В 2024 г. рынок банкротств показал значительные изменения, отражающие экономические и правовые процессы в стране. Совместно с Консалтинговой компанией «АВЕРТА ГРУПП» мы проанализировали данные Федресурса и сделали выводы о динамике банкротства физических лиц.

Количество судебных процедур

Количество процедур реализации имущества граждан, с одной стороны, ежегодно увеличивается: темп прироста в 2024 г. составил 23,55% по сравнению с 2023 г. С другой стороны, темп в целом замедляется, поскольку значение прироста в 2024 г. ниже, чем в предыдущие периоды (+72,58% в 2020 г.; 61,97% – в 2021 г.; 44,23% – в 2022 г. и 25,73% – в 2023 г.).

Темп прироста реструктуризации долгов составил -0,39%, что свидетельствует о сокращении числа процедур реструктуризации граждан по сравнению с 2023 г. Примечательно, что впервые за весь исследуемый период цепной прирост стал отрицательным: раньше количество процедур реструктуризации из года в год только увеличивались. 

Несмотря на то что тенденции, отмечаемые авторами исследования, скорее, угадываются, нежели четко демонстрируются статистикой, я согласен с тем, что процедура реструктуризации долгов стала более востребована кредиторами. При этом подтверждения этих догадок статистикой в ближайшее время ожидать не стоит, потому что слишком большое влияние на статистические показатели оказывают прошлогоднее введение государственных пошлин на требования кредиторов, а затем и кардинальное увеличение размера этих госпошлин. Пожалуй, гораздо большее влияние на статистику банкротства граждан может оказать принятый 29 января 2025 г. в первом чтении законопроект № 721174-8, ограничивающий рекламу тотального списания долгов в банкротстве.

Эдуард Олевинский
основатель Правовое бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»
«

Количество внесудебных процедур

В 2024 г. наблюдается сильный рост возбужденных внесудебных процедур банкротства граждан. Темп прироста составил 250,19% по сравнению с 2023 г. и 3003,85% – по сравнению с 2020 г., что свидетельствует об очень высоком уровне закредитованности физических лиц.

Количество всех судебных процедур в отношении граждан

Устойчивая тенденция к росту наблюдается во всех судебных процедурах в отношении физических лиц. В 2024 г. по сравнению с 2019 г. произошло повышение следующих показателей:

по введению процедуры реализации имущества граждан (+526,30%);

по введению процедуры реструктуризации долгов граждан (+216,52%);

об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина (+569,12%).

В 2024 г. по сравнению с 2023 г. также наблюдается увеличение случаев утверждения планов реструктуризации на 102,2%. Это может свидетельствовать о начинающемся развороте в пользу диалога между кредитором и должником и постепенном отказе от судебных процедур реализации имущества, что косвенно демонстрирует замедляющийся темп прироста введения процедур реализации имущества, который в 2024 г. составил 23,55% против 25,73% – в 2023 г.

На наш взгляд, пока рано говорить о снижении темпов роста процедур банкротства. Физические лица слишком хорошо распробовали указанный механизм «высвобождения» от непосильного финансового бремени. Изменения в статистике вводимых процедур можно объяснить усовершенствованиями механизма внесудебного банкротства в 2023 г. На растущий тренд, в краткосрочной перспективе, не повлияет и принятие законодательного запрета на рекламу тотального списания долгов в банкротстве. Флаеры небезызвестных компаний до сих пор лежат в почтовых ящиках или валяются в подъезде, а известные публичные личности с душой подошли к исполнению заключенных рекламных контрактов. «Высвобождающий маховик» уже разогнан так, что претерпевать последствия этого рынок будет куда больше времени, нежели хотелось бы бизнесу. При этом, безусловно, принимаемая мера способна оказать воздействие на количество процедур банкротства, правда, только в долгосрочной перспективе. Рост популярности в решении своих финансовых обязательств через процедуры реструктуризации действительно есть. Причем не всегда это именно судебная реструктуризация. Большим спросом начали пользоваться механизмы по досудебному урегулированию споров, что выгодно обеим сторонам конфликта: должник быстрее решает свой финансовый вопрос, а кредитор, пусть и с дисконтом, получает большее удовлетворение своих требований, чем получил бы в процедуре банкротства.

Евгения Уткина
заместитель генерального директора Компания «АктивБизнесКонсалт» (АБК)
«

Инициаторы судебных дел о банкротстве граждан

Главными (основными) инициаторами банкротства физических лиц являются сами должники (граждане). Данная тенденция сохраняется на протяжении всего исследуемого периода и в 2024 г. их доля составляет более 96%, ФНС же выступает в качестве инициатора банкротства граждан всего в 0,5% случаев, иные кредиторы – в 2,9%. Активность иных кредиторов и ФНС в отношении инициирования банкротства граждан по сравнению с базисным годом сокращается: число случаев с ФНС – на 70,59% в 2024 г. по сравнению с 2019 г., число случаев с иными кредиторами – на 61,33%.

