Недостаток репертуара сказывается на уменьшении выручки учреждений культуры. На горизонте замаячила отчетливая перспектива их закрытия. Кризис отрасли привел к тому, что компании оказались на грани банкротства. Ситуация усложняется прекращением платежей между Россией и другими странами: в таких условиях организаторам массовых мероприятий практически нереально вернуть авансы, выплаченные зарубежным артистам. По данным билетных сервисов «МТС Ticketland» и «МТС Live», мы наблюдаем небывалое прежде снижение количества выступлений с участием иностранных артистов (с 20% в 2019 году до 3% во время пандемии, сейчас же этот уровень составляет менее 1%). Все это сказывается на финансовых показателях учреждений культуры.
Культурная индустрия терпит убытки
По оценке продюсера Colisium International Music Forum Сергея Бабича, уход с российского концертного рынка зарубежных гастролеров лишил нашего зрителя примерно трети качественного концертного продукта. Еще столько же потеряно в связи с тем, что после начала спецоперации страну покинули или остановили свою концертную деятельность такие артисты, как Земфира, «Мумий Тролль», Оксимирон и Моргенштерн. В связи с этим концертная индустрия в России по объему доходов в 2022 году упадет до уровня 2017 года, прогнозируют аналитики «Технологии доверия» (ранее PwC в России) и креативного бюро «К22». Низкая маржинальность концертной деятельности (2–5%), безусловно, повлияет и на ее финансовые показатели.
По оценке билетного сервиса «МТС», если принять показатели 2019 года за 100%, то в годы пандемии (2020–2021) объемы рынка сократились на 30%, а продажи билетов упали на 42%. В 2022 году банкротство предприятий из туманной перспективы превратилось в реальную: продажи билетов упали на 40–50%, объемы отрасли сократились на 80%.
Сложившаяся ситуация сказалась на всех финансовых и структурных показателях киноиндустрии, а также на театральной и концертной деятельности. Единственным выходом для многих компаний стало признание себя банкротами.
Аналитики утверждают, что объем доходов концертной индустрии в стране в 2022 году будет отброшен на уровень 2017 года
Так, частный петербургский театр «За Черной речкой» подал иск о собственном банкротстве. В картотеке Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти фигурирует долг в размере 4,0 млн рублей. С 2019 года театр работает в убыток. В 2020 году он составлял 0,5 млн рублей (выручка почти 11,0 млн рублей). В 2021 году, согласно «СПАРК-Интерфакс», убыток вырос до 1,22 млн рублей (выручка – 11,2 млн рублей). Руководители театра сообщили «КоммерсантЪ», что удар по его финансовому состоянию нанесли принятые ограничительные меры в связи с пандемией коронавируса. Эксперты полагают, что театру остается надеяться только на благотворительные кампании. Открыт вопрос платежеспособности и самих зрителей в будущем.
Случаи банкротства носят единичный характер. Многие театры улучшили свои финансовые показатели. В частности, Тюменский Большой драматический театр увеличил доходы от продажи билетов на 30%, а заполняемость залов выросла в несколько раз. Это, в первую очередь, связано с качеством репертуара. Во-вторых, благодаря содействию правительства региона и Министерства культуры театр живет полноценной финансовой жизнью. Неоспоримую поддержку также оказала программа «Пушкинская карта», лидером реализации которой является наш театр. Проблема же банкротства театров связана, как мне кажется, с нежеланием руководителей подстраиваться под рыночные условия и самостоятельно решать финансовые вопросы, уповая только на государственную помощь.
Менее радужно складывается ситуация в концертной индустрии. Крупнейшие участники оценивают убытки в сотни миллионов рублей. Вынужденной мерой стало массовое сокращение персонала, которое, по разным оценкам, составляет от 50 до 70% штата сотрудников. По оценке Ассоциации КТиБО, концертная индустрия России потеряла больше 90% выручки. Сейчас речь идет уже не о максимизации прибыли, а о минимизации убытков.
Согласно исследованию BusinesStat, период с 2016 по 2019 год ознаменовался рекордным увеличением количества театральных постановок и концертов в стране: за четыре года отрасль выросла на 6,9%. Если в 2016 году в России проведено 392 тыс. театральных и концертных мероприятий, то в 2019-м их количество достигло 419 тыс. С начала ограничений, связанных с пандемией, количество спектаклей и концертов сократилось на 53,7% по сравнению с 2019 годом и составило 194 тыс.
Падение покупательной способности населения незамедлительно сказалось на объеме рынка. Так, в интервью Forbes крупнейший российский промоутер и организатор концертов Эдуард Ратников сказал: «Посещаемость концертов в среднем уже всего около 50%, то есть организаторы в лучшем случае не уходят в минус, речи о заработках нет. Билеты на концерты могут подешеветь процентов на 20 уже осенью».
Оборот концертной индустрии упал на 85–95% по сравнению с 2019 годом. По данным Международного форума концертной индустрии, в первой половине 2019 года оборот составил 110–120 млрд рублей, из них 85 млрд пришлось на частный бизнес, остальное – на бюджетные учреждения. В первой половине 2021 года в России состоялись 1–2 тыс. концертов, за аналогичный период 2019 года – 40–50 тыс.
По словам исполнительного директора Ассоциации концертно-театральных и билетных организаторов Сергея Мурадова в интервью «КоммерсантЪ», дефицит концертного продукта добьет индустрию после пандемии COVID-19: «Несмотря на все наши просьбы и обращения, нашему сектору экономики, в отличие от театров, киноиндустрии и разработчиков игр, никто так и не помог. А у нас работают тысячи людей, и у каждого семья».
