Количество арбитражных управляющих
Количество арбитражных управляющих в 2024 г. выросло на 0,83% по сравнению с 2023 г. (на 86 чел.), что свидетельствует о продолжающемся интересе к данной профессии.
Небольшой, но стабильный рост числа АУ (на 0,83% до 10 436 человек) говорит о том, что профессия остается востребованной и привлекательной, несмотря на все сложности и возрастающую ответственность. Это обеспечивает необходимый кадровый потенциал для системы банкротства.
Жалобы на арбитражных управляющих
Наблюдается убывающий тренд рассмотренных жалоб при возрастающем тренде удовлетворенных жалоб. При этом по итогам 2024 г. количество рассмотренных жалоб сократилось на 4,04%, количество удовлетворенных жалоб также уменьшилось на 9,41%. Доля удовлетворенных жалоб за период с 2021 по 2024 г. находится в диапазоне с 19 до 20%, по итогам 2024 г. она составляет 19% (что ниже, чем в 2023 г.).
Динамика жалоб неоднозначна. Нет явных изменений в процедурах банкротства юридических лиц. Довольно стабильные цифры количества обращений и удовлетворений. Однако рост жалоб в банкротстве физлиц (на 12,8% рассмотренных и 14,5% удовлетворенных) – показатель, что процедуры банкротства физлиц становятся все менее интересными для арбитражных управляющих, доходы все ниже, а жалобы кредиторов на затягивание сроков процедур банкротства граждан и многое другое – все чаще. Увеличение объема жалоб в процедурах банкротства граждан требует от СРО усиления методической поддержки управляющих, работающих с гражданами. Кроме того, влечет за собой полный отказ от таких процедур высококвалифицированными арбитражными управляющим. Рост жалоб в процедурах банкротства физлиц может свидетельствовать и о том, что индивидуально работающие арбитражные управляющие замещаются «потоковыми», со специализацией по физлицам, что явно отражается на качестве работы.
Наблюдается возрастающий тренд как по суммам убытков, взыскиваемых с управляющих, так и по количеству публикаций сообщений о взыскании убытков. В 2024 г. сумма убытков составила 2,26 млрд руб., что на 27,34% меньше, чем в 2023 г.
Высокие суммы взыскиваемых убытков (2,26 млрд руб. в 2024-м) – очень серьезный сигнал и для управляющих, и для СРО. Хотя показатель снизился по сравнению с пиком 2023 г., он остается значительным и подчеркивает цену ошибки и усиление негативной тенденции баланса решений в пользу кредиторов. Наша задача как СРО – не только применять меры ответственности, но и работать на предупреждение нарушений через обучение и контроль (мониторинг).
За весь период исследования наблюдается тренд к сокращению актов о признании действий АУ незаконными, однако в 2024 г. количество таких актов увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 7,97%.
Количество рассмотренных жалоб по банкротствам физических лиц и ИП ежегодно растет: за весь период исследования прирост составил 246,14%, а в 2024 г. по сравнению с 2023 г. – 12,80%. Количество удовлетворенных жалоб также увеличилось: с 2020 по 2024 г. прирост составил 226,45%, а в 2024 г. по сравнению с 2023 г. количество удовлетворенных жалоб выросло на 14,49%.
По корпоративным банкротствам мы видим многолетний тренд – общее количество поданных жалоб находится практически на одинаковом уровне (хотя число дел ежегодно сокращается), как и количество удовлетворенных жалоб. При этом в среднем удовлетворяется только каждая пятая жалоба. По гражданам мы видим ежегодный количественный прирост (что вполне объяснимо, поскольку общее число дел о банкротстве граждан также ежегодно увеличивается) при почти одинаковом проценте удовлетворения (примерно каждая седьмая жалоба признается обоснованной). Однако статистика не учитывает того, что в одной жалобе может содержаться ссылка на несколько эпизодов, а удовлетворенной она будет считаться в случае, когда хотя бы по одному из них будут выявлены нарушения, т.е., несмотря на достаточно большое количество претензий участников дел о банкротстве, количество реальных нарушений невелико, суды склонны внимательно оценивать деятельность арбитражных управляющих, а сама система работает «ритмично». Полагаю, что для корпоративных банкротств в следующем периоде мы увидим сокращение числа поданных жалоб, что обусловливается введением государственных пошлин по жалобам на управляющих за каждый вменяемый эпизод. На потребительские банкротства этот фактор, по моему мнению, скажется в меньшей степени, поскольку (по крайней мере, на данный момент) суды легко предоставляют гражданам-должникам отсрочки в уплате пошлин.