Однако, если сравнивать 2024 г. с прошлым, то наблюдается увеличение активности как самих должников в части инициирования процедур банкротства на 0,1%, так и ИФНС (на 0,1 %). Конкурсные кредиторы сократили свою активность в 2024 г. на 0,2% по сравнению с 2023 г. Во многом это подтверждает описанную выше гипотезу относительно начинающего разворота в пользу проведения процедур реструктуризации со стороны кредиторов.

В России заметно возросло количество банкротств граждан – физических лиц и индивидуальных предпринимателей. На наш взгляд, действительно можно наблюдать рост числа процедур банкротства граждан, а именно, процедур реализации имущества. Данная тенденция имеет своей предпосылкой два фактора. Первый – упрощение процедуры банкротства граждан. С 2024 г. она стала удобнее для граждан, поскольку отпала необходимость собирать и предоставлять справки из банков, ССП или из МФО. При обращении в МФЦ госорганы собирают все необходимые для процедуры сведения сами через систему электронного документооборота. Заявить о своей финансовой несостоятельности в упрощенной форме могут пенсионеры и получатели иных социальных выплат от государства. Ранее такой возможности у них не было. Кроме того, расширен диапазон долговых обязательств. При размере долга от 25 тысяч до 1 млн рублей граждане могут инициировать упрощенную процедуру несостоятельности. До 2024 г. этот диапазон был уже и составлял от 50 до 500 тысяч рублей. Все эти нововведения закономерно привели к росту оправданного интереса граждан к обозначенной процедуре. Второй аспект заключается в том, что с банкротством все чаще сталкиваются не только граждане-потребители, но и собственники бизнеса. В силу объективных экономических причин юридические лица, которые им принадлежали и /или которыми они руководили, претерпели финансовые трудности и не смогли исполнить обязательства по кредитным договорам, за которые поручались собственники и директора должников.

Елена Козина
к.ю.н., доцент, адвокат, управляющий партнер Адвокатское бюро «ЭЛКО профи»
«

Также, по словам Елены Козиной, к числу банкротов примыкают все те бенефициары обанкротившихся компаний, которые стали субъектами субсидиарной или корпоративной ответственности по требованию о возмещении убытков. Таким образом, объем банкротных процедур пополнился за счет активного применения данного института собственниками обанкротившихся компаний, и это ключевой фактор обозначенной динамики. Не стоит отрицать, что банкротам удобнее проходить именно процедуру реализации в целях сохранения своего имущества с использованием различных механизмов, как добросовестных, так и недобросовестных. В качестве примера последнего можно привести выведение активов или заключение брачных договоров «задним» числом, что в процедуре реструктуризации не представляется возможным. Ведь если имущества гражданина недостаточно для погашения задолженности, вводится процедура реализации, отметила она.

Прогноз: в первом чтении принят законопроект об упрощении процедуры внесудебного банкротства для участников СВО. Особенность процедуры для данной категории граждан заключается в том, что при осуществлении процедуры банкротства все боевые выплаты защищены от включения в конкурсную массу и не направляются на погашение долгов перед кредиторами. Такая условная привлекательность с позиции сохранности дохода должника – участника СВО позволяет прогнозировать дальнейший рост числа банкротств указанной категории должников.

Елена Козина
к.ю.н., доцент, адвокат, управляющий партнер Адвокатское бюро «ЭЛКО профи»
«

Доля дел с «0» – имущество и удовлетворение

Согласно отчетам о завершении реализации имущества граждан (количество которых увеличилось на 1328,74% в 2023 г. по сравнению с 2019 г.), наблюдается высокая доля дел, в которых у должника отсутствует имущество. В 2024 г. доля таких случаев составляет 93%, и эта тенденция продолжает расти: в 2024 г. их доля увеличилась на 19,31% по сравнению с 2019 г.

Процент дел, в которых кредиторы получили «0», остается на высоком уровне (70% в 2024 г.) и имеет тенденцию к небольшому увеличению: рост на 7,34% в 2024 г. по сравнению с 2019 г.

По итогам 2024 г. доля дел, где кредиторы получили «0», увеличилась на 1,25%, а доля дел, где у должника нет имущества, на 1,68% по сравнению с 2023 г. Таким образом, наблюдается увеличение числа банкротств физических лиц, у которых юридически нет имущества, как следствие, уровень возврата средств кредиторам физических лиц также сокращается. 

Требования кредиторов

В 2024 г. наблюдается сокращение доли удовлетворенных требований на 10,38% по сравнению с 2023 г. Это произошло из-за увеличения включенных требований на 31,03%, а также из-за роста суммы удовлетворенных требований на 17,42%. 

Наблюдается увеличение включенных требований 1-й очереди на 208,89%, но изменения в удовлетворенных требованиях 1-й очереди не так значительны – они сократились на 15,8% по сравнению с 2023 г. При этом доля удовлетворенных требований 1-й очереди в общем объеме удовлетворенных требований снизилась на 28,3% по сравнению с 2023 г.

