Министерство экономического развития планирует представить обновленный текст законопроекта для обсуждения с заинтересованными ведомствами и рассчитывает на его принятие Госдумой в осеннюю сессию.

Министерство экономического развития РФ активизировало работу над реформированием института банкротства в России. Первый заместитель министра экономического развития Максим Колесников в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах ведомства представить текст обновленного законопроекта для обсуждения с заинтересованными структурами уже к середине июля 2025 г. По его словам, министерство рассчитывает на рассмотрение документа Государственной Думой в текущем году.

«Мы сейчас активно пишем текст. Когда мы увидим текст, а я думаю, это будет в середине июля, мы его будем обсуждать с нашими коллегами из государственно-правового управления президента, с остальными ФОИВами. Задача, конечно, в этом году со всеми договориться и дать данному законопроекту ход», — рассказал Максим Колесников.

Законопроект № 1172553-7, находящийся в Государственной Думе с мая 2021 г., до настоящего времени не прошел даже первое чтение. Затяжные обсуждения с заинтересованными сторонами, среди которых наиболее активную позицию занимали крупнейшие российские банки, существенно замедлили процесс его рассмотрения. Документ предлагает кардинальные изменения в правилах банкротства: ликвидацию процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления с заменой их на две основные процедуры — реструктуризацию долгов и конкурсное производство (ликвидацию). Цель министерства — доработать законопроект таким образом, чтобы он мог быть принят Госдумой в осеннюю сессию.

Возвращение к идее комплексной реформы банкротства было анонсировано главой Минэкономразвития Максимом Решетниковым в начале 2025 г. Министр неоднократно подчеркивал важность перезагрузки института банкротства как одной из ключевых структурных реформ, необходимых для достижения устойчивого экономического роста российской экономики. Обновленный подход к банкротству должен стать эффективным инструментом для оздоровления экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Минэкономразвития намерено сохранить ряд ключевых положений первоначального законопроекта, уделив особое внимание модернизации реабилитационной процедуры. 

«Мы в нее, по сути, сразу же интегрируем все принципы процедуры наблюдения, предусматриваем отдельную возможность подачи реабилитационного заявления, потому что у нас сейчас только заявление на банкротство можно подать», — рассказал Максим Колесников. 

Такой подход, считают в Минэке, позволит создать более гибкий механизм работы с проблемными предприятиями, предоставив им возможность восстановления платежеспособности без прохождения полной процедуры банкротства.

Среди других важных нововведений — повышение прозрачности системы проведения торгов через механизм «ценовых качелей», который предусматривает возможность проведения торгов не только на повышение, но и на понижение цены. Кроме того, министерство планирует увеличить доходную часть для арбитражных управляющих при одновременном усилении ответственности саморегулируемых организаций. 

«Нам кажется, что здесь есть что поправить для повышения их независимости, компетенции. Это основные блоки, которые хотим сохранить в данном законопроекте», — подчеркнул первый замминистра.

Максим Колесников особо отметил актуальность реформы в текущих экономических условиях. 

«Конечно, особенно в текущих экономических условиях, нам нужен современный инструмент с честными, независимыми арбитражными управляющими, с гибкими механизмами. У нас должна быть эффективная процедура. Либо быстро понять, что должника можно спасти, и все кредиторы договорятся на соответствующий план, либо, если понятно, что в данном случае спасти никого не получается, быстрее вовлечь эти активы обратно в экономический оборот. Это и есть наша конечная цель, ради которой мы работаем», — рассказал чиновник. 

Почему это важно

Минэкономразвития готовит масштабную реформу системы банкротства, главный акцент которой – переход от ликвидационной модели к реабилитационной, отметил Данил Бухарин, адвокат, советник Адвокатского бюро Forward Legal.

Отказ от трехэтапной процедуры и переход к более простой схеме – «реабилитация или конкурс» – выглядит логичным и своевременным, указал он. Это, по его мнению, может ускорить рассмотрение дел, сократить издержки и повысить шансы на сохранение бизнеса и рабочих мест. Внедрение «голландского аукциона», где цена снижается в процессе торгов, должно повысить ликвидность активов и ускорить их реализацию. Подобные механизмы эффективно работают в зарубежной практике и могут снизить риски сговора на торгах.

Планируемое увеличение вознаграждения арбитражных управляющих – шаг в правильном направлении. Это может повысить мотивацию, независимость и профессиональный уровень управляющих, даже несмотря на рост затрат на процедуру. В то же время предложенная система назначения управляющих через рейтинги и случайный выбор вызывает вопросы. Есть риск, что внимание сместится с реальных результатов на формальное накопление баллов, что снизит доверие к институту. Пока в проекте не затронуты важные вопросы – такие как субординация требований аффилированных кредиторов и налоговые последствия при продаже активов. Эти пробелы до сих пор восполняются судебной практикой, но нуждаются в законодательной конкретизации, чтобы снизить риски злоупотреблений.

Данил Бухарин
адвокат, советник Адвокатское бюро Forward Legal
«

В целом, по его словам, направление реформы выглядит обоснованным, и бизнес-сообщество давно ждет этих изменений – важно, чтобы при доработке законопроекта были учтены мнения профессионального рынка.

Минэкономразвития делает очередной заход на «банкротство 2.0» – впервые звучит заявка не на техническую правку, а на смену логики, полагает Давид Кононов, адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро «Мушаилов, Узденский, Рыбаков и партнеры».

Ставка на реабилитацию вместо формального наблюдения – по его мнению, шаг в правильном направлении. Компании уходят не из-за самой процедуры, а из-за паралича платежных операций и токсичности слова «банкрот». Внедрение «ценовых качелей» (голландского аукциона) способно повысить эффективность торгов, особенно в сегментах, где торги на повышение не работают. Увеличение доходов управляющих при усилении требований к СРО – логичный шаг, если за ним последует реальная фильтрация по опыту и репутации, заключил он.

Однако вектор Минэкономразвития по-прежнему сосредоточен на «улучшении банкротства», а не на переходе к антикризисной модели. Предприятия по-прежнему приходят в суд разрушенными – без диагностики, без активов, без плана и поддержки. Это фундаментальный изъян. Очень похоже, что законопроект частично вбирает принципы Chapter 11 из американского законодательства. Однако, если ввести этот подход без учета экономических реалий России, он не будет работать, потому рассчитан на другую систему. Чтобы реабилитация действительно заработала, нужно не просто «встроить» реструктуризацию, а создать полноценную инфраструктуру досудебной санации. Сюда входят: диагностика причин кризиса, защита активов, подготовка и реализация антикризисного бизнес-плана, участие консультантов и управляющих. Этот процесс должен быть институционализирован: с правами, обязанностями и последствиями. Пока же реформа напоминает улучшенный вариант ликвидации.

Давид Кононов
к.ю.н., адвокат, управляющий партнер Адвокатское бюро «Мушаилов, Узденский, Рыбаков и партнеры»
«

Чтобы это стало системой сохранения предприятий, нужен более смелый шаг – признание института антикризисного управления до суда, подчеркнул Давид Кононов. Минэк движется в сторону «гибкого банкротства», и это хорошо. Но без досудебной помощи в реабилитации не будет опоры. А значит, мы продолжим терять компании, налоги и сотрудников предприятий – не потому что у нас плохой закон, а потому что он по-прежнему начинает работать слишком поздно, резюмировал он.