Длительное бездействие должника (муниципального автономного учреждения) по реализации активов не должно защищать собственников его имущества от субсидиарной ответственности.

МАУ «Жилфонд» не заплатило АО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (РЭУ) за поставленное тепло. РЭУ взыскало долг в суде, однако получить реальные деньги не смогло, потому что у автономного учреждения не оказалось ликвидного имущества. Признавать МАУ «Жилфонд» банкротом по заявлению РЭУ суд отказался, поскольку автономное учреждение защищено иммунитетом от банкротства. Тогда конкурсный управляющий к тому моменту обанкротившегося АО «Ремонтно-эксплуатационное управление» обратился в суд с иском о взыскании долга МАУ в порядке субсидиарной ответственности с его учредителя — администрации городского округа Луховицы Московской области. Суд первой инстанции, с которым согласились апелляция и кассация, в удовлетворении иска отказал. После чего конкурсный управляющий РЭУ пожаловался в Верховный суд, который отменил акты нижестоящих судов и направил спор на новое рассмотрение в суд первой инстанции (дело А41-47568/2022).

Фабула

В 2013 году АО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (РЭУ, гарантирующий поставщик) и муниципального автономного учреждения «Жилфонд» (потребитель) заключили договор теплоснабжения. Через 4 года суд взыскал с МАУ «Жилфонд» в пользу РЭУ 321 тыс. рублей задолженности по договору теплоснабжения за период с июня 2014 года по август 2014 года и 102 тыс. рублей неустойки. В дальнейшем по этому решению РЭУ получило исполнительный лист.

Через некоторое время РЭУ было признано банкротом. Поскольку решение суда так и было исполнено, конкурсный управляющий РЭУ потребовал в суде признать МАУ «Жилфонд» банкротом.

В 2022 году суд первой инстанции отказался вводить в отношении МАУ «Жилфонд» наблюдение и прекратил производство по делу, так как должник (автономное учреждение) не может быть признан банкротом в силу пункта 6 статьи 61 и пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса.

Ссылаясь на то, что РЭУ предприняло все меры для законного взыскания денег с МАУ «Жилфонд», однако должник на протяжении восьми лет не погасил задолженность и неустойку, что свидетельствует об отсутствии у учреждения достаточных средств, КУ АО «Ремонтно-эксплуатационное управление» обратился в суд с иском о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с учредителя и собственника имущества МАУ «Жилфонд» — администрации городского округа Луховицы Московской области.

Суд первой инстанции, с которым согласились апелляция и кассация, в удовлетворении иска отказал. После чего конкурсный управляющий РЭУ пожаловался в Верховный суд, который решил рассмотреть этот спор.

Что решили нижестоящие суды

Суды руководствовались:

статьями 64, 64.1, 123.21, 123.22, 309, 310 ГК РФ,

положениями закона «Об автономных учреждениях».

Суды первой и апелляционной инстанций отказались удовлетворять иск исходя из того, что в силу пункта 5 статьи 2 закона «Об автономных учреждениях» собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (за исключением обязательств, связанных с причинением вреда гражданам).

Суды установили, что администрация не является стороной спорного договора теплоснабжения, в рамках которого возникла задолженность учреждения перед РЭУ. Поэтому учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам в порядке части 6 статьи 123.22 ГК РФ.

Суд округа указал, что им учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного суда РФ от 12.05.2020 № 23-П. Между тем, оставляя судебные акты без изменения, суд округа исходил из того, что перспектива взыскания с основного должника не утеряна: после погашения задолженности перед предшествующим кредитором (ООО «ВТКХ») МАУ «Жилфонд» приступит к погашению задолженности перед РЭУ.

Что думает заявитель

РЭУ указывает на возможность привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого автономного учреждения собственника его имущества и применения к спорным правоотношениям по аналогии правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 12.05.2020 № 23-П.

Не приняв во внимание правовую позицию, изложенную в названном постановлении и Обзоре судебной практики Верховного суда РФ № 3 (2022), утвержденном Президиумом Верховного суда 21.12.2022 (пункт 18), суды первой, апелляционной и кассационной инстанций допустили существенные нарушения, повлиявшие на исход настоящего дела и фактически лишившие РЭУ, которое в силу своего статуса не имеет права отказаться от заключения публичного договора, возможности восстановить свои права в сфере предпринимательской деятельности.

Что решил Верховный суд

Судья ВС Г.Г. Кирейкова сочла доводы жалобы заслуживающими внимания и передала спор в Экономколлегию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Ответственность автономного учреждения по своим обязательствам имеет особенности, которые определяются правилами статей 123.21 - 123.23 ГК РФ, а также требованиями ряда специальных федеральных законов, регулирующих деятельность тех или иных некоммерческих организаций.

Согласно пункту 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК, несет собственник соответствующего имущества.