Вынужденной мерой стало массовое сокращение персонала, которое, по разным оценкам, составляет от 50 до 70% штата сотрудников
Как рассказала «Афише Daily» главный редактор журнала «Театр» и один из создателей фестиваля NET (он же «Новый европейский театр») Марина Давыдова, театральная отрасль зависит сегодня не только от политики, но и от экономики: «Театры из Европы в Москву сейчас невозможно довезти даже логистически: фура [с оборудованием и декорациями] будет ехать вечность, стоимость билетов одного коллектива сожрет половину всего бюджета». К слову, фестиваль NET в 2022 году не состоится.
По данным главного информационно-вычислительного центра Минкультуры, в 2021 году в российских театрах всех форм собственности состоялось больше 170 тыс. мероприятий. Всего на них было реализовано 29 млн билетов, их продажи равнялись 20 млрд руб. Ведомство располагает данными только за полный календарный год, сведения за 2022 год не опубликованы.
В статистике, касающейся деятельности концертных организаций и самостоятельных коллективов, указано, что число концертов, проведенных организациями на своих площадках, в 2021 году достигло 24,5 тыс. Число поступивших в продажу билетов превысило 6 млн, выручка от таких мероприятий достигла 2,7 млрд руб.
По данным «МТС Энтертейнмент», средняя стоимость билетов на концерты выросла на 8,6% по сравнению с 2021 годом и на 53,9% по сравнению с 2019 годом.
Согласно исследованиям компании «Невафильм Research», к середине 2022 года количество кинотеатров в России сократилось на 6,4%, кинозалов – на 12,4%. Количество кинотеатров в стране уменьшилось с 2161 по состоянию на 1 января до 2022 на 1 июля. Количество залов сократилось с 5704 до 4996 соответственно.
Наибольшее число закрытых или недействующих кинозалов по итогам первого полугодия 2022 года зафиксировано у киносетей «Мягкий кинотеатр» (32%), «Мираж Синема» (26%) и «КАРО» (24%).
Интересно отметить, что общий уровень закрытия кинотеатров по всей России (16%) оказался ниже уровня отдельных крупных городов-миллионников.
Первое полугодие 2022 года показало рекордную динамику закрытия кинотеатров в стране за всю историю наблюдений. Одно лишь полугодие превзошло уровень кризисного пандемийного 2020 года. Так, к середине лета неработающими оказались 849 кинозалов, при этом за весь 2020 год закрылся 361 кинозал. За первую половину нынешнего года открылись 56 кинотеатров и 141 кинозал, это наименьший показатель за последние пять лет.
Количество частных кинотеатров и кинозалов сокращается более быстрыми темпами, чем муниципальных.
Количество миниплексов по сравнению с началом 2022 года увеличилось на 5%, в особенности – трехзальных (на 15%), четырехзальных (на 10%) и пятизальных (на 15%). При этом за счет сокращения рыночной доли мультиплексов доля рынка миниплексов по числу кинотеатров увеличилась на 4%, по числу залов – на 11%. Количество мультиплексов уменьшилось почти наполовину, а площадки с более чем 17 кинозалами исчезли с рынка.
Таким образом, сокращение числа залов с начала 2022 года в среднем составило 15%, а доля рынка держится на уровне около 32%.
Совокупный убыток до конца года по отрасли составит 11,5 млрд рублей.
Согласно исследованиям компании Statista, российские кинотеатры зафиксировали 800 тысяч посещений за неделю, закончившуюся 10 августа 2022 года. Посещаемость кинотеатров в стране снизилась по сравнению с предыдущим месяцем. Кинотеатры в стране открылись в июле и августе 2020 года в зависимости от региональных правил после карантина из-за COVID-19, объявленного в конце марта. В период с сентября по октябрь количество посещений сократилось в связи с увеличением случаев COVID-19 по всей стране. Так, в июле 2022 года кинотеатры продали 3,982 млн билетов, что на 56% меньше, чем в июле 2021 года, и на 25% хуже по сравнению с минувшим июнем.
По данным «Бюллетеня Кинопрокатчика», общая касса топ-20 релизов на уик-энде с 7 по 10 июля в России составила 126 млн рублей, с учетом стран СНГ – 232 млн. Таким образом, российские сборы первой двадцатки релизов установили новый минимум 2022 года. Этот результат также оказался почти на 6% меньше относительно прошлых выходных и на 66,5% ниже, чем было на аналогичном уик-энде 2021 года.
Кинотеатральные сборы в июле 2022 года составили 1,067 млрд рублей, что на 52% меньше уровня июля 2021 года. Также сборы уменьшились относительно июня 2022 года на 15%. При пересчете в валюту сборы июля составили $18,392 млн – это на 39% меньше результата июля 2021 года и на 11% ниже июня 2022 года.
Сборы за июль 2022 года в России и СНГ оказались на уровне 1,513 млрд рублей. Этот показатель оказался на 37% ниже кассы июля 2021 года и на 1% меньше сборов прошедшего июня. При пересчете в валюте касса составляет $26,027 млн – данный результат на 20% меньше июля 2021 года и на 3% ниже июня 2022 года. Всего в СНГ в первый месяц весны было продано 6,302 млн билетов.
2022 год преподнес новые сюрпризы. Американские гиганты Disney, Warner Bros. и Sony Pictures сообщили, что отказываются выпускать свои новые фильмы в российских кинозалах. Так, компания Warner Bros. отменила показ нового «Бэтмена» (премьера должна была состояться 2 марта), Disney заявила о приостановке показов всех своих релизов, в том числе мультфильма «Я краснею» (премьера была запланирована на 10 марта), Sony Pictures отменила кинокомикс «Морбиус» (показ был намечен на 24 марта). Голливудские студии объявили об уходе с российского кинорынка в первую неделю марта. После этого недельный объем сборов в российских кинотеатрах снизился с 438 млн до 248 млн рублей. Для сравнения: кассовые сборы в первую неделю марта 2021 года составили 1,2 млрд рублей.
