Во время пандемии коронавируса туристический сегмент оказался на грани фола, потеряв 60% доходов. Сегодня ситуация еще более нестабильна: страны то открывают, то закрывают границы, не определена судьба ковидных ограничений в будущем, аэропорты работают нестабильно.
Кризис недоверия
Во время пандемии коронавируса туристический сегмент оказался на грани фола, потеряв 60% доходов. Сегодня ситуация еще более нестабильна: страны то открывают, то закрывают границы, не определена судьба ковидных ограничений в будущем, аэропорты работают нестабильно.
Согласно маркетинговым исследованиям агентства Ipsos, среди разных туристических организаций наибольшим доверием пользуются компании, занимающиеся перевозками и бронированием билетов.
Несмотря на сложную ситуацию, не существует кризиса доверия населения к туристической отрасли. Наоборот, их взаимосвязь усилилась. Именно туроператоры решают все вопросы туристов. Не стоит забывать, что бизнес оказал неоценимую поддержку гражданам в сложившейся ситуации в марте 2022 года. 150 тыс. российских туристов были возвращены в Россию коммерческими рейсами. И это благодаря содействию туроператоров. Только в июне государство выделило средства на компенсацию этих расходов. Сегодня проблемы с бронированием и оплатой отелей и авиабилетов еще теснее сближают потребителей с туроператорами.
Еще свежи в памяти новости о громких банкротствах туроператоров: потребители стали более тщательно и осознанно подходить к выбору, учитывать не только на ценовую политику, но и степень надежности. Онлайн-гипермаркетом туров Travelata.ru составлен рейтинг надежности туроператоров. Максимально возможная итоговая оценка туроператора по сумме всех критериев — 100 баллов. В рейтинге участвуют 24 крупнейших туроператора, которые были оценены по 10 основным критериям, характеризующим туроператоров с точки зрения надежности: срок существования компании на рынке, объем предоставляемых услуг, стоимость активов компании и т.д.
Путешествие с препятствиями
По итогам 2021 года оборот отрасли оценивается в 2,5 трлн рублей (в 2019 году он составлял 1,6 трлн рублей) – 80% от докризисного уровня. По данным ИА REGNUM, доля убыточных компаний в России в 2021 году снизилась с 68,9 до 39,1% год к году. Прибыль предприятий отрасли составила 1,9 млрд рублей, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 0,3 млрд рублей. Совокупный убыток предприятий туристической отрасли составил 1 млрд рублей против 7,2 млрд рублей годом ранее.
Прибыль гостиниц составила 17,5 млрд рублей против 1,7 млрд рублей годом ранее. Доля убыточных гостиниц снизилась с 77,3 до 43,4% соответственно.
Задолженность туроператоров перед клиентами на сегодняшний день составляет 40 млрд рублей
Первые пандемийные ограничения привели к тому, что в 2020 году Ростуризм оценил долги бизнеса перед клиентами в 44 млрд рублей.
К началу 2022 года ситуация начала стабилизироваться: доверие туристов к отрасли восстанавливалось, долги бизнеса перед туристами сократились на 82% (6,5 млрд рублей). Но внезапно нагрянувший санкционный кризис привел к тому, что сумма долга увеличилась до 40 млрд рублей по оценке Росстата.
Эта задолженность сформировалась из-за пандемийных ограничений во всем мире. Ни российские, ни иностранные партнеры деньги не возвращали, соответственно, у туроператоров не было возможности вернуть эти деньги клиентам. На этом фоне правительством был придуман беспрецедентный блестящий механизм отсрочки обязательств перед потребителями. И эта сумма была распределена на 2 года (2020, 2021). В 2021 году туроператоры не банкротились, а пытались выполнять свои обязательства перед туристами. В марте 2022 года было принято решение о продлении отсрочки для туроператоров до конца года.
Глава Ростуризма Зарина Догузова в ходе рабочей поездки в Екатеринбург сообщила ТАСС, что доступность Турции для российских туристов помогает сократить долги со стороны туроператоров.
Для нас очень важно было, чтобы Турция для наших туристов была доступна. В первую очередь потому, что объем долгов очень большой был перед туристами у туроператоров, которые на момент введения санкций были сформированы. Для меня, как для руководителя отрасли, было очень важно дать возможность бизнесу исполнять обязательства перед туристами. Мы сегодня видим: благодаря тому что у нас авиасообщение и на наших самолетах, и на «Турецких авиалиниях», долг сокращается, и люди, по возможности, едут за рубеж. (Комментарий, ТАСС, 24.06.2022).
В интервью «КоммерсантЪ» вице-президент Ассоциации туроператоров России Артур Мурадян отметил, что туристический поток в 2022 году упадет на 80%, а это без поддержки со стороны властей приведет к уходу игроков с рынка. Большие надежды рынок возлагает на Турцию. Именно это направление примет на себя основной поток при распределении 40 млрд рублей. И все же многие туристы придерживаются небольшого горизонта планирования (1-2 недели), что не позволяет сделать более точные прогнозы объема рынка и доходов отрасли в 2022 году.
