Заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные в арбитражный суд в период действия моратория, будут возвращены судом. Запрещено списывать долги: банки могут принимать исполнительные листы от судов или приставов, но не имеют права снимать денежные средства со счетов должника. В период действия моратория запрещено начислять и взыскивать пени, штрафы и неустойки по существующим долгам.
В условиях санкционного давления мораторий на банкротства получил широкое распространение, в то время как ограничения на взыскания по исполнительным листам носили факультативный характер. Данные меры обусловлены необходимостью поддержать компании и физические лица, у которых ухудшилось финансовое положение. Параллельно действует привилегированный мораторий на банкротства, который обеспечивает неначисление финансовых санкций за нарушение обязательств и приостановление исполнительных производств по имущественным взысканиям.
Тотальный мораторий увеличивает риски нарушения прав кредиторов. Поскольку дополнительные разъяснения не были представлены, не только крупные кредитные учреждения, но и люди, которые рассчитывали на справедливое пополнение оборотных средств, лишились возможности взыскать средства с реальных должников по решению суда. При этом должники оказались в привилегированном положении.
Пролонгация тотального моратория на исполнительное производство нецелесообразна. Если речь идет о введении упрощенной системы доказывания со стороны должника того, что взыскание приведет к банкротству (п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”», то такая мера, безусловно, имела бы благоприятный эффект. Однако в данном случае, когда запрещено списывать долги граждан и организаций, кредитор снова вынужден защищать свои права.
Важно сделать ставку на цивилизованный рынок взыскания долгов и ввести точечные послабления. Тотальные ограничения могут спровоцировать противоправные действия и переход рынка коллекторских услуг в теневую зону, что противоречит целям и задачам Правительства по оптимизации делового климата в России.