Поправки разработаны в связи с вынесением Конституционным судом РФ в июне 2024 года постановления по жалобе юридического бюро «Факториус», связанной с делами о банкротстве супругов Павла и Екатерины Мизиных.

Минэкономразвития РФ опубликовало проект поправок в закон о банкротстве, конкретизирующих правила сохранения за банкротами остатка средств от продажи единственного жилья, рассказал в ТГ-канале Shokobear председатель Банкротного клуба, доцент Российской школы частного права Олег Зайцев. Он уточнил, что законопроект подготовлен «во исполнение постановления КС об иммунитете суперфлуума от заложенного единственного жилья».

В целом все верно и соответствует подходам ВС РФ об иммунитете такого остатка, но есть одно концептуальное замечание — законопроект зря вслед за КС предполагает удовлетворение 1 и 2 очереди из выручки от продажи заложенного единственного жилья.

Олег Зайцев
председатель Национальная ассоциация «Банкротный Клуб»
«

Законопроект Минэка предусматривает включение в закон о банкротстве новой статьи 213.10-2 «Особенности распределения денежных средств, вырученных от продажи единственного жилого помещения, являющегося предметом ипотеки». Поправки разработаны в связи с вынесением Конституционным судом РФ в июне 2024 года постановления по жалобе юридического бюро «Факториус», связанной с делами о банкротстве супругов Павла и Екатерины Мизиных (см. статью КС пояснил правила сохранения за банкротами остатка средств от продажи единственного жилья). 

Что предлагается

Новая статья 213.10-2 закона о банкротстве призвана урегулировать особенности распределения денежных средств, вырученных от продажи единственного ипотечного жилого помещения гражданина, который был признан банкротом.

Поправки предусматривают, что денежные средства, полученные от реализации единственного ипотечного жилья гражданина-банкрота, вносятся на специальный банковский счет должника. Списание средств с этого счета осуществляется только по распоряжению финансового управляющего и исключительно для целей, указанных в новой статье.

Из выручки от продажи жилья в первую очередь покрываются расходы, связанные с обеспечением сохранности и реализацией данного имущества на торгах.

После покрытия вышеуказанных расходов 90% оставшейся суммы направляется на погашение требований залогового кредитора (банка, выдавшего ипотечный кредит), включая неустойки, финансовые санкции и проценты.

10% от суммы, оставшейся после погашения расходов на сохранность и реализацию жилья, идет на погашение требований кредиторов первой и второй очереди, если иного имущества должника недостаточно для удовлетворения этих требований.

Если после расчетов с кредиторами первой и второй очереди на специальном счете останутся средства, они направляются на погашение требований залогового кредитора.

При этом часть выручки от продажи жилья, оставшаяся после осуществления всех вышеперечисленных расчетов, подлежит исключению из конкурсной массы.

В течение пяти рабочих дней после удовлетворения требований, указанных в пункте 2 новой статьи, финансовый управляющий обязан направить в арбитражный суд ходатайство об исключении из конкурсной массы оставшейся части выручки от продажи жилья.

Кроме того, если жилое помещение находилось в общей собственности должника и его супруга (бывшего супруга), расчет сумм, направляемых на погашение расходов и требований кредиторов, а также требований залогового кредитора производится без исключения доли супруга (бывшего супруга). При этом погашение требований кредиторов первой и второй очереди осуществляется только из доли должника.

Наконец, по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд вправе уменьшить размер средств, исключаемых из конкурсной массы, до величины, необходимой для удовлетворения потребности должника и его семьи в жилье. Суд также может уменьшить эту сумму в случае недобросовестности должника.

Итог

Предлагаемые изменения направлены на обеспечение защиты единственного жилья граждан, проходящих процедуру банкротства, от притязаний кредиторов при условии соблюдения установленного порядка распределения средств, вырученных от его продажи.

Независимая экспертиза законопроекта завершится 12 августа 2024 года. Дата окончания общественного обсуждения — 20 августа 2024 года.