Расходы: конкурсное производство
Сумма вознаграждений арбитражных управляющих в конкурсном производстве на протяжении исследуемого периода менялась следующим образом:
в 2021 г. по сравнению с 2020 г. произошло увеличение начисленной суммы вознаграждения АУ на 92,34%;
в 2023 г. по сравнению с 2022 годом произошло снижение начисленной суммы вознаграждения АУ на 17,27%;
в 2024 г. по сравнению с 2023 г. произошло увеличение на 8,91%.
Сумма начисленного вознаграждения АУ в 2024 г. составляет 11,7 млрд рублей, что на 88,91% выше чем в 2020 г., однако сумма выплаченного (уплаченного) вознаграждения АУ в 2024 г. почти в два раза ниже начисленного и составляет 7,2 млрд рублей, что на 80% выше данного показателя за 2020 г.
Системным трендом является то, что меньше, чем в половине случаев, арбитражные управляющие не получают то вознаграждение, которое им положено по закону. В настоящее время сформирована практика финансирования процедур банкротства за счет самих арбитражных управляющих, когда изначально (или вообще) в конкурсной массе нет денежных средств или активов: управляющие месяцами (а иногда – и годами) работают без вознаграждения, несут расходы на публикации, почту, госпошлины, юридическое сопровождение. Вознаграждение с 2009 г. не индексируется (вспомним мотивировку из недавнего постановления КС РФ по госпошлинам), на понесенные управляющим за свой счет расходы не начисляются проценты за пользование, а процентная часть вознаграждения является предметом постоянной атаки участников дел. Пока что эта система держится (как правило, за счет того, что доходы управляющих от одного дела перекрывают расходы по другому делу/делам), но как долго это продолжится, особенно с учетом введения госпошлин, – вопрос времени. Также обратим внимание, что наличие такой статистики по делам о банкротстве граждан удивлять не должно – заложенный в Законе о банкротстве механизм оплаты фиксированного вознаграждения через депозит арбитражного суда нередко приводит к тому, что по завершенным в одном календарном году процедурам управляющие получают выплаты из суда только в следующем году.
Доля уплаченного вознаграждения в 2024 г. составила 61,6%, что выше аналогичного показателя в 2023 г., где доля составляла 59,7%.
Говоря о росте начисленного вознаграждения АУ в 2024 г. (на 8,9% в конкурсном производстве и на 24,16% – в реализации имущества физлиц), важно подчеркнуть, что рассматривать этот показатель в отрыве от общего объема кредиторской задолженности и размера конкурсной массы бессмысленно. Стоит обратиться к данным Статистического бюллетеня Федресурса, по которым в 2024 г. объем удовлетворенных требований кредиторов уменьшился с 292 млрд руб. до 261,9 млрд руб. по юридическим лицам и с 47,8 млрд руб. до 56,1 млрд руб. – увеличился по физлицам, и пояснить в исследовании отрицательную корреляцию общей суммы удовлетворенных требований и вознаграждения АУ. На фоне инфляционных процессов номинальный рост вознаграждения, особенно в конкурсном производстве, может не только не успевать за изменением общей суммы требований кредиторов, но и существенно отставать от реального уровня инфляции. Особенно остро это касается фиксированной части вознаграждения, размер которой не пересматривался уже много лет и давно не соответствует ни сложности и ответственности нашей работы, ни текущим экономическим реалиям. При этом сохраняющийся разрыв между начисленными и фактически выплаченными суммами (особенно в конкурсном производстве, где выплачено лишь 61,6% от начисленного) по-прежнему указывает на хроническую проблему недостаточности конкурсной массы, которая напрямую бьет по мотивации управляющих и их возможности качественно проводить процедуры.
Также наблюдается сокращение начисленных сумм на привлеченных лиц на 2,72% и сокращение уплаченных сумм на 2,28%. Данное обстоятельство может быть обусловлено возросшими требованиями к АУ в связи с формированием позиции Верховного Суда по делу Волжского терминала в 2023 г.
