017), п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.12.2005 № 97, Постановление Конституционного суда РФ от 22.07.2002 № 14-П, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.09.2018 № Ф05-15053/2018 по делу № А40-215298/2016, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.02.2017 № Ф08-10723/2016 по делу № А63-7372/2013).
Все иные формы реструктуризации носят внесудебный характер и отдельно не регулируются ни гражданским (предпринимательским, если хотите), ни банкротным законодательством.
Комплаенс как парашют при падении в банкротство
Если в результате аудита и переговоров с кредиторами становится понятно, что бизнес не спасти, то необходимо подготовить компанию к банкротству. При своевременном проведении предбанкротного комплаенса можно и в банкротстве достичь позитивных результатов, в том числе:
инициировать бесконфликтное и быстрое банкротство;
добиться освобождения или снижения размера субсидиарной ответственности;
предотвратить или снизить налоговую и уголовную ответственность.
Стадии предбанкротного комплаенса
Стадии предбанкротного комплаенса не обязательно осуществляются одна за другой, они могут происходить и параллельно.
Две последние стадии могут кому-то показаться лишними, но это не так. Сегодня, когда экономическое положение тяжелое не только у бизнеса, но и у государства, не стоит недооценивать вмешательства публично-правовых интересов в банкротный процесс. Последняя практика Верховного суда РФ активно демонстрирует, например, влияние арестов в уголовных делах на ход процедуры банкротства (см., например, Определение Верховного суда РФ № 308-ЭС21-26679 от 20.04.2022, Определение Верховного суда РФ № 308-ЭС22-4568 от 29.08.2022) или выявление оснований субсидиарной ответственности исключительно из налоговых проверок (см., например, Определение Верховного суда РФ № 305-ЭС19-24480 от 31.08.2020, Определение Верховного суда РФ № 305-ЭС21-18513 от 22.10.2021).
Выбор команды для проведения комплаенса
При выборе команды для проведения предбанкротного комплаенса необходимо обратить внимание на ее состав, ведь такой анализ – комплексная услуга, требующая привлечения аудиторов, экономистов, юристов в сфере банкротного, налогового, а иногда и уголовного права. Плюсом будет опыт взаимодействия выбранной команды с системными кредиторами, например, крупными банками. Также хорошо, если в составе команды есть профессиональные арбитражные управляющие, владеющие тонкостями применения процедурных норм законодательства о несостоятельности. Отличным подспорьем будет опыт команды в проведении реструктуризации компании.
Вывод
В ситуации финансовой нестабильности менеджменту важно понимать объективную картину бизнеса и закрепить «на бумаге» обоснование своего решения о спасении бизнеса или об обращении с заявлением о банкротстве. Такое обоснование вкупе с фиксацией переговоров с кредиторами, приведенной в порядок отчетностью будет весомым доказательством добросовестности – опорой для защиты от субсидиарной ответственности.
Иными словами, предбанкротный комплаенс – это не просто консультация о стратегии реструктуризации или будущего банкротства, это эффективный инструмент для снижения будущих потерь.