Особенно тяжело приходится операторам, работающим с европейским рынком. Свой вклад вносят ограничения на использование российских кредитных карт и проблемы с покупкой валюты. Неизбежны банкротства и уход с рынка некоторых игроков.
Общая сводка показателей туристической отрасли за 2021–2022 годы сформирована на основе данных Федерального агентства по туризму и Росстата РФ.
Геополитическая ситуация привела к тому, что внутренний туризм стремительно набирает обороты. Но и этот сегмент рынка подвержен колебаниям и падениям.
По прогнозам Ростуризма, внутренний турпоток в России с мая по сентябрь 2022 года должен показать рост от 4 до 30%. При этом на панельной дискуссии выставки MITT была озвучена цифра 60%. Таков спад в сегменте бронирования отелей и гостиниц
По прогнозам Ростуризма, внутренний турпоток в России с мая по сентябрь 2022 года должен показать рост от 4 до 30% (в зависимости от направления). Предположительно, общее число туристов внутри страны превысит 31 млн человек. Наиболее значительное увеличение турпотока ожидается на черноморских курортах: только на классифицированные объекты размещения – в гостиницы и санатории – приедет до 8 млн человек. Вопреки оптимистичным прогнозам продажи проседают. Это связано в первую очередь с закрытием ряда российских аэропортов на юге страны. Например, на панельной дискуссии выставки MITT была озвучена цифра 60%, это спад в сегменте бронирования отелей и гостиниц. В то же время сектор туристических программ и курортов премиального класса не подвержен подобным рискам. Стоимость подобных туров высока, проседания рынка не было и не предвидится.
Стоит отметить, что повышенный спрос на внутреннем рынке сформировался не только благодаря закрытию аэропортов, границ, наложению санкций. Большую роль сыграла мотивационная политика государства в виде кешбэков и запуска чартеров внутри страны.
За внутренним туризмом будущее, я об этом говорил еще в 2012 году, а с 2016 году активно продвигаю стиль жизни «Пора путешествовать по России». Спрос будет расти и через пару лет, и через большее количество лет, так как реально активно меняется туристическая инфраструктура, да и предложения на рынке внутреннего туризма. Предложение рождает спрос. Механизм и проекты, заложенные в национальный проект “Туризм и индустрия гостеприимства”, имеют долгосрочный характер.
Итоги I квартала 2022 года выявили новую десятку лидеров.
Несмотря на оптимистичный сценарий развития въездного туризма, который успешно преодолел пандемийные препятствия, история внесла свои коррективы. Экономические санкции, нестабильность валютных курсов, закрытие аэропортов привели к сокращению уровня въездного туризма. Пассажиропоток из стран, которые могли бы обеспечить туристическую отрасль России доходами, прекратился. Многие компании туриндустрии снова оказались под угрозой банкротства.
В I квартале 2022 года лидерами стали Египет, Турция, ОАЭ. Топ-10 популярных у россиян направлений претерпел изменения.
По данным Федерального агентства по туризму, к июню 2022 года в Едином федеральном реестре туроператоров России (ЕФР) числилось 4295 туроператоров, что всего лишь на 0,07% меньше, чем в 2020–2021 годах (4298), но на 7% меньше, чем в допандемийном 2019 году (4571).
Сложившаяся ситуация принесла наибольший урон туроператорам, работающим с международными рынками, у которых в приоритете выездной туризм. Среди компаний, ориентирующихся на внутренний туризм, преобладают субъекты малого и среднего предпринимательства, которые понесли меньше потерь благодаря программам господдержки.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, неоднородна и динамика количества коллективных средств размещения туристов. Итоги 2022 года пока не подведены, но можно предположить, что он не будет выбиваться из общего тренда.
Неустойчивый спрос усугубляется неустойчивой ценовой политикой. Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, индексы потребительских цен пассажирского транспорта (с 2019 по 2022 год) подвержены колебаниям в зависимости от текущей конъюнктуры рынка.
Вклад туризма в ВВП России составляет около 4%, и этот уровень считается низким: в других странах показатель в несколько раз выше (например, во Франции – 8,5%, Китая — 11,3%, Испании — 14,3%). Согласно нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства», поставлены цели увеличить вклад отрасли в ВВП до 8,2 трлн руб. к 2030 году, привлечь в отрасль 600 млрд руб. частных инвестиций, более чем в 2 раза увеличить количество поездок по стране (до 140 млн в год), увеличить количество рабочих мест в отрасли (до 4,2 млн). Реализация нацпроекта предполагает большие объемы финансирования: до 2030 года 529 млрд руб. из федерального бюджета и еще 72 млрд руб. из региональных. Также делается немалая ставка на привлечение частных инвестиций.
Из лидеров в банкроты
По данным Центра социально-социологических исследований, по итогам 2019 года представители туркомпаний (77%) высоко оценивали перспективы развития отрасли, 54% прогнозировали улучшение положения дел. Но жизнь внесла свои коррективы.
