Турпоток в столицу РФ в 2024 г. превысил уровень доковидного 2019 г. и оказался на 8% выше, чем в 2023-м. В результате доходность гостиниц в среднем за год увеличилась на 40,8%, а пятизвездочных отелей — в 2,5 раза.

Средняя доходность гостиничного номера (RevPAR) в Москве выросла на 40,8% за 2024 г. и достигла 7 243 рублей в сутки. Это в два раза больше, чем в 2022 г., отмечают эксперты Nikoliers, ссылаясь на данные Hotel Advisors.

Показатель средней стоимости номера увеличился на 35,3% по сравнению с 2023 г. и почти на 60% — по сравнению с 2022-м. Среднегодовая загрузка столичных гостиниц выросла на 4,2 п.п.

Стимулом к такому росту стало увеличение турпотока в Московском регионе: полных официальных итогов за прошлый год пока нет, но, по данным мэра столицы, только за девять месяцев «Москва приняла 19,7 млн гостей, что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 1% больше, чем в 2019 г.», когда был поставлен рекорд по этому показателю. Nikoliers оценивает прошлогодний турпоток на уровне 25 млн человек.

Больше всего вырос показатель RevPAR у гостиниц наивысшей категории: почти в 2,5 раза, до 12 413 рублей в сутки. Отели уровня «четыре звезды» прибавили 32,3%, «три звезды» — 35%.

Номерной фонд гостиниц Москвы сейчас насчитывает 22 425 номеров. В 2025 г. запланировано открытие еще четырех отелей, в результате этот показатель превысит 23 тыс. номеров.

Это увеличение не очень существенно и не приведет к стабилизации цен, считают эксперты. По прогнозам Nikoliers, в текущем году все ключевые показатели гостиничного рынка продолжат демонстрировать позитивную динамику в связи с ростом туристического потока.

«Рост спроса на гостиничные услуги усиливается, в первую очередь, за счет активно растущего внутреннего туризма. При этом также наблюдается рост въездного турпотока, фокус отельеров направлен на туристов из Азии и стран Персидского залива», — отметил Олег Германенко, руководитель группы стратегического консалтинга в Москве.

По его словам, особенно заметным в столице станет рост так называемого MICE-туризма (аббревиатура от сочетания meetings — «деловые встречи», incentives — «инсентив-мероприятия», conventions — «конференции» и exhibitions — «выставки»). Его особенность — сочетание деловых мероприятий с культурными и развлекательными программами. MICE-путешественники выделяются высоким уровнем расходов, которые в 1,5-2 раза превышают затраты обычных туристов.

Кроме того, государство стимулирует развитие туризма: в 2025 г. на различные программы господдержки в этой сфере предусмотрено 200 млрд рублей.

«Все эти факторы в совокупности являются драйверами развития гостиничной отрасли столицы как самого популярного у туристов российского города, поэтому в ближайшие несколько лет мы ожидаем дальнейшего увеличения ключевых индикаторов рынка», — резюмирует Олег Германенко.