В московских ТЦ уже заняты почти все 750 тыс. «квадратов», освободившиеся после массового исхода из России западных ритейлеров. Доля незанятых торговых площадей в столице приблизилась к показателю начала 2022 года.

По итогам первого квартала 2024 года в торговых центрах Москвы остались незанятыми всего 0,2% площадей из тех, что освободились в 2022 году. При этом в 2022-м уровень вакантности в столичных ТЦ оценивался в 11,7%, констатируют аналитики компании IBC Real Estate.

Два года назад произошел массовый исход иностранных компаний из России в связи с началом военного конфликта с Украиной, а теперь почти все освободившиеся площади уже заняты, говорят эксперты. По их оценке, в середине 2022 года в ТЦ столицы было свободно почти 750 тыс. кв. метров, сейчас из них занято около 730 тыс.

В 2023-2024 годах более 100 тыс. кв. метров пустовавших торговых площадей заняли новые иностранные арендаторы. Только за первый квартал 2024 года на рынок вышло семь новых зарубежных ритейлеров, отмечают в IBC Real Estate.

Примечательно, что наиболее активны компании премиального сегмента, добавляют их коллеги из CORE.XP. Например, в ГУМе на месте ушедшей Prada весной открылся бутик Ellassay (Китай). В феврале свой флагманский бутик открыл в ГУМе немецкий бренд Laurel.

«Большую часть площадей занимают люксовые бренды. Также премиальные ритейлеры продолжают занимать ключевые локации в центре города. В любом случае, при условии отказа от всех площадей, уровень вакансии на ключевых улицах не поднимется выше, чем на 1-1,5%», — комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.

С начала 2024 года в России открылось восемь салонов одежды зарубежных люксовых брендов, к концу года их число вырастет до 20.

«Пока что открытие в РФ бутиков международных люксовых брендов все же исключительное событие. Другие люксовые бренды или их дистрибьюторы не объявляли о планах по развитию в России», — отмечает Василий Григорьев, директор отдела исследований рынка CORE.XP.

Активнее других ведут себя азиатские компании, отмечает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. Европейские же бренды выходят в РФ преимущественно под руководством локальных управляющих компаний, добавляет она.

Впрочем, фэшн-эксперты уверяют, что масштабы исхода западных компаний из России существенно преувеличены. По их словам, помимо уже названного магазина из ФРГ, в столице продолжают работать итальянские и французские бутики, но они стараются не афишировать свое присутствие, опасаясь санкций, говорит официальный представитель компании Fashion House Group Константин Анисимов.

«Итальянцы не скрывают, что они работают с Россией и привозят новые коллекции. Сейчас предложения более чем достаточно, прежде всего, в Москве. Я не могу называть конкретные марки, все бренды отказались от рекламы. Сложность сейчас в том, что они не могут заявлять о себе в медиа, создается информационный вакуум. И есть такое ощущение, что их нет в России, но на самом деле они присутствуют и продают как остатки, так и новые коллекции», — утверждает Константин Анисимов.

Все это дает экспертам основания прогнозировать, что в целом доля свободных помещений в ТЦ Москвы по итогам года не поднимется выше 12%. Это примерно такой же уровень, как до февраля 2022 года, говорят в IBC Real Estate.