В 2024 г. можно отметить увеличение числа включенных во 2-ю очередь требований на 47,13% по сравнению со значениями 2023 г. Сумма удовлетворенных требований 2-й очереди с прошлого года значительно не изменилась, при этом доля удовлетворенных требований 2-й очереди в общем объеме удовлетворенных требований увеличилась на 8,87% по сравнению с 2023 г.

В 2024 г. наблюдается увеличение доли включенных в 3-й и 4-й очередей требований на 30,76% по сравнению с 2023 г. По сравнению с 2019 г. данное значение увеличилось на 274,01%. При этом размер удовлетворенных требований по сравнению с 2023 г. увеличился на 17,49%. Доля удовлетворенных требований 3-й и 4-й очередей в общем объеме удовлетворенных требований так же увеличилась на 0,06% и составляет рекордные 99,12% от всего объема удовлетворенных требований.

Доля 3-й очереди в общем размере включенных требований, обеспеченных залогом, увеличилась на 12,13% по сравнению с 2023 г., при этом доля удовлетворенных требований 3-й и 4-й очередей в общем объеме удовлетворенных требований увеличилась на 25,12% и составляет 39,47%.

Доля удовлетворенных требований, не обеспеченных залогом, в общем объеме удовлетворенных требований является наибольшей среди всех других категорий (очередей) в реестре – 59,65% в 2024 г., что меньше значения в 2023 г. на 11,65%.

Из данных, отраженных в Таблицах, выше, следует, что в 2024 г. доля включенных требований кредиторов 3 очереди, не обеспеченных залогом, увеличивается, а требования, обеспеченные залогом, сокращаются по сравнению с 2023 г. Так, рост доли требований (в общем объеме включенных), не обеспеченных залогом, составил 0,9%, а доля не обеспеченных залогом требований сократилась на 20,83%. Сумма удовлетворенных требований 3-й очереди, обеспеченных залогом, увеличилась на 46,92% в 2024 г. по сравнению с 2023 г., сумма удовлетворенных требований 3-й очереди, не обеспеченных залогом, в 2024 г. увеличилась на 3,74% по сравнению с 2023 г.

Размер включенных требований 3-й и 4-й очередей, не обеспеченных залогом, занимает наибольшую долю от всего объема включенных требований. При этом доля удовлетворенных требований, не обеспеченных залогом, существенно не изменяется: их увеличение происходит быстрее, чем их удовлетворение.

Средняя длительность судебных процедур в днях

Средняя длительность судебных процедур в днях (для граждан) в исследуемом периоде существенно не менялась, в том числе:

процедура реструктуризации долгов гражданина в 2024 г. составляет 206 дней, что больше на 7,29% по сравнению с 2019 г. и на 3,41% по сравнению с 2023 г.;

процедура реализации имущества гражданина в 2024 г. составляет 280 дней, что меньше на 0,42% по сравнению с 2019 г., но больше на 3,07% по сравнению с 2023 г.

Примечательно, что средняя продолжительность процедуры конкурсного производства юридических лиц ежегодно увеличивается при убывающем тренде процедуры реализации имущества физических лиц. Однако стоит принимать во внимание, что в большинстве случаев банкротств граждан по инвентаризации обнаруживается отсутствие имущества. Кроме того, увеличение средней продолжительности процедуры реструктуризации долгов может так же косвенно подтверждать тренд по увеличению спроса на данную процедуру. Иными словами, возможно, что физические лица, столкнувшись с угрозой банкротства, все чаще обращаются к реструктуризации как альтернативе процедуры банкротства, пытаясь сохранить активы и избежать полной ликвидации.

Выводы по процедурам банкротства физических лиц по итогам 2024 года

Сокращение доли инициирования конкурсными кредиторами процедуры банкротства и рост количества утвержденных планов реструктуризации долгов свидетельствует о возможном начале разворота в сторону процедур финансового оздоровления физических лиц от банкротства.

Значительный ежегодный рост числа процедур банкротств физических лиц может указывать на популярность данной процедуры в качестве инструмента «списания долгов», однако данный темп прироста начал замедляться относительно прошлых периодов.

Существенный рост внесудебных банкротств свидетельствует о списании долгов до 1 млн руб. и возможном увеличении спроса среди лиц, получающих пенсионные (и иные) выплаты или пособия по уходу за ребенком.

Средняя продолжительность процедуры существенно не изменилась, при этом увеличивается доля дел, где у должника нет имущества, что позволяет сделать вывод о невысокой сложности процедуры банкротства физических лиц.

Большая часть требований приходится на требования 3-й очереди, не обеспеченных залогом. Однако в 2024 г. увеличилась доля требований, обеспеченных залогом, что совпадает с ростом числа утвержденных планов реструктуризации долгов. Это указывает на то, что кредитные организации начинают предпочитать процедуры реструктуризации вместо банкротства физических лиц.

Над материалом работали:

Александр Тихов
руководитель департамента финансово-экономических экспертиз Консалтинговая компания «АВЕРТА ГРУПП»
Алексей Шаров
управляющий партнер Консалтинговая компания «АВЕРТА ГРУПП»
Владимир Сальников
Основатель и руководитель проекта Портал PROбанкротство