Первая волна банкротств прокатилась в 2013 году, когда возникли проблемы в странах, где находятся популярные у россиян курорты. В Греции бушевал экономический кризис, а в Египте – политическая нестабильность. Отрасль пошатнулась. Только за 2012–2015 годы более 15 туроператоров объявили себя банкротами. Среди них небезысвестные «Нева», «Лабиринт», «Солвекс-Турне», «Южный крест», «Верса» и др. Добавил трагизма тот факт, что большинство из них обанкротились в разгар летнего сезона, оставив тысячи и десятки тысяч туристов без денег и отдыха. В качестве мер поддержки была принята государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма на 2013–2023 годы». Именно тогда были заложены основы развития внутреннего туризма.
За последние 10 лет банкротства в сфере туризма перестали кого бы то ни было удивлять, а количество разорившихся компаний только растет.
Ежегодно банкротятся от 3 до 10 крупных туроператоров, а количество обанкротившихся мелких турфирм и турагентств уже не имеет для рынка существенного значения
Несмотря на отсутствие коллапсов в отрасли с 2015 по 2017 год, истории банкротства повторялись с завидной регулярностью. Обанкротились туроператоры «Трансаэро Тур», «Коннайсанс Тур», Ted Travel и др.
История с пандемией коронавируса и сложная геополитическая ситуация в последнее время вновь пошатнули отрасль. Уход с рынка греческой компании Mouzenidis Travel привел к аннуляции туров на 1 млрд рублей. По данным страховой компании «ТИТ», коэффициент выплат средств туристам, которые не смогли отправиться на отдых, составил 5,04–13,83% от полной стоимости тура.
Банкротства туроператоров носят единичный характер, некорректно говорить о массовом банкротстве в туристической отрасли. Они были в первый период пандемии, сейчас их нет. Туроператоры работают стабильно, насколько это возможно в данной ситуации. К турагентствам и вовсе неприменим термин “банкротство”. Ввиду низкого потока туристов в конкретном агентстве, невозможности выплачивать заработную плату и арендные платежи помещений турагентства вынуждены закрываться.
Чтобы выполнить свои обязательства перед туристами и минимизировать убытки в 2022 году, туристические компании будут вынуждены подстраиваться под правила рынка. Отрасль ждет серия поглощений мелких игроков более крупными, процесс банкротства туркомпаний продолжится. Не исключено и использование серых схем ведения бизнеса в связи с ухудшающимся финансовым положением компаний. Конечно, это создает дополнительные риски для клиентов и не придает предпринимателям уверенности в завтрашнем дне. И тем менее можно говорить о восстановлении отрасли туристического бизнеса.
Один из авторов исследования ВШЭ (в партнерстве с Российским союзом промышленников и предпринимателей), директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев в интервью «Газете.Ру» отметил, что российский бизнес проходит кризис лучше, чем изначально ожидалось, и лучше по сравнению с зарубежными аналогичными компаниями. Такой результат объясняется тем, что российские компании оказались лучше подготовлены к появлению «черных лебедей» — труднопрогнозируемых и редких событий, которые имеют значительные последствия для экономики. «Это привело к расчистке рынка и уходу многих неэффективных компаний», — говорит Яковлев.
Во время пандемии в туристической отрасли сложилась парадоксальная ситуация. Бизнес проявил небывалую маневренность. Даже компании (мелкие, нишевые), которые, по мнению наблюдателей, находились в зоне риска, сумели приспособиться к ситуации и продолжить работу. Закрылись в основном турагентства (5–7 тысяч компаний, или 30%). Турагентствам выживать сложнее. Среди туроператоров под угрозой оказались нишевики, работающие в одном направлении. Но даже эти компании адаптировались к ситуации, и тотального банкротства в отрасли не произошло.
В интервью «Газете.ру» вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин высказал мысль, что консолидация отрасли продолжится и в 2022 году: «Но не стоит говорить, что консолидация идет за счет банкротства. Правильнее говорить о перестройке рынка туруслуг. За 5 лет рынок внутренних туруслуг вырос с 800 до 4000 компаний».
В том же интервью управляющий директор Tez Tour Димитрис Харитидис предположил, что возможна волна банкротств не только туристических агентств, но и крупных туроператоров: «Уходят с рынка еще и потому, что во время кризиса такой бизнес становится кому-то просто неинтересным, а не потому, что произошло банкротство».
В 2022 году менее всего будут подвержены кризису и банкротству те компании, которые ориентированы на рынки Турции, Египта, ОАЭ
В 2022 году не стоит ждать банкротств крупных туроператоров, аналогичных Mouzenidis Travel, об этом заявила «Известиям» глава Ростуризма Зарина Догузова, комментируя вопрос о возможном банкротстве туроператоров в текущем году. «Мы делаем для этого все возможное. Чтобы предотвратить проблемы туристов, Ростуризм применяет превентивные меры. Буквально на днях из реестра за серьезные нарушения мы исключили двух туроператоров по внутреннему туризму», – заявила Зарина Догузова.
Проблемы с финансовыми гарантиями приводят к тому, что из реестра исключается много выездных туроператоров. При этом Ростуризм косвенно признаёт, что данный механизм бесполезен, и планирует ввести очередной «страховочный фонд».