Этот бойкот не только стал полной неожиданностью для российских кинотеатров, но и пошатнул отрасль. Особенно болезненно была воспринята отмена «Бэтмена» за сутки до премьеры. Продажа билетов на самый ожидаемый блокбастер весны была открыта практически за месяц и предпродажи билетов, по данным Единой автоматизированной информационной системы Фонда кино, превысили 19,5 млн рублей. На этом фоне приобрел популярность ничем не приметный до этого кинотеатр «Лодзь» в Иваново. А все потому, что он стал первым кинотеатром в России, который начал продавать билеты на пиратского «Бэтмена». По информации Business FM, сеансы с пиратскими копиями проходят в Чите, Пензе и Якутске.
Справедливости ради стоит отметить, что летний сезон немного выправил ситуацию. Но что это: рынок приходит в себя или сезонный летний бум? Осень покажет.
Аналитик «Кинобизнеса сегодня» Станислав Демиденко в интервью «КоммерсантЪ» так прокомментировал ситуацию: «Традиционно в период каникул и отпусков кассу делали исключительно голливудские студийные проекты. Способных заинтересовать массового зрителя релизов нет вообще. Функционирование современного мультиплекса при нынешней ситуации лишено всякого смысла. С другой стороны, пока не пройдена точка невозврата, возобновление работы в случае изменения ситуации на рынке дело нескольких дней или даже часов. Все завязано на политическом характере кризиса, отсюда невозможность делать долгосрочные прогнозы».
23 июля текущего года глава Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков сообщил, что киностудии Disney, Sony, Paramount и Warner Bros хотят вернуться в российский прокат путем параллельного импорта. По его словам, указанные компании не могут сделать официальное заявление о работе с Россией, но ищут каналы для поставки фильмов на территорию России.
1 августа сообщалось, что в кинотеатрах объединенной сети «Формула кино» и «Синема парк» начнут показывать зарубежные киноленты от студий, приостановивших деятельность в России. Так, компания планировала запустить новую услугу — кинопродукт, объединяющий российский фильм и зарубежную картину. Как заявил гендиректор киносети Алексей Васясин, это решение является вынужденным: в результате прекращения сотрудничества голливудских студий с Россией кинотеатры лишились значительной доли своей выручки.
Инициатива была призвана привлечь внимание Минкультуры, чтобы начать разрабатывать единый план выхода из сложившейся ситуации. Позднее Васясин заявил об отмене данной акции, поскольку цель по привлечению внимания к проблемам отрасли кинопроката была достигнута.
Тем не менее количество кинозалов, показавших хотя бы один сеанс за сутки, в будние дни в начале лета 2022 года было более чем на треть меньше, чем в начале года. Падение составило 36%.
По данным АВК, за неделю, с 30 мая по 5 июня, по сравнению со средненедельным показателем 2021 года выручка кинотеатров упала на 63%, до 681,4 млн рублей, посещаемость — на 57%, до 1,2 млн человек
По прогнозам Ассоциации владельцев кинотеатров, к концу 2022 года совокупный убыток отрасли составит более 11,5 млрд рублей. Российским фильмам прогнозируют сборы не более 6,142 млрд рублей.
Но статистика по закрытым залам разнится в зависимости от вместительности конкретного кинотеатра, отмечает гендиректор сети «Премьер-зал» Владимир Петелин в интервью «КоммерсантЪ»: «Если говорить про кинотеатры, у которых больше восьми залов, то примерно 2–3 из них уже не работают и в будни, и в выходные. Сейчас получается нормально укомплектовать контентом только в среднем четыре зала».
Борьба за выживание
Особенно остро проявляется реакция на несправедливость при распределении государственной поддержки. По данным Ассоциации КТиБО, именно небюджетная часть отрасли генерирует более 60% культурного продукта по всей стране, в ней задействовано более 3 тыс. компаний и 600 тыс. сотрудников. Тем не менее обороты сократились на 70–80%, и решающую роль в этом сыграло именно отсутствие финансовой поддержки со стороны государства.
Разумеется, кризис коснулся и бюджетного сектора, который сократился всего на 33%, т. е. до 142,3 млрд рублей. В мае 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, в соответствии с которым Минкультуры РФ ( в частности, Эрмитажу и Большому театру) было выделено 3,8 млрд рублей для предоставления субсидий бюджетным учреждениям культуры, чья деятельность была полностью или частично приостановлена из-за коронавируса.
Так сложилось, что политика государства направлена на поддержание академических жанров. Массовая концертная деятельность проводится предпринимателями. Несмотря на то, что частный бизнес – основа экономики, а массовая культура – основа идеологии, госорганы просто этого не видят, значимой поддержки организаторам концертов не оказывается. Законодательно концертная деятельность не определена, и это при том, что сотни миллионов людей непрерывно находятся под влиянием концертных деятелей – как творческих личностей, так и организаторов. Речь идет не о необходимости поддержки предпринимателей, а о непосредственной пользе (или вреде) для общества. Нужно понимать, что поддержка отрасли измеряется не столько финансовыми ресурсами (они, прямо скажем, сейчас значительны), сколько наличием эффективной государственной стратегии. Но сейчас ее нет.
Негосударственным участникам отрасли прямых выплат не предоставлялось. Справедливости ради стоит отметить, что частные игроки рынка все-таки имели право на коронавирусную выплату и могли воспользоваться программами льготного кредитования «ФОТ-2» и «ФОТ-3» (займы на зарплатный фонд). Однако ажиотажа по поводу этих преференций не возникло, и многие участники рынка так и остались без адресной помощи.
Дело не в делении, например, театров на частные и государственные. Если сидеть и плакать: «Я бедный, несчастный частный театр, денег нет, помещения нет, помощи нет», – то, может, ничего и не надо? А если приложить максимум усилий, чтобы все это было, то найдутся способы решить любую проблему. Для этого не нужно вылезать из кожи вон, нужно всего лишь качественно выполнять свою работу, находить грамотные способы взаимодействия с аудиторией. «Все дело в головах», – как сказал бы великий Булгаков.
