В Минэкономразвитие РФ сегодня состоялось совещание по вопросу о целесообразности разработки и заключения международных соглашений с государствами-членами Содружества независимых государств (СНГ), закрепляющих единые базовые принципы открытия и ведения трансграничных банкротств.
В соответствии с п. 6 ст. 1 закона о банкротстве решения судов иностранных государств по дела о банкротстве признаются на территории России в соответствии с международными договорами РФ, а при отсутствии таковых — на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом Россия пока не заключала международные договоры, прямо регулирующие процедуры признания и приведения в исполнение решений судов иностранных государств по делам о банкротстве.
Вместе с тем, в российских судах уже начала формироваться практика трансграничных банкротств. В начале 2024 года Верховный суд РФ согласился с возможностью возбуждать в российском суде дело о банкротстве иностранного должника, имеющего тесную связь с Россией (см. статью ВС подробно разъяснил порядок банкротства в России иностранных компаний).
В частности, соглашение стран СНГ от 20.03.1992 года о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности («Киевское соглашение»), равно как Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002 года («Кишиневская конвенция») не регулируют вопросы банкротства напрямую и не учитывают специфики банкротных процедур.
При этом необходимость создания международно-правового инструментария трансграничных банкротств уже назрела.
Так, уже есть примеры нарушения прав российских компаний при проведении трансграничных банкротств. В частности, права российских кредиторов могут ущемляться по отношению к иностранным должникам даже при введении банкротных процедур на территории РФ (например, банкротство ЗАО ПИИ «УзДЭУавто-Воронеж» и ООО «ЗУМК-Инжиниринг).