Конституционный суд устранил неопределенность в исчислении сроков публикации отчета о завершении процедуры конкурсного производства.

Арбитражный управляющий Сергей Рязанов был привлечен к административной ответственности за нарушение срока размещения в ЕФРСБ отчета о результатах конкурсного производства. Суды трех инстанций установили наличие состава правонарушения, но освободили Рязанова от ответственности в связи с малозначительностью. Рязанов обратился в Конституционный суд РФ, указав на неопределенность норм, не позволяющую однозначно установить дату, с которой исчисляется срок для размещения отчета: с даты исключения должника из ЕГРЮЛ или с даты определения суда о завершении конкурсного производства. Конституционный суд признал оспариваемые нормы неконституционными, обязал законодателя устранить неопределенность и установил правила на переходный период.

Фабула

Арбитражный управляющий Сергей Рязанов обратился в Конституционный суд РФ с жалобой, в которой оспорил конституционность части 3 статьи 14.13 КоАП РФ во взаимосвязи с пунктом 6.1 статьи 28 и статьей 149 закона о банкротстве.

Поводом к обращению послужило привлечение Рязанова к административной ответственности за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, а именно за нарушение срока размещения отчета о результатах проведения конкурсного производства в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ).

Управление Росреестра по Московской области потребовало в арбитражном суде привлечь Рязанова к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ. Суть нарушения заключалась в том, что Рязанов разместил отчет о результатах проведения конкурсного производства в ЕФРСБ с нарушением десятидневного срока, предусмотренного пунктом 6.1 статьи 28 закона о банкротстве.

Что решили арбитражные суды

Арбитражный суд Московской области, с которым согласились апелляция и кассация, отказался удовлетворить требования управления Росреестра по Московской области о привлечении Рязанова к административной ответственности.

Суды установили наличие в действиях АУ состава административного правонарушения, выразившегося в размещении отчета в ЕФРСБ с нарушением десятидневного срока. Они исходили из того, что согласно пункту 1 статьи 149 закона о банкротстве определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению. Следовательно, десятидневный срок для включения отчета в ЕФРСБ должен исчисляться с момента опубликования определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства от 10.10.2022 года. Поскольку оно было опубликовано 11.10.2022, отчет должен был быть включен в ЕФРСБ не позднее 21.10.2022 года.

Однако суды учли, что Сергей Рязанов отсчитывал срок с 29.12.2022 года, то есть с момента исключения должника из ЕГРЮЛ, и опубликовал отчет 09.01.2023 года с учетом новогодних каникул. В связи с этим суды посчитали возможным освободить Рязанова от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, несмотря на наличие состава правонарушения.

При этом суды отклонили доводы Рязанова, основанные на пункте 4 статьи 149 закона о банкротстве, согласно которому конкурсное производство считается завершенным с даты исключения должника из ЕГРЮЛ.

Позиция заявителя жалобы в Конституционный суд РФ

Сергей Рязанов указал, что оспариваемые нормы (часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ, пункт 6.1 статьи 28 и статья 149 закона о банкротстве) содержат неопределенность в вопросе о том, с какого момента надлежит исчислять десятидневный срок для включения арбитражным управляющим в ЕФРСБ отчета о результатах конкурсного производства:

со дня принятия арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства, подлежащего согласно пункту 1 статьи 149 закона о банкротстве немедленному исполнению;

либо с даты исключения должника из ЕГРЮЛ, которая согласно пункту 4 статьи 149 закона о банкротстве признается датой завершения конкурсного производства.

По мнению Рязанова, эта неопределенность позволяет произвольно привлекать арбитражного управляющего к административной ответственности за нарушение срока размещения отчета, что противоречит статьям 2, 19 (часть 1), 49 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции РФ.

Кроме того, АУ подчеркнул, что часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ не исключает привлечения арбитражного управляющего к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по несвоевременной публикации отчета в ЕФРСБ, в то время как ее буквальное толкование предусматривает ответственность только за неисполнение указанной обязанности, а не за несвоевременное исполнение. Это, по его мнению, также не соответствует статьям 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ.

Что решил Конституционный суд РФ

Конституционный суд РФ признал взаимосвязанные положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, пункта 6.1 статьи 28 и статьи 149 закона о банкротстве не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 15 (часть 2), 19 (часть 1), 54 (часть 2), 55 (часть 3) и 75.1.

Суд указал, что неопределенность нормативного содержания этих положений не позволяет при привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, однозначно определить дату, с которой должен исчисляться срок, предусмотренный для включения им в ЕФРСБ сообщения о завершении процедуры конкурсного производства.

Это допускает произвольное увязывание даты начала течения срока либо с внесением в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника, либо с принятием арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.

Конституционный суд обязал федерального законодателя внести в правовое регулирование изменения, направленные на устранение указанной неопределенности.

До внесения необходимых изменений КС установил следующие правила:

если арбитражный суд принял определение о завершении конкурсного производства до официального опубликования данного постановления Конституционного суда, арбитражный управляющий может быть привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, если он не включил отчет в ЕФРСБ в течение 10 дней с даты исключения должника из ЕГРЮЛ;

если арбитражный суд принял определение о завершении конкурсного производства после официального опубликования данного постановления, арбитражный управляющий обязан включить отчет в ЕФРСБ в течение 10 дней с даты принятия судом такого определения. Неисполнение этой обязанности образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Конституционный суд также предписал пересмотреть судебные акты, принятые в отношении Рязанова, на основании признанных неконституционными норм. Кроме того, подлежат пересмотру судебные акты в отношении других лиц, привлеченных к административной ответственности за неисполнение обязанности по включению отчета в ЕФРСБ в течение 10 дней с даты принятия судом определения о завершении конкурсного производства, если эта обязанность была ими исполнена в течение 10 дней с даты исключения должника из ЕГРЮЛ.