Согласно сведениям «КоммерсантЪ», участники рынка оценивают потери артистов в 30%. Оставшиеся, к сожалению, не в состоянии полностью удовлетворить запросы зрителя. Чтобы выжить в этой непростой ситуации, рынок вынужден искать альтернативные варианты развития отрасли. Один из таких вариантов – продвижение цирка и, собственно, увеличение стоимости билетов на его представления.
Шутки с налогами плохи
Дополнительным ударом по и без того «больной» отрасли стали налоговые перипетии. По словам общественного омбудсмена Ольги Шпигальских, ловушка заключается в том, что большинство организаторов массовых развлечений работают по упрощенной системе налогообложения, а это значит, что даже в период отсутствия деятельности они были вынуждены заплатить единый налог в 5–7 раз выше, чем в обычное время. Чиновники с пониманием относятся к ситуации, однако перенос и отмена спектаклей, концертов, кинопремьер не учитываются в налоговом законодательстве. Тем более не учитываются связанные с этим дополнительные расходы предпринимателей. Это значит, что учреждения культуры вынуждены платить налог с несуществующей прибыли.
Учреждения культуры вынуждены платить налог с несуществующей прибыли
Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов направил письмо вице-премьеру Татьяне Голиковой с предложением поддержать кинопрокатчиков субсидиями в размере 6,5 млрд рублей, а также обнулить до конца 2022 года плату по аренде госимущества. Также Титов попросил включить ОКВЭД 59.14 (деятельность в области демонстрации фильмов) в перечень видов экономической деятельности, в отношении которых продлены сроки уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2022 году.
Не растерялись онлайн-кинотеатры, которые попросили Правительство России снизить для них НДС с 20 до 10%. Соответствующую инициативу направила в кабмин ассоциация «Интернет-видео».
Благодаря государственной поддержке чуть лучше чувствуют себя муниципальные дома культуры и дворцы культуры, а также клубы. С начала 2020 года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, освободившие театры от уплаты налога на прибыль. Это также касается музеев и библиотек, учредителями которых выступают субъекты РФ или муниципальные образования. Для того чтобы использовать льготу, необходимо соблюдение двух условий: деятельность должна быть включена Правительством в специальный перечень, доходы от этой деятельности составляют не менее 90% всех доходов, которые входят в налоговую базу.
Артисты уехали, проблемы остались
Дополнительные налоговые послабления получила сфера культуры в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс 2 июля 2021 года. Законом предусмотрено освобождение организаций культуры от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей по налогу на прибыль.
Таким образом, эти меры призваны поддержать организации, которые ведут творческую деятельность в области искусства, организации развлечений: театры, кинотеатры, библиотеки, архивы, музеи и прочие объекты культуры.
Хлеб без зрелищ
Когда на экран вернутся зарубежные картины, а на сцену выйдут иностранные исполнители (и эмигрировавшие наши) – неизвестно. Артисты уехали, проблемы остались.
Концертная индустрия – самая парадоксальная отрасль. Законодательство не включает концерты в сферу компетенции ни Министерства культуры РФ, ни любого иного ведомства, определение концертной деятельности не прописано. Нет отдельного ОКВЭД. Росстат не учитывает этот сектор экономики, формально его не существует. Сейчас, когда отрасль лежит в руинах, а объемы рынка в некоторые месяцы падали до 80–95%, помощи ждать неоткуда. В таких условиях даже крупные концертные организаторы неизбежно предстают перед угрозой банкротства, что уж говорить о мелких предпринимателях. Важно понимать, что даже крупнейшие мероприятия, имеющие мировой резонанс, организуются малым бизнесом и ИП, не получающими практически никакой господдержки (официальные меры поддержки покрывают менее 1% убытков).
Несмотря на эти проблемы, продажи на театральные постановки (без учета оперы, балета и мюзиклов) за первое полугодие 2022 года выросли на 51%. Причем сегмент выставок продемонстрировал в этом периоде наибольший уровень роста – 77%. Самая слабая динамика – на 17% – отмечается в сегменте концертов. Однако этот рост по-прежнему не делает картину оптимистичной, а рынок все так же далек от восстановления. Компания «МТС Энтертейнмент» объяснила рост продаж разовыми крупными событиями (выступлением группы «Руки Вверх!» и рэпера Басты в «Лужниках»).
Проблемы же театров не всегда связаны именно с финансовыми вопросами.
Интерес зрителя к театру не пропал. Пропала способность некоторых театров грамотно и творчески справляться с трудностями, возникающими на их пути. Несмотря на огромные государственные дотации и отсутствие финансовых проблем, залы МХАТ имени Горького, театра «Мост» и других площадок пустуют. Зачастую все дело в руководстве. В то же время в негосударственном Театре Сергея Есенина постоянно увеличивается количество проданных билетов, несмотря на финансовые трудности и до сих пор арендуемое помещение. Поэтому говорить о кризисе всей театральной индустрии преждевременно, хотя, безусловно, некоторые театры банкротятся. Механизма ликвидации, закрытия или, если хотите, банкротства нерентабельных театров не существует.
В конце февраля, после начала военной спецоперации, агрегаторы билетов зафиксировали в моменте существенное падение спроса как на театры (минус 45%), так и на концерты (минус 66%). Однако если темпы продаж билетов в театры на сегодня уже практически восстановились до уровня начала года, то уровень спроса на билеты на концерты сейчас составляет всего 60% от спроса в январе-феврале.
Возмущения некоторых звезд в соцсетях только подливают масла в огонь и раскачивают и без того неустойчивую отрасль. Концерты отменяются, билеты сдаются, артисты и бизнес несут убытки.
Новая постановка «Санкции»
Санкции, наложенные на Россию, не позволяют предпринимателям выполнять обязательства перед зрителями. Гастроли зарубежных артистов остановились, а внутренняя гастрольная деятельность во многом связана с зарубежным оборудованием, программным обеспечением, поставкой материалов для костюмов и декораций.
