В 2024 году в России введут в строй на 24% больше торговых площадей, чем в 2023-м, который поставили отрицательный рекорд по этому показателю за 20 лет. В I квартале 2024-го открылось в 7 раз больше ТЦ, чем годом ранее.

В течение первого квартала 2024 года площадь торговой недвижимости в регионах РФ увеличилась на 61,7 тыс. кв. метров. Это почти в 7,3 раза больше, чем за тот же период 2023-го, когда было введено в строй только 8,5 тыс. «квадратов», отмечают аналитики компании CORE.XP.

Примечательно, что все новые открытия первого квартала — региональные. В регионах, в отличие от мегаполисов, люди предпочитают традиционный шопинг, доля онлайн-покупок на периферии существенно меньше, чем в столицах, приводят «Ведомости» объяснение IBC Real Estate.

В Москве и Санкт-Петербурге с конца прошлого года не появилось ни одного нового качественного торгового центра, говорят эксперты.

«Планы по открытию всех торговых центров, ранее заявленных к открытию в Москве в первом квартале, были перенесены на следующий квартал», — комментируют в CORE.XP.

По мнению экспертов, торговля нашла возможность компенсировать уход из России крупных иностранных брендов, который привел к снижению посещаемости ТЦ и, как следствие, к падению их доходности. Уже к концу 2023 года доля пустующих помещений в ТЦ снизилась до 10% против 14,9%, отмечают аналитики Nikoliers.

В первом квартале 2024 года четыре иностранных бренда открыли свои первые монобрендовые магазины в России: это армянская косметическая компания «22|11 cosmetics», товары для дома Chakra (Турция), обувной бренд JOSINY (Южная Корея) и магазин электроники Techno (Китай).

«Продолжается активный выход новых международных брендов из дружественных стран, а также качественная и количественная экспансия отечественных ритейлеров. Расширяются товарные линейки и ассортимент продукции, растет популярность мультибрендовых пространств. Активное развитие как международных, так и российских брендов приводит к сокращению вакансию в торговых центрах, особенно в топовых локациях», — отмечает Анна Никандрова, партнер Nikoliers.

Динамика свидетельствует, что рынок «оттолкнулся от дна»: если в 2023 году ввод торговой недвижимости в России стал минимальным за 20 лет (прибавилось только 288,7 тыс. кв. метров), то в текущем будет на 24% больше, прогнозируют в CORE.XP. По итогам 2024 года ввод торговых центров в России составит 357,4 тыс. «квадратов». Причем больше трети из них (около 130 тыс. кв. метров) придется на долю Москвы, утверждают в компании IBC Real Estate. Это в 2,5 раза больше, чем появилось в столице в 2023 году.