Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект, позволяющий инвесторам застраховать средства на индивидуальных инвестиционных счетах третьего типа (ИИС-3) от банкротства брокера или управляющей компании. Согласно принятому закону, максимальная сумма компенсации составит 1,4 млн рублей на одного гражданина.
Компенсационный фонд, получивший название «Фонд гарантирования индивидуальных инвестиционных счетов», будет создан на базе Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров. Формирование фонда будет осуществляться за счет добровольных взносов профессиональных участников рынка, работающих с ИИС и присоединившихся к системе гарантирования.
В случае банкротства брокера или управляющей компании, инвестор сможет обратиться в фонд за компенсацией, если он не получит свои активы в полном объеме в течение шести месяцев после начала конкурсного производства. Данная мера призвана обеспечить дополнительную защиту интересов инвесторов и повысить доверие к индивидуальным инвестиционным счетам.
Важно отметить, что положения закона о компенсациях будут применяться только к ИИС, открытым с 1 января 2024 г., и при банкротствах, наступивших после 1 января 2026 г. Это означает, что инвесторы, открывшие ИИС-3 в указанный период, смогут рассчитывать на страховую защиту своих средств.
ИИС-3, появившиеся в 2024 г., фактически заменили предыдущие типы индивидуальных инвестиционных счетов. Теперь инвесторы могут трансформировать ИИС-1 и ИИС-2 в ИИС-3, при этом закон позволяет одновременно открывать до трех счетов. ИИС-3 сочетает в себе налоговые льготы первых двух типов: инвестор имеет право на налоговый вычет, а доход от инвестиций по истечении минимального срока действия счета освобождается от НДФЛ.
Минимальный срок действия ИИС-3 при заключении договора в 2024–2026 гг. составляет пять лет. В дальнейшем этот срок будет ежегодно увеличиваться на год, пока не достигнет 10 лет. Такой подход стимулирует инвесторов к долгосрочным вложениям.
Почему это важно
Профессиональные участники рынка ценных бумаг, такие как брокеры (управляющие, управляющие компании ПИФов и т.д.), также подвержены рискам банкротства, отметила Яна Сумина, управляющий партнер, адвокат Коллегии адвокатов «Параграф», например, в случае отзыва у них лицензии, либо низкоэффективного управления, при котором у брокера вовсе не остается денежных средств для исполнения всех поступающих поручений клиентов.
На этот случай, указала она, действующее законодательство предусматривает гарантии прав владельцев ценных бумаг, в том числе обязанность брокера хранить переданные клиентом денежные средства на отдельном банковском счете, открытом в кредитной организации, так называемом специальном брокерском счете. При этом переданные клиентом средства не становятся собственностью брокера, в связи с чем не включаются в состав конкурсной массы должника, что обеспечивает возможность их возврата инвестору.
Тем не менее, констатировала Яна Сумина, даже при установленных гарантиях интересов владельцев ценных бумаг случаи нарушения их прав при банкротстве брокеров не являются редкостью. Как правило, неблагоприятные ситуации возникают в связи с тем, что клиент сам предоставил брокеру право распоряжаться его денежными средствами, что приводит к смешению частных активов инвестора и активов брокера, пояснила она.
В таких случаях денежные средства при банкротстве брокера могут находиться у других лиц, что затруднит их возвращение клиенту. Внедрение предусмотренного законом механизма компенсаций направлено на расширение правовых и экономических гарантий инвесторов, увеличение общей инвестиционной привлекательности использования финансовых инструментов, восстановление доверия инвесторов к финансовым рынкам.
Принятие закона о создании Фонда гарантирования индивидуальных инвестиционных счетов отражает стремление законодателя усилить гарантии защиты частных инвесторов, согласилась Ксения Риф, советник практики банкротства Адвокатского бюро города Москвы «Инфралекс».
Компенсация до 1,4 млн рублей в случае банкротства брокера или УК формально повышает доверие к ИИС, однако механизм, по ее словам, содержит ряд уязвимостей.
Так, компенсация предусмотрена только при отсутствии возврата активов в течение шести месяцев с момента начала конкурсного производства. Это создает значительный временной лаг, в течение которого инвестор фактически остается без защиты. Ограничение суммы компенсации снижает значимость меры для крупных инвесторов. Также не урегулирован порядок оценки утраченных активов.
Детальной проработки требуют механизмы пополнения фонда во избежание риска недофинансирования, в частности, на случай массовых банкротств, резюмировала она.