А пока рынок вступил в процесс санации: мелкие игроки уходят друг за другом. Первый приказ 2022 года сразу же вычеркнул из списка 30 турфирм. За первую половину 2022 года было издано три приказа, каждый из которых устраняет с рынка десятки турфирм. У мелкого и среднего бизнеса в таких условиях шансы на выживание сокращаются, а банкротство может стать ожидаемой реальностью. Может ли передел рынка привести к олигополии?
Олигополия отрасли – туристическо-конспирологическая теория, начавшая свое существование еще в 2012 году. На самом деле это утопическая схема, которая не учитывает реалии существования отрасли. Туризм – это не только доходы, но и проблемы, которые нужно решать постоянно. И на сегодняшний день не существует ни одной структуры, которая стремилась бы заполучить большую долю рынка, а вместе с ней и эти проблемы. Рынок туризма – это рынок конкуренции.
Причем добровольно покинули рынок всего четыре компании. В основном из реестра туроператоров их вычеркнули в связи с невозможностью найти страховщика, от этого пострадали 54 компании.
Приключения валюты
Резкое изменение валютных курсов, используемых туроператорами для расчета стоимости туров, стало самой обсуждаемой темой. К началу лета 2022 года наметилась тенденция снижения внутренних курсов валют у российских туроператоров. Причина банальна: падение доллара и евро к рублю, зафиксированное на Мосбирже. У туроператоров курс ежедневно корректируется.
Динамика такова, что у многих туроператоров и доллар и евро демонстрируют рост, хотя совсем недавно мы наблюдали их снижение. Эти цифры реалистично смотрятся на фоне курса ЦБ РФ. Укрепление рубля порождает надежды туристов на снижение стоимости продуктов от туроператоров. Долгожданного же снижения пока не происходит.
Стоимость отдыха напрямую зависит от турбулентности курса валют, стоимости авиа- и железнодорожных перевозок, повышения цен на некоторые продукты питания или на коммунальные услуги. Туризм, его рабочее состояние, к сожалению, как никакая другая отрасль, зависит от многих смежных отраслей.
Свои правила игры пытается установить туроператор ANEX Tour. 2 июня опубликовано предупреждение турагентам о том, что с 6 июня 2022 года вводится сразу два внутренних валютных курса: один для оплаты текущих бронирований, второй – для переноса денег на новые заявки по ранее несостоявшимся турам. Представители туроператора пояснили TourDom.ru: «Техническая реализация находится на этапе запуска. Фактически это будет исполнено как появление второй строки с курсом под первым в личном кабинете агента. Внутренние курсы будут отличаться для оплаты новых бронирований и переноса средств из отмененного тура».
Между туроператорами и клиентами возникают резонные недопонимания: на чьи плечи лягут риски, связанные с волатильностью валюты? Приобретенные туры по одной цене и по одному валютному курсу до сих пор не состоялись. Курс изменился, а изменение стоимости тура может достигать 25%. Чьи это риски? Вопрос остается риторическим.
Стоимость турпродукта зависит от курса валюты. Но расчеты осуществляются в рублях на дату платежа по курсу, установленному туроператором. Этот пункт есть в договорах и не противоречит законодательству. Истина где-то посередине.
По оценке туроператоров, в апреле 2022 года, после резкого повышения курсов евро и доллара по отношению к рублю, выросла на 30–55% и стоимость турпродуктов. Укрепление рубля после апрельского кризиса успокоило рынок. Но цифры варьируют у разных операторов. По данным Coral Travel, например, снижение стоимости туров на самом популярном турецком направлении с апреля составило 20–25%.
Сложившаяся позитивная динамика имеет и обратную сторону. Не стоит забывать о подорожании топлива и нехватке авиаперевозчиков. В интервью порталу «Интерфакс-Туризм» глава отдела по связям с общественностью туроператора Coral Travel Марина Макаркова пояснила: «На рынке нет чартерной перевозки, а на регулярных рейсах используются воздушные суда меньшей вместимости. Кроме того, компоновка таких самолетов более комфортная, кресел в салоне меньше, соответственно, и себестоимость рейсов выше. Вторая причина – рост себестоимости топлива. Наконец, перевозка по многим направлениям подорожала из-за продолжительности перелета, так как самолеты облетают зону конфликта».
Как пояснил порталу «Интерфакс-Туризм» глава холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин, курс достиг исторического минимума, и это способствует большей доступности авиабилетов. Но цены на них не меняются пропорционально изменению курса: «На стоимость международных билетов влияет несколько факторов, основной из которых – это количество рейсов. Второй фактор – спрос. Помимо этого, очень важен тариф. И иногда этот фактор более важен, чем курс рубля к мировым валютам. В любом случае курс меняется ежедневно, и по мере его падения цена тоже корректируется в меньшую сторону. Но первично в этом вопросе количество самолетов и спрос на рейсы».
«Опять не выпускают самолет»
Росавиация в 21-й раз продлила запрет полетов, введенный после начала военных действий на Украине. По сообщению Федерального агентства воздушного транспорта, «режим временного ограничения полетов в 11 российских аэропортов продлен до 6 июля 2022 года, 03:45 по московскому времени. Временно ограничены полеты в Анапу, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элисту. Российским авиакомпаниям рекомендовано организовать перевозку пассажиров по альтернативным маршрутам, используя аэропорты Сочи, Волгограда, Минеральных Вод, Ставрополя и Москвы. Остальные аэропорты Российской Федерации работают штатно».
