Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект № 853428-8 «О внесении изменений в статьи 28 и 213-7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"», который призван уточнить порядок публикации отчетов конкурсных управляющих по итогам конкурсного производства в делах о банкротстве, отметил «Интерфакс». Согласно поправкам, арбитражный управляющий будет обязан опубликовать отчет в течение 10 дней с даты принятия судом определения о завершении процедуры конкурсного производства.
Необходимость разработки данного законопроекта обусловлена постановлением Конституционного Cуда РФ, который указал на наличие двух возможных вариантов толкования норм Закона о банкротстве в части определения срока для публикации отчета о завершении конкурсного производства. В настоящее время закон допускает отсчет 10-дневного срока как с момента вынесения судебного акта о завершении конкурсной процедуры, так и с момента исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
В целях устранения правовой неопределенности Конституционный Суд РФ установил временный порядок, согласно которому по завершенным после 7 октября 2024 г. конкурсным производствам управляющие должны публиковать отчеты в течение 10 дней с даты принятия арбитражным судом соответствующего определения. Данный подход нашел отражение в предложениях Министерства экономического развития по внесению изменений в Закон о банкротстве.
Почему это важно
Елизавета Порамонова, адвокат, соуправляющий партнер АБ INSIGHT ADVOCATES, отметила, что данный законопроект направлен на устранение правовой неопределенности, связанной со сроками публикации отчетов конкурсных управляющих в делах о банкротстве.
Проблема возникла из-за разночтений в законе, допускающих два варианта отсчета 10-дневного срока: с момента вынесения судебного акта или с момента исключения должника из ЕГРЮЛ. Конституционный Суд РФ ранее указал на необходимость четкого регулирования этого вопроса, установив временный порядок. Предлагаемая поправка прямо указывает, что управляющий обязан опубликовать отчет в течение 10 дней с даты принятия судом определения о завершении конкурсного производства. Кроме того, это снизит риск процессуальных ошибок и непредвиденных споров из-за различных интерпретаций срока и, как следствие, возможных жалоб на действия арбитражных управляющих.
Анастасия Есьман, член Совета АНО поддержки предпринимательства «Объединенный Медиативный Центр», подчеркнув, что документ позволит снизить количество случаев привлечения их к административной ответственности, напомнила, что до внесения изменений существовало два варианта отсчета 10-дневного срока, что, по ее словам, создавало риск нарушения требований закона и приводило к штрафам для арбитражных управляющих.
Уточнение срока является важным шагом, который облегчит работу управляющих в этой части. Однако в целом поправки носят технический характер и не затрагивают более серьезные проблемы института банкротства, такие как защита прав кредиторов, эффективность конкурсного производства, контроль деятельности управляющих, а также размер их вознаграждения.
Артур Мурадян, старший юрист, руководитель проектов по банкротству физических и юридических лиц Юридической компании «Игумнов Групп», пояснил, что законодателю предлагается в абз. 1 п. 6.1 ст. 28 Закона о банкротстве слова «завершения соответствующей процедуры» заменить словами «вынесения судебного акта о завершении соответствующей процедуры».
В целом, по его словам, логика назревших правок ясна: устоявшаяся практика приобретет четкое подтверждение нормой закона, что позволит пресечь разночтения и исключить поле для возможных жалоб на действия арбитражных управляющих.
«В соответствии с устоявшейся практикой, отчет о завершении конкурсного производства размещается в ЕФРСБ в течение 10-дневного срока с момента вынесения соответствующего судебного акта. Довольно редки случаи, когда арбитражный управляющий для целей публикации дожидается момента исключения должника из ЕГРЮЛ. Между тем данная практика хоть и де-факто оправдана, но де-юре — неверна. Так, согласно п. 4 ст. 149 Закона о банкротстве, конкурсное производство считается завершенным исключительно и только с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ. Следовательно, публикация отчета о завершении конкурсного производства в ЕФРСБ с момента вынесения судебного акта о завершении конкурсной процедуры преждевременна», — заключил он.
Хотя предлагаемые правки в закон и затрагивают назревшие проблемы, они все же фрагментарны и несистемны, поскольку есть более актуальные проблемы с публикациями в банкротстве. Так, в юридическом сообществе существуют разумные сомнения касаемо целесообразности размещения тех или иных публикаций в официальном издании, с учетом необоснованной политики ценообразования (значительные расходы из конкурсной массы) в эру цифровизации и искусственного интеллекта. Однако подобные актуальные проблемы, связанные с публикациями в банкротстве, к сожалению, остались за пределами внимания законопроекта.
Екатерина Корниенко, арбитражный управляющий, партнер Smart Cases, указала, что в пояснительной записке к законопроекту отмечена целесообразность закрепления предлагаемого подхода во избежание возможного неоднозначного толкования положений Закона о банкротстве, а также для обеспечения стабильности правового регулирования.
Не секрет, что отсутствие однозначного толкования положений, регулирующих вопросы деятельности арбитражных управляющих, в том числе, касающихся порядка раскрытия сведений о процедурах банкротства, провоцирует зачастую их необоснованное привлечение к дисциплинарной ответственности и раскрывает перед недобросовестными участниками процедур банкротства дополнительные возможности для оказания давления на арбитражных управляющих. Фактически привнесение правовой определенности обеспечит сокращение необоснованных жалоб на действие арбитражных управляющих в органы Росреестра по указанному основанию и исключит необоснованное возбуждение последними административных дел.