Доля незанятых помещений на главных торговых улицах Москвы за два года сократилась почти вдвое: с 15% в 2022 году до 8% в текущем. «Это говорит о высокой активности ритейлеров и высоком спросе на качественные торговые площади в центральных районах города», — считают эксперты компании IBC Real Estate.
Ожидать освобождения больших объемов площадей в ближайшее время не приходится: только на трех из 12 ключевых торговых улиц столицы остаются арендаторы, которые приостановили деятельность в РФ. То есть вскоре они могут покинуть свои помещения. Такой потенциал сейчас оценивается в 1,5% от всего объема стрит-ритейла главных торговых артерий города. В 2022 году этот показатель составлял 2,3%.
Из числа покинувших Россию компаний сегодня продолжают занимать площади McDonald’s и Uniqlo на Новом Арбате и H&M на Тверской улице.
«Международные fashion-ритейлеры, приостановившие деятельность в России, закрывают свои бутики, их площади быстро занимают развивающиеся ритейлеры, даже несмотря на высокие ставки аренды, которые характерны для центра города», — говорит Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.
В целом объекты стрит-ритейла столицы в течение первого полугодия привлекли 506 млрд рублей инвестиций, это на 34% меньше, чем за тот же период 2023 года, подсчитали в компании «Магазин магазинов».
Спрос со стороны покупателей недвижимости сократился на 20-30%, добавляет гендиректор Simple Estate Никита Корниенко.
Впрочем, сравнение с прошлым годом не показательно, отмечают эксперты: из-за ухода иностранных компаний наблюдалась активная смена собственников и арендаторов. Нынешний уровень инвестиций можно назвать высоким, если сопоставлять его с предыдущими периодами. Например, в первом полугодии 2022 года вложения в московский стрит-ритейл составили 504 млрд рублей.
Средняя стоимость сделки в этом сегменте — 35 млн рублей, отмечают в Simple Estate. Директор по продажам Point Estate Роман Амелин называют другую среднюю сумму — 60 млн рублей, причем за год она выросла, по его словам, на 15%.
Средний уровень доходности московского стрит-ритейла эксперты оценивают в коридоре 8-10% годовых.
В Санкт-Петербурге доля незанятых помещений на ключевых торговых улицах также снижается, констатируют аналитики NF Group. На данный момент она составляет 6,2%, в то время как год назад была 7,7%, а по итогам первого полугодия 2022 года — 9,4%.