По исследованиям Яндекса, которые были посвящены спецпроекту «Я в театре», в столице 245 негосударственных и 97 государственных театров. Все вынуждены не жить, а выживать в современных условиях, но не у всех это получается. На этом фоне столицу буквально охватил бум театральных слияний. Например, Центр имени Мейерхольда слит с театром «Школа драматического искусства», Театр Олега Табакова – с театральным центром «Вишневый сад», театр «АпАрте» – с Театром на Таганке (который, в свою очередь, только недавно объединили с «Содружеством актеров Таганки»), а к Московскому театру кукол присоединили Детский камерный театр кукол. Вопросы театральных помещений, репертуара и прочие расходы только добавили головной боли руководителям театров на фоне потери зрителей.
Каждый театральный коллектив – живой организм. Эффективность от слияния должна быть оправданна. Но лучше довериться законам рынка: пусть выживет сильнейший.
Слияние театров возможно только после тщательного анализа рынка и глубоких исследований. Нерентабельные театры необходимо закрывать, а не субсидировать и объединять.
Руководители российских концертных компаний направили в адрес главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной и бизнес-омбудсмена России Бориса Титова письмо с просьбой поддержать развлекательную индустрию на фоне массовых отмен гастролей иностранных артистов, а также западных санкций и ограничений, из-за которых наблюдаются перебои с оборудованием, материалами для костюмов и возвратами авансов. Об этом говорится в сообщении Ассоциации КТиБО. В качестве ключевой меры поддержки отрасли в сложившихся условиях концертные агентства призывают власти объявить мораторий на возврат билетов на концертные мероприятия, запланированные на ближайший год, если они были отменены или перенесены до 1 июня 2023 года.
Мораторий на возврат билетов имеет две стороны. С одной стороны, объяснимое недовольство аудитории, с другой – единственный способ для выживания предпринимателей в условиях равнодушия властей. В самом начале пандемии я выступал в федеральных изданиях с призывом к государству наконец-то понять важность этой отрасли для общества, найти взаимоприемлемые решения для компенсации затрат организаторам, покрытия стоимости билетов за несостоявшиеся не по их вине мероприятия. Тщетно.
Кроме того, как указывают в ассоциации, российские гастрольные компании пострадали от последствий западных санкций, в том числе против банков. Главной проблемой является отсутствие возможности получить возврат выплаченных по сделкам авансов в установленные контрактами сроки. На фоне этого бизнесмены также просят власти отменить административную ответственность за невозврат средств в валюте в случае одностороннего отказа от исполнения договора, заключенного до 24 февраля 2022 года, со стороны иностранных артистов из недружественных стран. На фоне ковидных ограничений внезапно возникший культурный бойкот заметно усложнил жизнь концертных организаторов.
Драматично обернулась ситуация и для кинотеатров. Киносети ждут дальнейшего ухудшения показателей: голливудские релизы приносили им до 80% дохода. Кинотеатры начинают консервацию залов, просят о господдержке и готовятся повторно прокатывать российские фильмы. По мнению экспертов, спасти отрасль от краха может только возвращение иностранного кино. На долю российских картин приходилось 25,6 % контента, транслируемого в кинотеатрах.
Представители кинопроката считают, что необходимо «принимать срочные меры для сохранения кинотеатров в работоспособном состоянии и предотвратить остановку кинопоказа».
Кинотеатры начинают консервацию залов, просят о господдержке и готовятся повторно прокатывать российские фильмы
Несмотря на то, что ситуация отличается от региона к региону, в целом картина остается удручающей.
Например, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров пояснил, что, согласно данным владельцев кинотеатров, за первое полугодие 2022 года выручка снизилась на 60% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. То же самое, по его словам, происходит и с посещаемостью.
Агентство отмечает, что Ассоциация владельцев кинотеатров Нижегородской области выявила сокращение проката на 70% в апреле и мае, в Нижнем Новгороде большие кинотеатры открывают не все залы. В Кемеровской области закрытий не зафиксировано, однако, по словам кузбасского бизнес-омбудсмена Елены Латышенко, число залов сокращается, кинотеатрам в малых городах труднее.
В соответствии с прогнозами, максимальный уровень сборов отечественных фильмов до конца года составит порядка 6,142 млрд рублей.
ТАСС указывает, что в киноотрасли работает порядка 55 тыс. человек, включая 35 тыс. сотрудников кинотеатров и 20 тыс. занятых в кинопроизводстве.
Подспорьем могут служить государственные субсидии, списание задолженности банкам, налоговые льготы кинотеатрам.
Альтернативное потребление, или Кино уходит в тень
В конечном счете заложником ситуации оказался потребитель: бизнес не зарабатывает, поэтому человеку не возвращают деньги и не предоставляют услуги. Профильные ассоциации заявляют о подрыве доверия как между организаторами и зрителями, так и в целом между негосударственным сектором культуры и властью. И если сейчас еще есть призрачный шанс удержаться на плаву, то массовый возврат средств приведет компании к прямому банкротству.
Единственный способ самостоятельно выйти хотя бы на нулевой доход – гибкое реагирование отрасли на запросы аудитории и ставка на российские картины и постановки. Однако повышение гонораров отечественных артистов может привести к перегреву рынка, в результате чего продажи билетов попросту не будут покрывать расходы компаний.
Альтернативой посещению культурных мероприятий стало массовое увлечение зрителя онлайн-показами. По оценке агентства TelecomDaily, число подписчиков платных онлайн-кинотеатров, функционирующих на территории России, по итогам первого квартала 2022 года достигло 12,2–12,5 млн против 11,5 млн на конец 2021 года. После ухода с рынка украинского видеосервиса Megogo (его доля составляла 6,8%) и Netflix (10,8%) отечественные сервисы кинопоказа смогли выйти на тропу реальной конкуренции. «Кинопоиск» продемонстрировал мощное вхождение в рынок, сервис сдвинул с первого места ivi, который оставался лидером в течение последних четырех лет. Wink, в свою очередь, сумел оттеснить Okko и выйти по доходам на 3-е место.
