В 2016 году прекращение финансирования одного из старейших российских футбольных клубов «Кубань» привело к критическому финансовому состоянию ФК и последующему банкротству. В рамках дела о банкротстве ФК «Кубань» в суд поступили заявления о привлечении контролирующих должника лиц (КДЛ), включая бывших руководителей, членов совета директоров и акционеров, к субсидиарной ответственности. Суд первой инстанции удовлетворил заявления частично, признав основания для привлечения к ответственности только ООО «УК «Футбольный клуб «Кубань» и экс-директора клуба Геннадия Крапивки. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил определение без изменения, указав, что объективное банкротство наступило лишь в 2017 году, а до этого момента отсутствовали основания для привлечения КДЛ к ответственности за неподачу заявления о банкротстве, поскольку прекращение финансирования клуба ранее не было очевидным, а снижение чистых активов само по себе не означает невозможность продолжения деятельности.
Фабула
В рамках дела о банкротстве НАО «Футбольный клуб «Кубань» в Арбитражный суд Краснодарского края обратились ООО «Ростовская управляющая компания» и конкурсный управляющий Евгений Слушкин с заявлениями о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам ФК «Кубань»:
ПАО РНКБ Банк;
краевое государственное казенное специализированное учреждение «Фонд государственного имущества Краснодарского края»;
ЗАО «ИСК-Инвест»;
Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края;
ООО «УК «Футбольный клуб «Кубань»;
Сурен Мкртчян, Владислав Терешков, Евгений Муравьев, Валерий Стаценко, Геннадий Крапивка (бывшие руководители ФК «Кубань»);
Владислав Терешков, Максим Коробко, Валерий Поддубнов, Григорий Саакян, Камо Айрапетян, Олег Мкртчан, Владимир Дорофеев, Сурен Мкртчян, Евгений Муравьев, Александр Шувалов, Михаил Астапов, Василий Швец, Роман Зарубин, Андрей Коробка (члены совета директоров ФК «Кубань» в период с 01.01.2013 по 17.12.2018)
АС Краснодарского края признал доказанным наличие оснований для привлечения к субсидиарке только ООО «УК «Футбольный клуб «Кубань» и бывшего руководителя и члена совета директоров Геннадия Крапивки.
Конкурсный управляющий Евгений Слушкин пожаловался в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Что решил суд первой инстанции
Суд указал, что ФК «Кубань» не относится к категории обычных хозяйствующих субъектов, его деятельность являлась дотационной, в значительной части финансируемой за счет спонсоров и бюджета.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ФК «Кубань» за 2013-2016 годы свидетельствует о прямой зависимости от финансирования, предоставленного акционерами и спонсорами, что обусловлено спецификой деятельности футбольного клуба.
Объективными причинами банкротства явилось прекращение финансирования футбольного клуба и непривлечение иного спонсора, готового вложить средства в необходимом клубу размере.
Суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения ответчиков (кроме ООО «УК «Футбольный клуб «Кубань» и Геннадия Крапивки) к субсидиарной ответственности в связи с неисполнением обязанности подать заявление о признании ФК «Кубань» банкротом.
Суд отметил, что в рамках дела о банкротстве ФК неоднократно исследовались обстоятельства, свидетельствующие о том, что под руководством Крапивки ООО «УК «Футбольный клуб «Кубань» участвовало в схеме, позволяющей осуществлять хозяйственную деятельность должника с нарушением очередности удовлетворения требований кредиторов.
Данные действия были предприняты в связи с тем, что на расчетных счетах НАО ФК «Кубань» находилось большое количество инкассовых поручений, а также исполнительных листов, которые подлежали погашению в рамках статьи 885 ГК.
Указанная схема позволила должнику существенно нарастить кредиторскую и текущую задолженность. Также на счет управляющей компании поступали предназначенные клубу денежные средства, которые распределялись Крапивка по собственному усмотрению.
В период деятельности Крапивки были совершены сделки, имеющие целью причинение вреда кредиторам, в связи с чем указанные сделки были признаны недействительными в рамках дела о банкротстве клуба.
Из заявлений также следует, что согласно данных бухгалтерского учета и отраженных в программе «1-С» операций по состоянию на 01.12.2016 года в учете общества было отражено массовое списание основных средств, как физически изношенных, так и переданных в дар не установленным третьим лицам, отметил суд.
Кроме того, Крапивка не передал в достаточном объеме документацию и имущество должника.
Что решила апелляция
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
ФК «Кубань» осуществлял финансово-хозяйственную деятельность, характерную для спортивных клубов, созданных в форме некоммерческих организаций. Основными статьями доходной части бюджета ФК «Кубань» были целевое финансирование учредителей, а также доходы от рекламы и средства спонсоров.
Финансирование ФК «Кубань» из бюджета Краснодарского края осуществлялось посредством предоставления субсидий по краевой государственной программе «Развитие физической культуры и спорта». Однако в 2016 году действие данной программы было прекращено.
Суд отметил, что ранее конца 2016 года отсутствие возможности финансирования клуба, в том числе из краевого бюджета, как это делалось в предыдущие годы, не было явным.
Именно выявленное по итогам составления бухотчетности за 2016 год уменьшение активов до отрицательной величины носило существенный критический характер.
Моментом осознания контролирующими ФК «Кубань» лицами критичности ситуации следует считать дату утверждения годовой бухотчетности и аудиторского заключения за 2016 год, то есть не ранее 27.03.2017 года.
Согласно пункту 2 статьи 9 закона о банкротстве, срок направления заявления должника — не позднее чем через месяц, то есть не ранее 27.04.2017 года.
На указанную дату в суд уже поступило заявление ФНС России, в связи с этим привлечение к ответственности контролирующих ФК «Кубань» лиц по основанию неподачи заявления о банкротстве является необоснованным.
Суд также отметил, что в соответствии с принципом действия норм материального права во времени, до возбуждения 10.05.2017 года дела о банкротстве у лиц, имеющих право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров ФК «Кубань» либо иных контролирующих лиц, отсутствовали предусмотренные пунктом 3.1. статьи 9 закона о банкротстве права и обязанности.
Также не были введены в действие нормы пункта 1 статьи 61.12 закона о банкротстве, предусматривающие возможность привлечения таких лиц к субсидиарной ответственности.
Апелляционный суд указал, что снижение чистых активов юрлица не является безусловным основанием полагать, что должник неспособен исполнить свои обязательства.
Действующее законодательство не предполагает, что руководитель организации обязан обратиться в суд с заявлением о банкротстве, как только активы предприятия стали уменьшаться, напротив, данные обстоятельства позволяют принять меры по улучшению финансового состояния.
Итог
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил определение суда первой инстанции в обжалованной части без изменения, а апелляционную жалобу конкурсного управляющего — без удовлетворения.
О должнике
ФК «Кубань» — советский и российский футбольный клуб из Краснодара, существовавший с 1928 по 2018 год. На момент до расформирования был одним из старейших футбольных клубов России.
После завершения сезона 2017/18 стало известно, что клуб прекращает выступления по причине ликвидации ввиду уже запущенной процедуры банкротства.