Депутаты Госдумы приняли в трех чтениях правительственный закон, расширяющий круг лиц, которым теперь доступна процедура внесудебного банкротства через многофункциональные центры (МФЦ). До принятия поправок вхождение в банкротные процедуры было возможно для граждан с долгом от 50 тыс. до 500 тыс. рублей, если исполнительное производство по их взысканию окончено из-за отсутствия имущества. Такие граждане могут обратиться в МФЦ с заявлением о внесудебном банкротстве. При соответствии всем критериям через полгода их долги будут списаны.
Принятый законопроект существенно расширяет круг лиц, которые могут воспользоваться процедурой внесудебного банкротства. Так, минимальный долг теперь составит 25 тыс. рублей, а максимальный – 1 млн рублей. Повторно прибегнуть к внесудебному банкротству граждане смогут не через 10 лет, как сейчас, а через пять.
Кроме того, право на внесудебное банкротство теперь дается гражданам, долги которых приставы взыскивают в течение 7 и более лет, но задолженность при этом не удалось выплатить полностью или даже частично. Еще одна новая группа граждан, которая сможет прибегнуть к внесудебному банкротству, — это те, для кого пенсия является основным доходом, а также получатели пособий на детей и по беременности (если у них нет имущества, на которое можно обратить взыскание). Такие лица смогут начать процедуру спустя всего год после предъявления к ним исполнительного листа. Этот подход в правительстве РФ объяснили тем, что в отношении этих категорий граждан исполнительное производство по факту может длиться практически бесконечно.
Наконец, кредиторы получили дополнительное основание для перехода из внесудебной процедуры в судебную. Сейчас это право дается в случаях, если должник забыл указать какого-то кредитора, часть своего долга либо если суд признал сделку должника недействительной по иску кредитора. Теперь перевести процедуру в суд кредиторы смогут и при наличии обоснованных предположений или доказательств о том, что у должника имеется имущество или доходы, либо о совершении им (или третьими лицами за его счет) сделок, подлежащих оспариванию, за счет которых долги могут быть погашены в «существенном объеме», сообщил Коммерсантъ.
По данным Федресурса, за первое полугодие 2023 года через процедуру внесудебного банкротства прошли 5,1 тыс. граждан, а с сентября 2020 года, когда она была введена, — 18,6 тыс. человек. Среди последствий внесудебного банкротства — различные ограничения, например трехлетний запрет на участие в управлении организацией.
Почему это важно
Руководитель адвокатской практики Ulezko.Legal Александра Улезко отметила как положительное изменение размера долга, с которым можно пройти процедуру внесудебного банкротства.
Законопроектом предлагается ограничить эту сумму диапазоном от 25 тыс рублей до 1 млн рублей. Сейчас внесудебное банкротство доступно при долге от 50 тыс рублей до 500 тыс. рублей. Учитывая, что банкротство в судебном порядке длительная и недешевая процедура (речь идет не только об оплате услуг финансового управляющего, но и юридической помощи, которая может потребоваться гражданину), подавать в суд заявление о банкротство с долгами менее 1 млн рублей зачастую не интересно ни кредиторам, ни самому должнику. Это приводит к «вечному» долгу, который при активной позиции кредитора будет все время пытаться взыскивать судебный пристав-исполнитель, причем, как правило, безрезультатно. Положительно можно оценить и включение возможности внесудебного банкротства при определенных условиях без окончания исполнительного производства. Не всегда это формальное условие выполняется, что блокирует возможность должника освободиться от долга.
Управляющий партнер юридической компании ЮКО Юлия Иванова отметила, что принятые поправки позволят сделать внесудебное банкротство более доступным. По словам юриста, изменения расширяют возможности освобождения от обязательств для трех категорий граждан:
пенсионеров и получателей ежемесячного пособия по рождению и воспитанию ребенка;
граждан, у которых отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и их доходы не превышают прожиточный минимум;
граждан, в отношении которых прошло семь и более лет с даты предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению и требования исполнительного документа не исполнены полностью или в части.