Большинство зрителей все же не спешат расставаться с деньгами в поддержку отечественного производителя, предпочитая искать альтернативные способы оплаты зарубежных сервисов через иностранные аккаунты или вовсе скачивать пиратский контент. Количество пользователей интернета по всему миру и потребление видеотрафика.
Согласно сервису Statista, к 2023 году число пользователей интернета во всем мире вырастет до 5,3 млрд человек. Совокупный годовой темп прогнозируемого роста за весь период с 2018 по 2023 год составляет 6%. Самый быстрый ожидаемый рост пришелся на 2019 год: 300 млн новых пользователей, а темпы прироста по сравнению с 2018 годом составили 7,7%.
По итогам первого полугодия 2022 года общая выручка легальных онлайн-видеосервисов в России составила 25,9 млрд руб., что всего на 5% выше, чем годом ранее. Это может свидетельствовать о существенном проседании рынка, считают аналитики TelecomDaily, так как в предыдущие отчетные периоды темпы роста оставались высокими (например, по итогам 2021 года российский ОТТ-сегмент вырос на 41%).
Еще одной альтернативой привычным жанрам стали мероприятия без артистов (квесты, выставки, интерактивные экскурсии и детские шоу), интерес к которым только растет. По данным «МТС Энтертейнмент», их суммарная доля составляет порядка 20%.
Спасите наши души!
Панические настроения предпринимателей вынуждают их идти на крайние меры: речь идет о пиратских кинопоказах, открытых письмах, публичных заявлениях, откровенной мольбе о помощи. Конечно, не произойдет одномоментного закрытия всех учреждений культуры страны. Однако подрыв отрасли неизбежен.
Ассоциация владельцев кинотеатров уже предупредила Правительство о возможной ликвидации отрасли. Об этом говорится в ее официальном заявлении.
Также на сайте АВК выложено открытое письмо министру культуры РФ Ольге Любимовой, где предприниматели задают вполне справедливые и конкретные вопросы.
Кроме того, Правительству предложили принять антипиратский законопроект, предписывающий во внесудебном порядке удалять из поисковой выдачи ссылки на незаконно размещенные в Сети фильмы и музыку.
В Министерстве культуры заявили, что в 2022 году на реализацию госпрограммы «Развитие культуры» планируется направить более 146 млрд рублей, столько же – в 2023-м, а в 2024 году – более 148 млрд рублей.
Не переносить проблемы политики и экономики в культурную плоскость призывает президент и директор Международного конкурса пианистов имени Ферруччо Бузони: «Более 70 лет назад конкурс Буззони был задуман как мирный проект, призванный залечить раны Второй мировой войны и навести мосты между отчужденными народами и культурами. Тогда, как и сейчас, будущее мира в Европе и во всем мире зависело от диалога, сотрудничества и укрепления общих ценностей. Поэтому мы настоятельно призываем всех молодых пианистов любой национальности, но особенно из Украины, России и Беларуси, принять участие в предстоящем конкурсе Буззони. Мы снова приглашаем мир преодолеть свои разногласия», – написано на сайте одного из самых авторитетных музыкальных состязаний мира.
На повестке дня на фоне экономических санкций остро стоял вопрос возможного принудительного исключения России из UNIC (Международной ассоциации кинотеатров, объединяющей европейские национальные ассоциации кинотеатров и владельцев кинотеатров). Но Россия не стала дожидаться этого момента и самостоятельно покинула ассоциацию.
Глава российского представительства корпорации Сomscore Роман Исаев пояснил, что заявление о выходе Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) из UNIC уже отправлено. «Оно [решение о выходе] явилось неким итогом переговорного процесса, как правильнее и наиболее дипломатично поступить в данной ситуации на фоне ухода голливудских студий из России, на фоне санкций в адрес РФ в целом и той риторики, которая преобладает в отношении России, в том числе в сфере развлечений», – прокомментировал Исаев.
Несмотря на общую удручающую картину, ситуация неоднородна в каждом регионе. Например, из Федерального закона № 390-ФЗ от 06.12.2021 «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» следует, что больше всего субсидий на поддержку отрасли культуры получат республики Адыгея, Башкортостан, Забайкальский, Краснодарский, Ставропольский края, Иркутская, Кемеровская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Омская и Ростовская области. Меньше поддержки получат Сахалинская область и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Если говорить о поддержке частных игроков рынка, то жизнеспособность отрасли также зависит от региональной политики. Так, на рабочем совещании губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова с членами городского правительства одобрено решение о выделении субсидий негосударственным театрам на постановку спектаклей и социально ориентированным некоммерческим организациям для проведения фестивалей и конкурсов. Сегодня в Петербурге работает около 60 частных театров – больше, чем в любом другом городе России. В 2021 году 37 негосударственных театров были поддержаны на сумму 70 млн рублей. На 2022 год предусмотрено 74,8 млн рублей.
Гендиректор «МТС Энтертейнмент» (управляет билетными сервисами МТС Live и Ticketland) Михаил Минин рассказал «КоммерсантЪ», что продажи билетов на концерты в РФ за январь-август снизились на 56% по сравнению с аналогичным периодом допандемийного 2019 года (по сравнению с 2021 годом снижение составило 23%).
По прогнозным оценкам аудиторской компании «Технологии доверия» (ранее – PwC) из большой четверки, концертная деятельность в России имеет шансы на восстановление.
Среди основных мер господдержки, которые помогли бы бизнесу, эксперты выделяют продление моратория на банкротство, налоговые отсрочки, предоставление компенсации подтвержденных затрат, выделение субсидий на оплату труда, а также содействие в получении льготных кредитов. Для того чтобы отрасль полностью восстановилась, нужно время. И, естественно, 100%-ная загруженность залов. Это именно тот случай, когда время не ждет, а организаторы, пытаясь выжить в сложившихся условиях, сталкиваются с новыми сложностями.