Авиакомпаниям пришлось отменить рейсы не только в эти города, но и за рубеж, поскольку страны Европы, США, Канада, Австралия и другие закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов.
На помощь аэропортам пришла компания «РЖД». Чтобы спасти ситуацию с перевозками по южным направлениям, введены дополнительные поезда из Адлера, Анапы, Новороссийска, Сочи и других городов юга России, а также увеличено количество мест в поездах.
В июне 2022 года владельцы аэропортов обратились к властям за разрешением открыть магазины duty free. В сложившейся ситуации это позволило бы аэропортам сохранить свое финансовое положение и увеличить выручку на фоне падения международного трафика. До конца 2023 года предполагается ввести режим беспошлинной торговли на внутренних рейсах. В настоящее время эта инициатива рассматривается в аппарате первого вице-премьера Андрея Белоусова.
Правительство РФ уже утвердило комплексную программу развития российской авиатранспортной отрасли до 2030 года. Соответствующее распоряжение подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Согласно документу, на эти цели в ближайшие 7 лет выделят 770 млрд рублей, из них 150 миллиардов авиаиндустрия получит уже в этом году
Кроме того, по поручению Владимира Путина в конце апреля текущего года на поддержание деятельности аэропортов двумя траншами направлены субсидии. Общая сумма поддержки составляет 3 млрд руб. Средства выделены из Резервного фонда РФ. Решение продиктовано тем, что в условиях кризисного периода аэропортам важно сохранить инфраструктуру и квалифицированный персонал. Правительственная поддержка планируется вплоть до октября 2022 года.
На совещании, посвященном подготовке к летнему туристическому сезону, вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко сформулировал решение вопроса транспортной доступности: «В решении вопроса транспортной доступности юга России будут приниматься системные меры. Минтрансу совместно с регионами необходимо отрегулировать и увеличить объем мультимодальных перевозок по единому билету. Это даст возможность гражданам рассматривать альтернативные маршруты к местам отдыха».
Правительство РФ уже утвердило комплексную программу развития российской авиатранспортной отрасли до 2030 года. Соответствующее распоряжение подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Согласно документу, на эти цели в ближайшие 7 лет выделят 770 млрд рублей, из них 150 миллиардов авиаиндустрия получит уже в этом году. Денежные средства, в частности, пойдут на строительство более чем 1000 отечественных самолетов: порядка 140 воздушных судов SSJ New, 270 МС-21-310, по 70 бортов Ил-114-300 и Ту-214. Также запланированы поставки малоразмерных ТВРС-44 «Ладога», Л-410 и «Байкал» (ЛМС-901). Эти меры призваны помочь перевозчикам отказаться от иностранных бортов.
Отпустите меня в Гималаи
Ни кризис туриндустрии, ни банкротства туроператоров не могут повлиять на привычку россиян отдыхать именно на морском побережье. Отложенный из-за пандемии спрос станет важным фактором восстановления туристической отрасли в этом году. Ростуризм прогнозирует в 2022 году рост внутреннего турпотока в России в диапазоне от 4 до 30% в зависимости от направления. Правительство ожидает, что внутренний турпоток в 2022 году составит более 61 млн человек.
География туров значительно расширилась. Причин несколько. Первое – это расширение чартерных программ, развитие которых началось в 2020 году. Благодаря этой программе буквально недавно организованные туристы полетели на Кавказ, Алтай, Камчатку. Это новые регионы в чартерной программе. И они добавились к Бурятии, Сахалину, Татарстану, Мурманской области. Второе. Активно начал развиваться железнодорожный туризм. РЖД запускает туристические поезда в разные регионы страны, например тур в Калмыкию, который в этом году добавился к многочисленным турпоездам в другие регионы, которые начали активно развиваться в 2020–2021 годы. Не могу не сказать об очень активно развивающемся межрегиональном туристическом проекте “Яркие выходные в Приволжье”, в рамках которого развивается активное сотрудничество туроператоров 14 регионов страны при поддержке региональных органов власти и при взаимодействии с куйбышевским и горьковским филиалами АО “ФПК”. Жители регионов Приволжского федерального округа получили возможность на специальных туристических поездах осуществлять поездки выходного дня.
По оценке Зарины Догузовой, для 57% россиян отдых на море является самым востребованным. На втором месте – культурно-познавательные путешествия.
Количество потенциальных туристов в 2022 году, которые после событий 24 февраля не готовы планировать свой отдых, выросло в два раза по сравнению с 2021 годом, когда в разгаре была пандемия коронавируса.
Что подарил нам май
Туркомпании то получают прибыль, то банкротятся. Особняком стоит май, традиционно прибыльный для туристической отрасли. Поисковой системой Tourvisor было зафиксировано увеличение количества индивидуальных заявок и бронирований в 2,5 раза.
