В марте 2024 года суд взыскал 790 млн рублей убытков с восьмерых КДЛ АО «Шахта «Алексиевская».

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда в части отказа взыскать в рамках банкротства О «Шахта «Алексиевская» убытки с Андрея Филиппова — руководителя и владельца доли в 80% в уставном капитале ООО «Углетранс», которое аффилировано с должником. Ранее апелляция не увидела оснований во взыскании с Филиппова 790 млн рублей убытков. При этом апелляционный суд взыскал указанную сумму убытков солидарно с ООО «Сибшахтмонтаж», ООО «Техшахтопром», ООО «ТД Авангард», ООО «Углетранс», ООО «Угольная Компания «Полысаевская, Владимира Максимова, Ильи Гаврилова и Юрия Сазонова. В этой части окружной суд с постановление апелляции согласился.

ФНС указывала, что Андрей Филиппов имел возможность давать обязательное указания исполнительному органу общества на основании норм, определяющих полномочия участника общества в сфере корпоративного управления.

Также он мог оказывать определяющее влияние на исполнительный орган общества в процессе исполнения спорных сделок, которые существенно ухудшили финансовое положение АО «Шахта «Алексиевская».

Однако ранее 7 ААС указал, что утверждение налогового органа, прокуратуры и конкурсного управляющего АО «Шахта «Алексиевская» о том, что Филлипов давал указание органам управления должника и ООО «Углетранс» о заключении спорных договоров, а также определял условия договоров, которые существенно ухудшили финансовое положение должника, основаны на предположении и документально не подтверждены. 

Также в вину Филиппова ставилось получение дивидендов в спорный период в значительных суммах за предшествующий период. Данное обстоятельство действительно, как верно отметил суд первой инстанции, свидетельствует о наличии прибыли как ООО «Углетранс», так и его участника в спорный период. Между тем, вопреки выводам суда первой инстанции, получение дивидендов за предшествующий период не имеет значения, поскольку данное обстоятельство не может свидетельствовать о причинении убытков АО «Шахта «Алексиевская», подчеркивал ранее апелляционный суд, делая вывод о недоказанности факта причинения убытков действиями Филиппова.

Окружной суд с такой позицией по Филиппову не согласился, мотивировка постановления еще не опубликована.

Размер убытков был определен на основе заключения ООО «Оценочная компания ВЕТА», которое указало, что занижение должником цены продажи угля в 2018 и 2019 годах составило 790 млн рублей. 

О должнике

Шахта «Алексиевская» — добывающий актив ООО «Угольная компания «Заречная», которое было признано банкротом в ноябре 2017 года, а в декабре 2022-го конкурсное производство в компании было завершено, писал портал PROбанкротство. АО «Шахта «Алексиевская» также обанкротилось в ноябре 2017 года (А27-8569/2016). Как указано в определении Арбитражного суда Кемеровской области от 14 декабря 2022 года, в реестр требований кредиторов компании было внесено 23,9 млрд рублей.

Разбирательства вокруг бизнеса угольной компании «Заречная» тянутся с 2016 года, когда компания продала свои активы, а потом она и сами шахты ушли в банкротство. Как отмечал «Коммерсантъ», ссылаясь на данные Федеральной налоговой службы, вокруг «Алексиевской» фактический владелец и ее, и ряда других юрлиц Юрий Сазонов создал сеть компаний, занятых добычей, обогащением, транспортировкой и лабораторным контролем угля.

На конце бизнес-цепочки находилась кипрская Energy Sistems EQ, контролируемая Сазоновым. Компания, получавшая уголь по заниженным, по мнению налоговиков, ценам, экспортировала его по рыночным. Кроме того, компании Сазонова кредитовали его самого, членов его семьи и друзей, в то время как зарплаты шахтерам постоянно задерживались.