Справедливости ради стоит отметить, что Правительство Москвы уже анонсировало целый пакет мер поддержки кинопрокатчиков. Так, киносети смогут получить прямые выплаты из городского бюджета на компенсацию затрат по лицензионным договорам за пользование правами на отечественные фильмы: 100%, если средства потрачены с 1 января по 31 мая, и до 50% – с 1 июня. Общий объем поддержки не может превышать 50 млн рублей на одну киносеть.
Кроме того, город будет выделять гранты на рекламу отечественного кино, предусмотрит частичную компенсацию расходов на киносъемку на улицах и площадях Москвы. Запланированы также гранты кинокомпаниям, которые организовали съемки с 1 января по 30 сентября. Выплаты компенсируют до 25% затрат на аренду городских площадок для проведения съемок. Помимо этого, увеличится размер грантов и за проведение съемок на территории города и создание образа Москвы в киноискусстве.
При этом меры могут быть расширены, отметила в интервью ТАСС уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева: «Важно оказать поддержку в виде помощи с расторжением договоров в тех торговых центрах, где владельцы не понимают значимости кинотеатра для их торгового центра или продолжают требовать полный объем арендной платы, несмотря ни на что».
Меры поддержки кинопрокатчиков затронут, к счастью, не только столицу. Так, бизнес-омбудсмен Нижегородской области Павел Солодкий пояснил: «Уже вышло соответствующее постановление: частным кинотеатрам выдадут субсидии на оплату коммунальных платежей и на выплату зарплаты сотрудникам при условии сохранения определенного процента коллектива».
По словам омбудсмена Александра Гончарова из Челябинска, сообщество кинопрокатчиков «просит Правительство России разрешить так называемое принудительное лицензирование голливудских кинофильмов». «Для этого возможно создание единственной в стране государственной организации, которая будет получать прокатное удостоверение от Минкульта и делать отчисления правообладателям в рублях на какой-нибудь спецсчет. Со своей стороны, кинопрокатчики также будут делать отчисления данной организации. По мнению профсообщества, это единственный вариант решения проблемы», – пояснил он.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской республике Александр Прасолов, в свою очередь, предложил снизить аренду госимущества: «Собственники говорят, что имущественный налог не должен превышать 0,1% от выручки. В случае падения выручки будет и налог снижаться. Считаю, что это здравое предложение, которое нужно решать централизованно на федеральном уровне, поможет спасти бизнес не только кинотеатров, но и собственников другого торгового и административно-делового имущества, сохранит множество рабочих мест и инвестиционный климат этой и сопутствующих отраслей».
Директор агентства «Музгород» из Красноярска Александр Рыжов сетует в интервью «КоммерсантЪ» на «уменьшение событийности»: «Последствия для крупных площадок и крупных промоутеров катастрофические, – подчеркивает топ-менеджер. – Немногие российские артисты могут собирать стадионы и крупные арены. Для того чтобы выживать и сохранить персонал, необходимо переформатироваться под российских исполнителей. Но наши артисты не в состоянии компенсировать падение рынка: нужны новые имена, а они не появляются быстро».
Лед, конечно, тронулся, но до глобального потепления в отрасли еще далеко. И это понимают все участники рынка.
Что там в Европе?
При решении собственных проблем необходимо учитывать и международный опыт. В странах Европы практика прямой финансовой поддержки концертной, театральной отрасли и киноиндустрии стала повсеместной, государство на период вынужденного простоя покрывает от 60 до 90% заработных плат. Разные страны по-разному реагируют на культурные кризисы.
Во Франции любой объект культурной индустрии непременно поддерживается как на общенациональном, так и на региональном уровне, финансируются учреждения культуры (в том числе и частные), активно формируется культурная среда. В Великобритании всячески поддерживается именно частный сектор, поощряется предпринимательство в сфере культуры, что отражено в перечне главных направлений британской культурной политики. В Финляндии до сих пор не сформулирована национальная культурная политика, тем не менее государство удачно применяет лучшие модели европейского опыта. Учреждения культуры и художественные проекты финансируются через Совет по искусству, причем частично из национального бюджета, частично за счет доходов от национальной лотереи и отчислений букмекерских контор. Чаще всего в пример приводят Германию, где нет федерального министерства культуры, а культурные институции получают субсидии от правительств федеральных земель и муниципалитетов, при этом часто роль городов оказывается значительнее. Объемы ассигнований на поддержку частных и государственных игроков с каждым годом увеличиваются.
В европейских странах структура финансирования и поддержки театров, концертных организаций и кинотеатров так или иначе складывается исходя из национальных культурных традиций. В России же проблемы возникают задолго до применения реальных мер поддержки, трудности начинаются еще на этапе утверждения этих мер.
В сложившихся условиях помощь всей отрасли в должном объеме будет финансово затруднительна для нашего государства. Но, кроме того, у государства до сих пор не сложилось четкого понимания самой концертной индустрии, в которой, между прочим, задействовано 700 тыс. человек. Как мне кажется, нет четкого понимания, с кем именно вести разговор. Прямые субсидии и гранты для отрасли, безусловно, спасли бы ее.
«Изучение сферы культуры и культурных индустрий в Российской Федерации до последнего времени практически не выходило за пределы академических кабинетов. Несмотря на значительный объем авторитетных работ на эту тему, власти, регуляторные органы и статистика до настоящего времени на практике продолжают использовать терминологию и подходы 30–40-х годов прошлого столетия. Эта ситуация на протяжении десятилетий отрицательно сказывается как на развитии культурных индустрий, так и на эффективности государственной поддержки сферы культуры», – сообщается в исследовании «Сфера культуры и культурные индустрии РФ», проведенном информационным агентством InterMedia.