Наибольшей популярностью пользуется Турция. Внутренний туризм продемонстрировал повышенный спрос на поездки в Дагестан и сокращение количества туристов в Калининграде. Сумма среднего чека за отдых уменьшилась на 24 823 рубля.
В МТС проанализировали данные Big Data по перемещениям абонентов на майские праздники. Из аналитики сотового оператора следует, что самый заметный рост имел место в Дагестане: количество посетивших этот северокавказский регион выросло на 34% по сравнению с тем же периодом 2021 года. Также увеличился поток в Томскую область (+30%), Якутию (+29%), Красноярский край (+24%) и Смоленскую область (+20%). В то же время сократилось количество туристов в Калининградской (–21% к 2021 году), Брянской (–18%), Белгородской областях (–14%), Республике Коми (–11%), Свердловской области (–10%) и Забайкальском крае (–10%).
Среди зарубежных направлений на майские праздники, по данным МТС, по сравнению с прошлым годом больше всего вырос турпоток в Турцию, Таиланд, далее следуют Узбекистан, Израиль и Грузия. Кроме Турции в число самых популярных у россиян стран вошли Абхазия и ОАЭ, а из преимущественно нетуристических в числе лидеров оказались Белоруссия и Казахстан.
Самыми надежными и востребованными туроператорами в мае показали себя Anex, Biblioglobus, FUN&SUN (TUI), Интурист, Sunmar. На долю этой пятерки пришелся 51% всех бронирований. Anex лидирует, если речь идет о поездках в Турцию, Абхазию и ОАЭ, «Интурист» – в Египет, Biblioglobus – по России. FUN&SUN (TUI) – на втором месте по поездкам в Турцию и ОАЭ.
Активность рынка такова, что в мае 2022 года продемонстрированы самые высокие показатели , если сравнивать с аналогичными периодами за прошлые годы. Видимо, «выстрелил» отложенный спрос.
На вкус и цвет трендов много
Каждый новый кризис провоцирует очередной виток развития отрасли. Постоянно меняющиеся условия существования туриндустрии диктуют появление новых трендов. По версии маркетингового агентства RMAA Travel, именно эти тренды будут лежать в основе туристического бизнеса в 2022 году.
Большую популярность набирают нетрадиционные туристические маршруты. По итогам 2021 года зафиксирован небывалый рост интереса к таким немассовым направлениям, как Танзания, Мальдивы, Куба, Сейшелы. В 2022 году этот тренд только усиливается.
Сегодня четко сформировались тренды: событийный, экологический, промышленный, гастрономический туризм. Эти направления не просто тренды, они становятся “якорями” развития туризма на отдельных территориях.
Пользуется спросом турпродукты по узким направлениям внутреннего туризма (гастрономические, культурно-познавательные, промышленные и другие туры). Набирает обороты детский и языковой туризм в России.
Экотуризм как отдельный сегмент рынка имеет большой потенциал, но на сегодняшний день его доля в общем объеме туристических продуктов составляет всего 2%. Сегменту делового туризма придется полностью трансформироваться, чтобы выжить.
Подстелить бы соломки
Статус туроператора предполагает, что у компании есть обязательные финансовые гарантии. Все чаще в отраслевых кругах обсуждается, что некоторые туроператоры не могут получить или пролонгировать финансовые гарантии. Есть все же альтернативные пути: создание фонда премиальной ответственности до 7% общей цены турпродукта. Тем не менее оба варианта сопряжены с финансовыми трудностями для всех участников рынка. На этом фоне становится понятно, почему тема банкротства в туристической отрасли сегодня как никогда актуальна.
Проблемный вопрос, связанный со страхованием ответственности туроператоров и возможностями страховщиков оставаться на рынке, возник не сегодня. Предпосылки для этого были заложены в 2014 и 2018 годах, когда происходили веерные банкротства. Изначально страхование действительно заменяло лицензирование туроператорской деятельности. Но сегодня отрасль должна развиваться самостоятельно, а страхование призвано быть дополнительным инструментом ее регулирования, но не единственным механизмом допуска туроператора на рынок. Альтернативными инструментами могут стать законы о туризме, об электронной путевке. Эта проблема не является исключительно российской. В мировой практике есть похожие примеры, например, фонд ATOL в Великобритании взял на себя обязанности перед туристами после банкротства туроператора Thomas Cook.
Страховые компании с неохотой сотрудничают с туроператорами. Страхование ответственности туроператоров становится не таким уж интересным направлением для страховых компаний, гораздо рентабельнее заниматься страхованием туристов.
Страхование ответственности туроператоров – сложно просчитываемый риск, который зависит от множества факторов: и от проблем авиакомпаний, и от пандемийных ограничений, и от закрытых границ, которые невозможно было прогнозировать, и от сложностей авиационных перевозок. Сам рынок настолько многогранен, что невозможно предполагать, что именно может послужить предпосылкой банкротства туроператора. Страхование туристов имеет более простой и понятный механизм, выработанный многолетней практикой. Конечно, пандемия внесла и сюда свои коррективы, но их можно просчитывать, прогнозировать, разрабатывать новые программы.