Ряд кредиторов автономного учреждения по роду своей деятельности вступают в договорные отношения с учреждением в силу предусмотренной законом обязанности, при отсутствии права на отказ от заключения договора. К таковым относятся контрагенты учреждения по договорам ресурсоснабжения (гарантирующие поставщики, сетевые организации, тепло-, водоснабжающие организации и др.).

С учетом специфики отношений энергоснабжения, как правило, ограничивающей одну из сторон вступать в гражданско-правовые отношения по своему усмотрению в силу публичного характера договора (статья 426 ГК РФ), и в целях защиты интересов потребителей энергоресурса, Конституционным судом в Постановлении № 23-П указано на необходимость поддерживать баланс прав и законных интересов всех действующих в данной сфере субъектов, в частности, теплоснабжающей организации — кредитора автономного учреждения.

Отсутствие юридической возможности преодолеть ограничения в отношении возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества автономного учреждения (включая случаи недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств для исполнения своих обязательств из публичного договора энергоснабжения при его ликвидации) влечет нарушение прав стороны, заключившей и исполнившей публичный договор и не получившей встречного предоставления.

Приведенная правовая позиция Конституционного суда, изложенная в Постановлении № 23-П, касается возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника (учредителя) ликвидируемого бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора энергоснабжения. Эта позиция в равной степени распространяется на автономные учреждения, правовой статус и правовой режим имущества которых во многом тождественен статусу и режиму имущества бюджетных учреждений.

Как установлено судами по настоящему делу, истец является гарантирующим поставщиком тепловой энергии и заключает с потребителями, включая учреждение, находящееся в процедуре ликвидации с 2017 года, договоры теплоснабжения, которые положениями статьи 426 ГК РФ отнесены к публичным договорам. В силу своего статуса истец обязан вступить в договорные правоотношения с любым потребителем независимо от его организационно-правовой формы и безотносительно того, какие последствия это несет для гарантирующего поставщика в части защиты своих имущественных интересов.

Длительное неисполнение учреждением своих обязательств (более восьми лет) перед АО «Ремонтно-эксплуатационное управление» по оплате поставленной тепловой энергии, невозможность взыскания задолженности в связи с отсутствием имущества, на которое может быть обращено взыскание, приводят к нарушению прав лица, обязанного поставлять ресурс. Способом, поддерживающим баланс прав и законных интересов сторон договора энергоснабжения, является возложение субсидиарной ответственности на собственника имущества по обязательствам учреждения.

Такая правовая позиция отражена в определении СКЭС Верховного суда (от 17.06.2022 № 307-ЭС21-23552).

С учетом изложенного вывод судов о невозможности привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам автономного учреждения собственника его имущества (администрации) является неправомерным.

Длительное и частичное погашение учреждением долга перед кредитором, предыдущим в календарной очередности (вопреки положениям части 3 статьи 64 ГК РФ), указывает на недостаточность имущества для погашения требований кредиторов, а следовательно, не исключает права предъявления настоящего иска.

Итог

ВС отменил акты нижестоящих судов и направил спор на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Почему это важно

Руководитель екатеринбургского офиса юрфирмы Арбитраж.ру Артем Комсюков отметил, что в настоящем случая Верховный суд РФ принял абсолютно верное определение, направленное на пресечение злоупотреблений со стороны администраций муниципалитетов.

Действительно, в Гражданском кодексе РФ прямо установлено, что собственник имущества автономного учреждения не отвечает по обязательствам такого учреждения. Вместе с тем, в Постановлении Конституционного суда РФ № 23-П ясно и недвусмысленно разъяснено, что в силу статуса вынужденного кредитора гарантирующий поставщик не может отказаться от заключения договора и от его исполнения. Подобные ограничения нарушают баланс прав и интересов кредиторов в отношениях с бюджетными учреждениями. Верховный суд РФ абсолютно справедливо указал, что в данных отношениях бюджетные и автономные учреждения тождественны. В действительности, муниципалитеты пользуются безнаказанностью, регулярно создавая и ликвидируя такие автономные учреждения, не отвечая за их обязательства. Видится, что теперь подобные злоупотребления прекратятся, а администрации будут привлекаться к субсидиарной ответственности, что положительно скажется на рынке ресурсоснабжения.

Артем Комсюков
юрист, руководитель офиса г. Екатеринбург BFL | Арбитраж.ру
«

Управляющий партнер компании СТРИМ Алена Антонова отметила, что анализируемое определение Верховного суда РФ — уже не первое в череде судебных актов (хотя и довольно «свежих»), которые, по сути своей, закрепляют возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения, созданного публично-правовым образованием (см. Определение Верховного суда РФ от 06.02.2023 N 309-ЭС22-18499 по делу N А07-25982/2020; Определение Верховного суда РФ от 17.06.2022 N 307-ЭС21-23552 по делу N А56-3762/2020).

