Структура топ-10 гостиничных компаний, по версии Forbes, ощутимо поменялась. Раньше рейтинг возглавляли иностранные операторы. Теперь в тройке лидеров остался только Radisson, а остальные места заняли отечественные сети.

Крупнейшая работающая в России гостиничная сеть, по версии журнала Forbes, — Azimut Hotels. Она насчитывает 63 отеля с совокупным номерным фондом 11 тыс. номеров и представлена в 30 регионах страны. Сеть контролирует миллиардер Александр Клячин, занимающий 95-е место в рейтинге Forbes за 2023 год. Доход сети Azimut от сдачи номеров в 2023 году достиг 23 млрд рублей.

На втором месте в гостиничном топ-10 — Cosmos Hotel Group, с 37 объектами размещения на 10 тыс. номеров в 18 регионах присутствия. Cosmos Hotel Group — «дочка» АФК «Системы». Сеть Cosmos резко «выстрелила» в 2023 году, после того, как купила десять отелей в Москве, Петербурге, Мурманске и Екатеринбурге у норвежской Wenaas Hotel Russia, ушедшей из РФ.

Замыкает тройку лидеров рейтинга Radisson Hotel Group — один из немногих международных операторов, не покинувших российский рынок после февраля 2022 года. Radisson приостановил развитие в РФ, но не свернул уже запущенные проекты. Сейчас сеть насчитывает 37 объектов на 9,9 тыс. номеров, они работают в 18 регионах. Доход от сдачи номеров в 2023 году составил 16,1 млрд рублей.

Forbes несколько лет не выпускал гостиничный рейтинг: последний был по итогам 2019 года. И тогда его возглавляли международные операторы: Marriott, Radisson, Accor Hotels.

В период пандемии ковида отельный рынок сильно просел, в 2022 году, с началом вооруженного конфликта с Украиной, ситуация была неопределенной. Но в прошлом году ситуация не только стабилизировалась, но и стала стремительно улучшаться, пишет Forbes, ссылаясь на мнение Дарьи Кочетковой, управляющий директор сервиса бронирования «Островок». Изменения связаны, прежде всего, с ростом внутреннего туризма.

Иностранные операторы ушли, но это мало отразилось на деятельности отелей: во многих случаях в них сменились только вывески, говорит Дарья Кочеткова.

«Большинство отелей, в том числе люксовых, сохраняют те же стандарты сервиса», — отмечает она.

Прошлый год был весьма успешным для этого сегмента рынка: инвесторы вложили в него более 36 млрд рублей, в то время как в 2022-м — менее 15 млрд, констатирует NF Group. Внутренний туризм в 2023 году вырос на 20%, на столько же поднялась и доходность гостиниц, а рост средней выручки с номера в минувшем году составил 30%, отмечает сервис управления отелями Bnovo. Загрузка гостиниц в среднем по России в прошлом году увеличилась на 13,5%.

В первом квартале 2024 года в гостиничный сегмент было вложено 9,2 млрд рублей, подсчитали IBC Real Estate. Это рекорд за последние девять лет.

Впрочем, эксперты с осторожностью оценивают инвестиционные перспективы отельного рынка. Расходы на обслуживание гостиниц растут, снижая их рентабельность, отмечает Сергей Данильченко, сооснователь Hotel Advisors. Это вынуждает отельеров повышать расценки: в прошлом году ночь в отеле подорожала в среднем по России на 15-20%. Кроме того, классические гостиницы испытывают серьезную конкуренцию со стороны апартаментов. Так что в ближайшей перспективе аналитики не ждут ощутимого роста инвестиций в гостиничный сегмент.