ООО «Коммунальные технологии» подало заявление о включении в реестр требований кредиторов Юрия Тарасова задолженности в размере 25,3 млн рублей. Общество также обратилось с заявлением о восстановлении срока. Суды трех инстанций удовлетворили заявление Николая Горланова, выкупившего право требования к Тарасову у ООО «Коммунальные технологии», восстановив срок и включив требование в третью очередь реестра. Финансовый управляющий Тарасова обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой, указав на нарушение судами норм материального права. По его мнению, срок на предъявление требования истек 20 марта 2023 г., поэтому требование подлежит удовлетворению за счет оставшегося после расчетов с кредиторами имущества должника. Судья ВС РФ О.Ю. Шилохвост передал спор в Экономколлегию (дело № А40-37525/2020).
Фабула
В отношении Юрия Тарасова в декабре 2020 г. была введена процедура реализации имущества. Финансовым управляющим утвержден Игорь Федотов.
В июле 2023 г. суд взыскал с Тарасова в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам ООО «Коммунальные технологии» 27,4 млн рублей.
16 апреля 2024 г. ООО «Коммунальные технологии» получило исполнительный лист на принудительное исполнение требования к Тарасову на 25,3 млн рублей. А 3 апреля 2024 г. конкурсный управляющий ООО «Коммунальные технологии» обратился в суд с заявлением о восстановлении срока и включении требования в реестр должника. При этом в июне 2024 г. ИП Николай Горланов приобрел задолженность Юрия Тарасова перед ООО «Коммунальные технологии» по договору цессии на публичных торгах. Горланов также подал в суд заявление о процессуальном правопреемстве.
Суды трех инстанций удовлетворили заявление Николая Горланова, восстановив срок и включив требование в третью очередь реестра должника. Финансовый управляющий Тарасова обратился в Верховный Суд, который решил рассмотреть этот спор.
Что решили нижестоящие суды
Суды трех инстанций удовлетворили заявления Николая Горланова. Они исходили из того, что кредиторы контролируемого лица объективно лишены возможности предъявить требование в двухмесячный срок при привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Суды посчитали, что причина пропуска срока является уважительной, поскольку исполнительный лист на взыскание 25,3 млн рублей был выдан только 16 апреля 2024 г.
Суд округа также отметил, что на момент обращения о привлечении к субсидиарной ответственности (20 января 2023 г.) и подачи настоящего требования (3 апреля 2024 г.) реестр требований кредиторов Тарасова был закрыт. При этом доказательств осведомленности ООО «Коммунальные технологии» о банкротстве Тарасова не представлено.
Что думает заявитель
Финансовый управляющий указал, что на момент привлечения Тарасова к субсидиарной ответственности сведения о его банкротстве уже были опубликованы. Следовательно, в силу п. 6 ст. 61.16 Закона о банкротстве арбитражный управляющий «Коммунальных технологий» был обязан в двухмесячный срок предъявить требование о включении в реестр.
ФУ сослался на п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 г. № 53 и заявил, что срок истек 20 марта 2023 г. Поэтому требование, заявленное только 3 апреля 2024 г., не могло быть восстановлено. В силу п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требование подлежит удовлетворению только за счет имущества должника, оставшегося после расчетов с кредиторами.
Что решил Верховный Суд
Судья ВС РФ О.Ю. Шилохвост передал спор в Экономколлегию. Заседание назначено на 18 сентября 2025 г.
Почему это важно
Вероятно, ВС РФ примет более жесткий подход к возможности восстановления срока при включении требований о привлечении к субсидиарной ответственности в РТК контролирующего лица, предположил Денис Данилов, старший юрист BFL | Арбитраж.ру.
В данном деле, продолжил он, суды широко толковали положения п. 38 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 53. Указанный пункт содержит правило о том, что двухмесячный срок на включение в требования в банкротстве гражданина начинает течь не ранее начала течения срока исковой давности по заявлению о привлечении такого контролирующего лица к субсидиарной ответственности, напомнил он.
Если применять пункт буквально, то конкурсный управляющий в рамках дела о банкротстве должен был: а) подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности заранее (если ему было известно о соответствующих основаниях), б) обратиться с заявлением о включении в РТК контролирующего лица потенциального требования из субсидиарной ответственности.
Фактически заявление было подано 20 января 2023 г. – спустя почти три года после признания должника банкротом (27 февраля 2020 г). В то время как контролирующее лицо с 18 декабря 2020 г. было признано банкротом. Если ВС РФ займет такую позицию, то конкурсным управляющим придется заблаговременно рассматривать подачу заявления о включении в РТК к контролирующим лицам, которые будут привлекаться к субсидиарной ответственности, поскольку возможность восстановить срок будет затруднена.
Денис Шведов, старший юрист Адвокатского бюро «Казаков и партнеры», полагает, что ВС в рассматриваемом деле отменит судебные акты нижестоящих инстанций в части восстановления срока и включения требования кредитора, основанного на судебном акте о привлечении к субсидиарной ответственности, в третью очередь реестра требований кредиторов должника, поскольку на момент привлечения должника к субсидиарной ответственности по обязательствам общества сведения о банкротстве должника были надлежащим образом опубликованы в официальном издании и в ЕФРСБ и являлись общеизвестными, а значит, в силу п. 6 ст. 61.16 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве контролируемого лица обязан в двухмесячный срок от имени контролируемого лица предъявить в деле о банкротстве контролирующего должника лица требование о включении в РТК, основанное на заявлении о привлечении к субсидиарной ответственности.
Более того, продолжил он, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», двухмесячный срок от имени контролируемого лица предъявить в деле о банкротстве контролирующего должника лица требование о включении в реестр требований кредиторов, основанное на заявлении о привлечении к субсидиарной ответственности, в данном случае будет исчисляться с даты подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности – 20 января 2023 г. и истекать 20 марта 2023 г., независимо от того, известна ли была итоговая сумма, вменяемая должнику в качестве субсидиарной ответственности.
То есть арбитражный управляющий в деле, в котором рассматривается заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, обязан подать заявление о включении в реестр требований кредиторов контролирующего должника лица, в установленные законом сроки в период его рассмотрения. В свою очередь, суд, рассматривающий дело о признании контролирующего должника лица банкротом, обязан принять такое заявление к производству и приостановить по нему производство до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по итогам рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.