Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» — применимо ли в отношении проверок Росреестром деятельности арбитражного управляющего?

Усиливающее давление экономических мер в виде санкций, введенных в огромном количестве в период 2022 года, не могло оставить без внимания государственного регулятора сектор малого и среднего бизнеса. Ведь именно эта часть экономики страны составляет существенную долю от всего рынка, обеспечивает как устойчивое экономическое развитие страны в целом, так и формирует благоприятные условия для жизни людей — создает новые рабочие места, улучшает инфраструктуру и благоприятствует общему развитию региона, где располагаются субъекты МСП (малого и среднего предпринимательства).

Вместе с этим, учитывая специфику ведения малого бизнеса, именно он в первую очередь подвержен всем негативным изменениям макроэкономического характера, поскольку такие изменения требуют очень быстрого реагирования на изменяющиеся условия ведения бизнеса.

Именно в целях защиты субъектов малого и среднего предпринимательства законодателем предпринимаются различные меры, направленные на улучшение положения таких субъектов.

В пример одной из таких мер можно привести Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — постановление № 336), вступившее в силу в день издания на всей территории РФ.

Несмотря на благие намерения в принятии такого рода нормативного акта, он содержит достаточное количество пробелов и содержит весьма «общие» рекомендации. В результате Департаментом государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России практически сразу после принятия постановления № 336 направлены разъяснения по отдельным вопросам организации и осуществления контрольной (надзорной) деятельности.

Сразу стоит отметить, что постановлением № 336 установлены особенности осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской  Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Но главное, что привлекает внимание в содержании постановления № 336, — это установленные ограничения на проведение плановых и внеплановых проверок, а также контрольных и надзорных мероприятий

Так, с момента вступления в силу постановления № 336 контрольные (надзорные) мероприятия и плановые проверки органы могут проводить в отношении закрытого перечня объектов контроля. Исключения составляют мероприятие в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного надзора, а также контроля в области промышленной безопасности.

Однако принятие постановления № 336 не означает полной отмены контрольных мероприятий и проверок. Постановление содержит основания для проведения внеплановых проверок. Одним из таких оснований можно назвать выявление фактов причинения вреда либо непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.

Но основным и острым вопросом применения постановления № 336 является возможность распространения действия норм постановления на сферу деятельности арбитражных управляющих.

Далее мы постараемся ответить на вопрос: вправе ли Росреестр производить проверку деятельности арбитражного управляющего при рассмотрении жалобы на его действия и выяснении наличия в действиях управляющего признаков административного правонарушения, предусмотренного чч. 3 и 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ?

Если обращаться непосредственно к тексту постановления № 336, то очевидно, что в соответствии с абз. 7 подп. «а» п. 3 постановления № 336 наличие жалобы граждан является основанием для проведения внеплановой проверки или контрольного мероприятия только в сфере лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора.

При этом п. 9 постановления позволяет контролирующим органам привлекать лиц к административной ответственности, если сфера их деятельности подпадает под регулирование Федерального закона № 248-ФЗ, и только при проведении контрольных мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом. Это правило относится и к случаям выявления административного правонарушения по заявлению третьих лиц. Постановлением № 336 прямо установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении без проведения контрольных мероприятий.

Как известно, в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, реализующим свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

Росреестр наделен полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также на обращение в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.

Следовательно, Росреестр обладает полномочиями на возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе на основании поступивших обращений.

Вместе с тем полномочия Росреестра по возбуждению в отношении арбитражных управляющих дел об административных правонарушениях и по составлению протоколов об административных правонарушениях регламентированы нормами КоАП РФ и законом о банкротстве и не регламентируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Соответственно, невозможно сделать вывод о запрете на возбуждение в отношении арбитражных управляющих дел об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 3 и 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ на основании п. 9 или иных положений Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.

Административное расследование — это совокупность процессуальных действий Росреестра и его должностных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Росреестром не проводятся в отношении арбитражных управляющих плановые или внеплановые проверки в значении, использованном в постановлении № 336, а осуществляются полномочия, предусмотренные КоАП РФ, в том числе проведение административного расследования, истребование сведений, ознакомление с доказательствами.

Таким образом, положения Постановления Правительства РФ № 336 не распространяются на случаи привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности в рамках производства по делу об административном правонарушении по правилам КоАП РФ.

Аналогичные выводы содержит существующая правоприменительная практика (см. например: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.01.2023 № Ф08-14323/2022 по делу № А53-19245/2022, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.02.2023 № Ф10-15/2023 по делу № А36-4062/2022).

Над материалом работали:

Екатерина Шаповалова
управляющий партнер Юридическая компания SHAPOVALOVA GROUP