В интервью порталу TourDom.ru генеральный директор «КС Групп» Евгений Васильев пояснил: «Возможный уход с рынка ряда мелких туроператоров по внутреннему туризму явно не будет связан с проблемами получения фингарантий. В выездном туризме все сложнее, и на это есть веские причины, вовсе не связанные с тем, что страховщики отказывают просто так. Если ранее часть потенциальных рисков страховщика перекрывалась поступлениями денежных средств от иных продуктов (полисы ВЗР, страховки от невыезда и т. д.), то сейчас эти доходы вовсе отсутствуют».
В начале весны 2022 года минимизировали свое присутствие на российском рынке два крупных игрока страхового рынка: итальянская Generali вывела своих представителей из совета директоров «Ингосстраха», французская AXA – из «РЕСО гарантии». Зарубежное перестрахование для туроператоров стало недоступным.
Еще в 2016 году была создана Российская национальная перестраховочная компания (РНПК). В марте Банк России докапитализировал ее с 71 млрд руб. до 300 млрд руб., после чего РНПК приняла на себя 100% рисков по договорам, попавшим под санкционные ограничения. Кроме того, РНПК, как и Агентство по страхованию вкладов, имеет госгарантии. Таким образом, в случае если наступит крупное событие, из-за которого страховщикам не хватит ресурсов РНПК, правительство выделит дополнительные средства.
По результатам опроса страховых компаний Всероссийским союзом страховщиков, при расчетной потребности в страховом покрытии со стороны туроператоров в сфере выездного туризма на 2022 год в размере 7,5 млрд рублей (при прогнозируемой общей цене турпродукта за 2021 год в размере 150 млрд рублей), страховое сообщество может обеспечить только З млрд рублей, то есть менее 50% от общей потребности. При этом игроки туристического рынка вынуждены нести и другие обязательства по пополнению разнообразных «фондов ответственности».
Позиция Всероссийского союза страховщиков заключается в том, что в туризме должны использоваться другие механизмы защиты интересов туристов на случай неисполнения обязательств туроператорами. Например, солидарный фонд ответственности, пополняемый всеми участниками рынка и контролируемый государством. Однако он может быть создан только вместе с принятием законопроекта об электронной путевке.Эта система нужна для учета количества проданных туров.
Поддержим отечественные города
Избежать массовых банкротств туркомпаний позволит государственная программа развития туристической инфраструктуры в регионах.
Свыше 3,5 млрд рублей будет направлено на создание кемпингов и автокемпингов, обустройство пляжей, разработку электронных путеводителей, формирование доступной туристской среды для инвалидов и реализацию других инициатив в сфере туризма
Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Речь идет о грантовой поддержке проектов в сфере туризма в 2022 году в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Более 1,2 млрд рублей пойдет на развитие пляжных зон на берегах морей, рек и озер, создание национальных туристских маршрутов с системой навигации, установку информационных центров для путешественников в 21 регионе. Имеется в виду Крым, Пермский край, Владимирская, Мурманская, Псковская, Тульская и Сахалинская области. На создание новых кемпингов и автокемпингов на Камчатке, в Адыгее, Чечне, Краснодарском крае, Костромской области и еще нескольких регионах будет направлено 0,7 млрд рублей. Более 1,5 млрд рублей предусмотрено на создание электронных путеводителей, развитие туристской среды для людей с ограниченными возможностями и приобретение оборудования для туристских информационных центров. Средства получат 22 территории, в том числе Ингушетия, Северная Осетия, Татарстан, Сахалинская, Мурманская, Псковская, Тульская, Ульяновская области и Камчатский край.
Гранты на софинансирование поддержки общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры, получил 21 регион РФ. Общая сумма субсидии из федерального бюджета – почти 1 млрд 258 млн рублей.
«КоммерсантЪ» пишет: «Аэропорты готовят свои предложения по перераспределению 100 млрд рублей субсидий, которые до октября должны получить авиакомпании на поддержание пассажиропотока. Часть этих средств аэропорты хотят получить сами и напрямую. Обсуждается два пути, как их распределять: часть игроков предлагает компенсировать падение пассажиропотока, как в пандемию, тогда как другие хотят учитывать затраты каждого аэропорта».
Федеральным агентством по туризму осуществляется очень большая поддержка предприятиям туротрасли. Эффективность запущенной программы “Туристический кешбэк” уже ни у кого не вызывает сомнения, доказано на практике. Да, и грантовая политика Ростуризма дает уже свои реальные плоды. Без этих грантов во многих регионах не были бы запущены многие проекты, в том числе по созданию глэмпингов.
Падение пассажиропотока и, как следствие, доходов аэропортов неравномерное. По данным «Ъ», «Внуково» потеряло около 20% трафика, «Домодедово» — около 30%, «Шереметьево», по разным данным, 15–30%. Среднеотраслевое значение – 25%.
Малые меры большой поддержки
Туристическая отрасль оказалась гибкой и устойчивой к стрессовым ситуациям на рынке. Тем не менее участники турбизнеса считают положение отрасли критической.