Неуверенная определенность
В отрасли действуют законы выживания: сначала банкротятся мелкие игроки, крупные же пытаются сопротивляться обстоятельствам в ожидании помощи государства. Индустрия в лучшем случае работает с нулевой прибылью, более распространенная ситуация – убытки, долги и, как следствие, банкротство.
И все же рано списывать со счетов всю киноиндустрию и концертно-театральную деятельность. Так, один из крупнейших российских фестивалей, «Дикая мята», прошел с 17 по 19 июня в Тульской области. Продюсеры фестиваля анонсировали увеличение его масштабов в 2022 году: два музыкальных уик-энда, 10-дневный кемпинг и больше 150 концертов. Это скорее исключение, которое в очередной раз доказывает правило.
Фестиваль «Дикая мята» практически не зависит от западных артистов, это фестиваль дикорастущей музыки. 95% артистов – из России. Западные же исполнители были украшением праздника. Но в этом году зрители даже не заметили отсутствия этого украшения. Некоторые организации смогли выстроить новую бизнес-модель, которая позволила им пережить кризис. Другие же просто сломались под гнетом давящих на них условий. Таким компаниям проще обанкротиться, чем проявить творческий и гибкий подход в решении проблемы. Если долгое время не меняются правила игры, то рынок входит в саморегуляцию. Каждая компания начинает собственную игру на выживание. Несмотря на, казалось бы, большое количество артистов, на самом деле их не так много. Удастся выжить тем компаниям, которые смогут открыть для себя интересных исполнителей и заключить с ними длительные контракты.
Во многом судьбу фестиваля предопределила беседа Клюкина с далай-ламой: «"Дикая мята" – это хорошее дело. Плохие события происходят без выходных. Почему, когда происходит что-то плохое, мы должны останавливаться в совершении чего-то хорошего?»
«Дикая мята» – не единственный стабильно развивающийся фестиваль в условиях кризиса. Среди успешных проектов можно выделить авиационный фестиваль «Небо: теория и практика».
Главный залог успеха – искренняя увлеченность организаторов своим делом, отношение к бизнесу как к делу своей жизни, а не просто как к способу зарабатывания денег.
Остаться в живых
О том, сколько индустрия будет восстанавливаться, скорее всего, рассуждать еще рано: не за горами очередная волна пандемии. Но если рассмотреть оптимистичный сценарий развития (без новых локдаунов, очередных санкций и при финансовой поддержке отрасли), восстановление может растянуться на долгие годы.
Концертная отрасль выживет в любом случае, но неизвестно, в каком виде и в каком государстве.
Эксперты, к которым Forbes Life обратился за комментариями, предсказывают падение доходов в стриминге на 25–30% при оптимистичном сценарии и на 50% – при пессимистичном. Проседание концертного рынка в международном секторе составит почти 100%, в отечественном – до 50%.
По мнению экспертов, опрошенных «Ъ», восстановление концертной индустрии может занять десять и более лет. Причиной этому станут не только последствия санкций, но и последствия пандемии, а также ее возможные новые витки. Все это «обернулось для отрасли настоящей катастрофой».
Для того чтобы концертная индустрия выжила, государство должно как минимум формально признать ее существование. На протяжении многих лет готовилось множество документов, но они не приняты и на практике не работают. Если государство вовремя не будет реагировать на сигналы бедствия этой индустрии, организаторы концертов все равно справятся с бедой самостоятельно, но с огромными потерями. Сейчас организаторы концертов просто чувствуют себя брошенными. Среди них немало серьезных, опытных профессионалов со стажем работы много десятков лет, они прекрасно понимают значимость своей работы для страны и общества, и, конечно, отсутствие поддержки властей в период катастрофы выглядит как минимум странно и непонятно.
Никто не мог предсказать пандемию, никто не мог предсказать события 24 февраля. Многие компании или изменили свой бизнес, или ушли с рынка. Предсказать развитие событий не возьмусь. Разумеется, субсидии могут помочь бизнесу, но не думаю, что в текущей ситуации это первоочередная задача Правительства. В любом случае, если не ставить дополнительных препон или, как принято теперь говорить, не кошмарить бизнес, отрасль смогла бы восстановиться примерно за два-три года. Но предсказывать очень сложно, все зависит от дальнейшего развития ситуации и в стране, и в мире.
Спасение театральной индустрии полностью зависит от руководителей театров. Если театр будет правильно ориентироваться в том пространстве, в котором он существует, если руководство выберет правильную динамичную политику развития, то ни о каком кризисе театральной индустрии речи идти не должно. Финансовые показатели театра зависят от его маркетинговой стратегии, менеджмента и, естественно, от качественного репертуара. Если при этом не нарушается культурная целостность театра, то кризис отрасли невозможен. Люди всегда ходили и будут ходить в театр, даже в самые сложные времена. Более того, чем сложнее ситуация, тем больше человеку хочется прикоснуться к прекрасному. Это касается не только государственных, но и частных театров. Государственная программа «Пушкинская карта» доступна и для частного бизнеса, а это огромный пласт поддержки. Никто не запрещает частным театрам проявлять креативность и гибкость в управлении. Сегодня существует достаточно программ по поддержке и частных театров, и государственных, гранты для них. Всего этого достаточно для развития театральной индустрии. А банкротства были, есть и будут. Это естественный процесс эволюции. Сегодня гибкость и умение быть на волне – самое главное. В первую очередь, театр – это маркетинг, позволяющий искусству развиваться.
На фоне кризиса многие компании вынужденно подстроились под требования рынка. Этим можно объяснить распространение онлайн-кинотеатров, трансляцию спектаклей и музыкальных концертов в интернете. Более того, такие проекты даже удается монетизировать. Однако до этих потрясений зрители ходили в кино, в театр, на концерт не только ради потребления контента, но и для получения эмоций, энергии, общения, которые не купишь за деньги.