Ранее Конституционный суд РФ уже обращал внимание на то, что действующим законодательством не обеспечен баланс между интересами должника и кредитора, когда это касается взаимоотношений между организациями, обязанными заключать публичные договоры, и учреждениями, созданными публично-правовыми образованиями (в частности, в упомянутом Верховным судом РФ в анализируемом определении Постановлении Конституционного суда РФ от 12.05.2020 N 23-П). С указанным нельзя не согласиться. Как в данном случае, так и в остальных, когда организации, действующие в правовом поле, заключают сделки с такими учреждениями, первые всегда оказываются менее защищенными, поскольку в настоящее время отсутствуют достаточные правовые инструменты, способные защитить их финансовые интересы от злоупотреблений со стороны учреждений (созданных публично-правовыми образованиями). В то же время во взаимоотношениях с иными юридическими лицами такие инструменты существуют и привлечение к субсидиарной ответственности участников, учредителей и иных лиц, способных влиять на принятие существенно важных решений в организации, активно используется в практике.

Алена Антонова
партнер Юридическая фирма СТРИМ
«

По словам Алены Антоновой, и законодатель, хотя и медленно, но идет по пути внесения изменений в правовое регулирование ответственности данных учреждений.

«Так, до 17.03.2022 года ФЗ «Об автономных учреждениях» содержал положение, которое вообще не позволяло привлечь собственника имущества автономного учреждения к ответственности по обязательствам этого учреждения. И лишь с марта 2022 года в п. 5 ст. 2 данного ФЗ были внесены изменения, которые допустили привлечение собственника к субсидиарной ответственности, пусть и по очень ограниченным основаниям - по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам. Полагаю, в связи с формируемой Верховным судом РФ практикой, стоит ждать скорого внесения изменений в действующее законодательство в отношении регулирования вопросов привлечения к субсидиарной ответственности собственников имущества различных учреждений, создаваемых публично-правовыми образованиями», – отметила она.

Адвокат практики «Банкротство» АБ «Андрей Городисский и партнеры» Дмитрий Якушев отметил, что Верховный суд РФ вынес обоснованный судебный акт.

Насколько мне известно, подобных дел в судебной практике встречается немного, поэтому, на мой взгляд, оно действительно заслуживает внимания. Ключевым обстоятельством этого дела является статус заявителя как ресурсоснабжающей организации. Как указывал КС РФ в определении от 09.02.2017 N 219-О, кредиторы автономных или бюджетных организаций должны учитывать их правовой статус при вступлении с ними правоотношения и принимать риск того, что их учредители не отвечают по обязательствам учреждений, то есть гарантии и возможности удовлетворения требований ограничены. Однако должная осмотрительность кредитора имеет значение, когда он вступает в правоотношения с такими субъектами по своей воле, в то время как поставщик коммунальных услуг вступает в них вынужденно, в силу публичного характера таких договоров. Иммунитет учредителей автономных организаций от субсидиарной ответственности может поставить ресурсоснабжающую организацию в сложное положение, что может негативно повлиять на ее способность исполнять обязательства перед другими контрагентами и абонентами. Поэтому для обеспечения интересов широкого круга лиц – пользователей ресурса, у ресурсоснабжающей организации как у «вынужденного» кредитора должны быть более широкие возможности для взыскания задолженности.

Дмитрий Якушев
адвокат практики «Банкротство» Адвокатское бюро «Андрей Городисский и партнеры»
«

Адвокат, ФБК Legal Евгений Галлямов отметил, что позиция Верховного суда позволит ресурсоснабжающим организациям чаще добиваться оплаты долгов учреждений отрасли ЖКХ.

Закон об автономных учреждениях, ст. 61 и ст. 123.22 ГК РФ позволял привлекать к субсидиарной ответственности учредителей бюджетных, автономных, казенных учреждений только по обязательствам из причинения вреда. Однако в 2020 году Конституционный суд Постановлением № 23-П признал п. 5 ст. 123.22 ГК РФ неконституционным такие ограничения субсидиарной ответственности для учредителей бюджетных учреждений. Определением № 301-ЭС22-8843 от 09.06.2022 Верховный суд применил позицию Конституционного суда и привлек учредителя к ответственности по обязательствам бюджетного учреждения из неоплаченных коммунальных платежей. В комментируемом определении Верховный суд распространил действие Постановления № 23-П также на автономные учреждения.

Евгений Галлямов
«

По словам Евгения Галлямова, по сложившейся судебной практике отрасль ЖКХ представляется заведомо убыточной и не всегда удается привлечь КДЛ к субсидиарной ответственности.

«Принято считать, что от контролирующих ЖКХ-организацию лиц не зависит возможность исполнения обязательств. Она зависит только от добросовестности конечных потребителей ресурсов. В таких обстоятельствах не может идти речь о предпринимательском риске и об основаниях ответственности. Благодаря позиции Верховного суда, если потребитель или должник не оплатят свои коммунальные долги, то их оплатит учредитель должника. Теперь это произойдет вне зависимости от организационно-правовой формы должника», – отметил он.