В ходе собрания Ассоциации туроператоров России исполнительный директор Майя Ломидзе представила на утверждение членам ассоциации список 19 первоочередных мер поддержки туротрасли, которые будут направлены от имени ассоциации в Ростуризм и другие органы исполнительной власти РФ.
В результате на 2022 год приняты действенные меры, призванные поддержать отрасль в целом и спасти от банкротства некоторые туркомпании в частности.
С 15 по 18 июня 2022 года в Санкт-Петербурге состоялся 25-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В Ростуризме коротко подвели его итоги.
Представители бизнеса и государства подписали соглашения о развитии гостиничных и санаторно-курортных комплексов на сумму более 200 млрд рублей. Инвестиции будут направлены на создание более чем 40 туристических проектов.
Презентовали программу национальных туристических маршрутов и представили первые пять маршрутов. Один из маршрутов, «Сибирские каникулы», проложен по местам, где любит отдыхать президент.
Подписали соглашения с 21 регионом по развитию межрегиональных проектов в туризме: «Великий Волжский путь», «Большой Урал» и др.
4. На профильной панельной сессии и со СМИ обсудили программы по ускоренному развитию гостиниц различных форматов. Идет работа и над стандартизацией. В этом году будут утверждены стандарты «все включено» и «ультра все включено», в разработке стандарт по комфортным номерам семейного типа.
Рост экспорта туризма – важнейшая задача. В приоритете – скорейший запуск механизма единой электронной визы.
Правительство РФ в рамках антикризисной поддержки отрасли разрешило турагентам до конца 2022 года продолжать работу без внесения сведений в единый федеральный реестр турагентов, который создается по аналогии с реестром туроператоров. Соответствующее постановление, как сообщает ТАСС, подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
Тайны заграничного двора
Допандемийные времена в мировой экономике воспринимаются не иначе как светлое прошлое. По оценке Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2019 году туризм принес мировой экономике почти 9,2 трлн долл. За последние два года мировой сектор путешествий понес большие убытки.
Туристическая отрасль подверглась серьезным испытаниям не только в России. Но, как это ни парадоксально, именно российские проблемы наносят большой урон мировой туриндустрии. На долю российских туристов приходилась немалая часть мирового турпотока. Санкции, валютные ограничения, прекращение авиасообщения приведут к тому, что жители России практически перестанут посещать ЕС. По версии «Известий», больше всего пострадает Германия (минус 500 тыс. человек), за ней следует Греция (минус 300 тыс.) и Италия (минус 200 тыс.). Колоссальный урон должен понести Кипр (минус 1 млн человек).
Многие европейские страны, включая Испанию, Грецию, Италию и Хорватию, которые сильно зависят от туризма, надеялись начать туристический сезон раньше, чтобы компенсировать доходы, потерянные из-за пандемии. Сейчас это выглядит маловероятным. До сих пор наиболее пострадавшими направлениями являются те, которые находятся в непосредственной близости от Украины, включая Польшу, Болгарию, Хорватию, Эстонию и Венгрию, где наблюдалось снижение бронирований от 30 до 50%, по данным ForwardKeys.
Что тур грядущий нам готовит?
По оценкам Ростуризма, с мая по сентябрь 2022 года в России отдохнут более 31 млн человек. Это на 20% больше, чем в 2021 году. Туристов готовы принимать 17,5 тыс. классифицированных гостиниц и отелей и около 10 тыс. санаториев, кемпингов, автокемпингов и турбаз.
«Мы видим хороший спрос и рост турпотока», – подчеркнула глава Ростуризма Зарина Догузова в эфире телеканала «Россия 24».
Однозначно мнение Ростуризма по поводу роста турпотока во время летнего сезона (от 4 до 30%). Суммарно планируется, что на юге России за пять месяцев (май-сентябрь) отдохнут 8 млн человек. Речь идет не только об организованном отдыхе, но и о туристах, которые остановятся в гостевых домах, квартирах, на частных объектах и т.д.
Ростуризм утверждает, что по итогам 2022 года по ключевым показателям туристическая отрасль России восстановится в среднем на 80% от доковидного уровня, что станет одним из лучших показателей в мире. Прогнозируется, что такой показатель будет достигнут за счет опережающих темпов роста внутреннего туризма и общий оборот отрасли в 2022 году восстановится до 2,5 трлн руб. Мнения экспертов по этому поводу разделились.
Если у Ростуризма действительно есть основания для такого прогноза, то выиграют от этого все. Главное, была бы ниша для формирования туристических продуктов. Если мы войдем в зимний туристический сезон в конце 2022 года в тесном взаимодействии с Египтом, то у отрасли значительно вырастают шансы на восстановление.
С таким прогнозом согласен, хотя и с оговоркой, что на нем несколько негативно отразится закрытие ряда аэропортов в южных городах, например закрытие аэропорта в Симферополе.
Это очень оптимистичный прогноз. Сегодня вообще сложно строить прогнозы на конец 2022 года, несмотря на то что ситуация в отрасли улучшается. Доминирующим остается фактор неопределенности. Даже если предположить, что в отрасли не случится новых потрясений, рынок туризма все равно не сможет выйти на доковидный уровень, и цифра 80% сильно завышена.