В отношении указанных граждан снимается требование об отсутствии неоконченного исполнительного производства, что позволяет предотвратить негативные последствия применения мер принудительного исполнения (арест и списание денежных средств в пределах минимального прожиточного минимума, обращения взыскания на пенсии и социальные пособия). Также изменения расширяют возможность других категорий граждан использовать процедуру внесудебного банкротства для освобождения от долгов. Предполагается одновременно для всех граждан повысить до 1 млн рублей верхний порог задолженности, при которой возможно осуществление процедуры внесудебного банкротства гражданина (сейчас составляет 500 тыс. рублей) и также снизить ее минимальный порог до 25 тыс. рублей (сейчас составляет 50 тыс. рублей). Важность такого шага законодателя иллюстрирует тот момент, что под указанную категорию подпадают граждане, которые имеют задолженность по административным штрафам, имущественным налогам, потребительским кредитам.Изменения предусматривают упрощение процедуры подачи заявления о признании банкротом – в ряде случаев наличие условий, позволяющих ввести в отношении гражданина процедуру внесудебного банкротства (единственный доход гражданина в виде выплаты социального характера, и отсутствие у гражданина имущества, на которое может быть обращено взыскание), будет предполагаться или подтверждаться соответствующими государственными органами в порядке межведомственного обмена.
Также, по словам Юлии Ивановой, с десяти до пяти лет сокращается срок, по истечении которого гражданин вправе повторно инициировать внесудебное банкротство.
«Данная мера не даст моментального эффекта, поскольку сам институт внесудебного банкротства вступил в действие только с 01.09.2020 года и еще не прошло и пяти лет с даты завершения процедур внесудебного банкротства. Однако в будущем данная норма также будет способствовать расширению числа лиц, которые смогут пройти процедуру освобождения от долгов бесплатно во внесудебном порядке. Поскольку увеличение верхнего лимита размер долгов до 1 млн рублей повлекло пересечение права гражданина подать на внесудебное банкротство с правом его кредиторов подать в суд заявление о его банкротстве (минимальная сумма долгов – 500 тыс. рублей), проект закона расширяет права кредиторов гражданина подать заявление о его банкротстве в суд. Ныне действующий закон о банкротстве предусматривает, что если в отношении гражданина начата процедура внесудебного банкротства, то указанные им кредиторы могут подать в суд заявление о его банкротстве только по исчерпывающему перечню оснований. Проект закона устраняет такое ограничение для кредиторов гражданина», – отметила она.
По мнению Юлии Ивановой, очевидно, что основными целями законопроекта являются:
расширить круг граждан, которые могут освободиться от долгов при отсутствии дополнительных затрат на процедуру банкротства;
освободить от долгов малоимущих граждан и тех граждан, в отношении которых очевидна фактическая бесперспективность взыскания долга.
Управляющий партнер, юридическая фирма «Арбитраж.ру» Даниил Савченко отметил, что расширение возможностей внесудебного банкротства в целом соответствует российским и общемировым тенденциям развития банкротного права, направленным на упрощение доступа к списанию задолженности.
Развитые правопорядки знают такие упрощенные процедуры банкротства как NINA (no income — no assets) и LILA (low income — low assets). Предлагаемые изменения как раз предполагают внедрение некоего аналога института LILA в России. Следует отметить, что появившийся ранее институт внесудебного банкротства сразу вызвал критику из-за ограниченного доступа, вызванного не совсем обоснованными ограничениями в части размера задолженности, позволяющей воспользоваться процедурой, в этой связи любые шаги по увеличению возможностей воспользоваться институтом можно только поприветствовать. Кроме того, такие шаги законодателя позволят снизить нагрузку на арбитражные суды, с одной стороны, и удешевить процедуру для большего круга должников, — с другой.