Что касается снижения расходов на привлеченных лиц в конкурсном производстве (–2,7% начисленных, –2,3% уплаченных), то это действительно заметный тренд. С одной стороны, это может быть реакцией профессионального сообщества на усиление судебного контроля за расходами и знаковые дела, такие как «Волжский терминал», что заставляет управляющих более взвешенно подходить к обоснованию привлечения специалистов. Однако, с другой стороны, нельзя исключать, что это отражает и складывающуюся негативную практику, когда суды порой исходят из необоснованного ожидания, что арбитражный управляющий должен обладать компетенциями во всех сферах – от ведения специфической отчетности до проведения сложных технических, оценочных или экономических экспертиз – даже в комплексных процедурах банкротства. Такой подход, требующий от управляющего быть «мастером на все руки», может неоправданно ограничивать привлечение действительно необходимых узкопрофильных экспертов, что потенциально снижает эффективность процедуры и качество защиты интересов кредиторов.
Расходы: реализация имущества
Объем начисленного и выплаченного вознаграждения ежегодно увеличивается, что во многом может быть обусловлено увеличением количества процедур банкротства физических лиц. Прирост начисленного вознаграждения в 2024 г. по сравнению с 2023 г. составил 24,16%, прирост уплаченного вознаграждения – 26,54%. При этом существенных изменений в расходах на привлеченных лиц не происходит, что может быть связано с невысокой сложностью процедур.
По словам Елены Павловой, арбитражного управляющего, заместителя председателя Совета Союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организация "ДЕЛО"», статистика Федресурса и авторы исследования фактически подтверждают профессионализм арбитражных управляющих, в отношении которых за 2024 г. удовлетворено лишь 18,6% жалоб в процедурах банкротства юридических лиц (1 из 5 жалоб) и лишь 13,75% жалоб – в процедурах банкротства физических лиц (1 из 7 жалоб), но одновременно иллюстрируют диссонанс и аномальность устойчивой тенденции недополучения арбитражными управляющими до половины от начисленного им фактически заработанного вознаграждения – выплаты по вознаграждению в среднем не превышают 60%: в процедурах банкротства юридических лиц – 11,7 млрд руб. начисленного вознаграждения против 7,2 млрд руб. выплаченного; в процедурах банкротства физических лиц – 8,9 млрд руб. начисленного вознаграждения против 5 млрд руб. выплаченного. И это – в условиях отсутствия индексации вознаграждения арбитражных управляющих на протяжении 18 лет, на фоне роста цен и инфляции.
Елена Павлова отметила, что указанный размер начисленного вознаграждения арбитражных управляющих за 2024 г. (всего – 20,6 млрд руб. в процедурах банкротства юридических и физических лиц) включает в себя не менее 13% налогов (т.е. свыше 2,7 млрд руб.), подлежащих выплате арбитражными управляющими при получении причитающегося им вознаграждения, а также – обязательные расходы и платежи, без которых невозможно осуществление деятельности арбитражных управляющих – это взносы в СРО и обязательное, а в случае банкротства крупных должников, – и дополнительное страхование ответственности арбитражных управляющих, рассчитываемое индивидуально страховыми организациями и варьирующееся, в среднем, в интервале 0,1–1 млн руб., не говоря о текущих расходах на фактическое финансирование арбитражными управляющими процедур банкротства несостоятельных должников (почта, публикации в ЕФРСБ, в газете «Коммерсантъ», оценка, др.) на протяжении 6–12 и более месяцев, до поступления денежных средств в конкурсную массу.
При этом, как видно из приведенных статистических данных за 2024 г., продолжила она, размер недополученного арбитражными управляющими вознаграждения (всего – 8,4 млрд руб., в том числе: 4,5 млрд руб. – в процедурах банкротства юридических лиц и 3,9 млрд руб. – в процедурах банкротства физ. лиц) почти в 4 раза превышает размер взысканных с арбитражных управляющих убытков, составивших 2,26 млрд руб.
Изложенное приводит к выводам о необходимости формирования механизмов правовой защиты арбитражного управляющего как субъекта профессиональной деятельности от недобросовестного поведения в процедурах банкротства лиц, участвующих в деле, и иных лиц, в том числе: страхование АУ от рисков невыплат ему вознаграждения, от репутационных рисков, в случаях неосновательного предъявления жалоб и взыскания убытков, от рисков лишения профессиональной деятельности АУ, в случаях попыток дисквалификации и проч., а также о целесообразности введения императивных норм о гарантиях получения арбитражными управляющими вознаграждения, дифференцируемого (ст. 20.6 Закона № 127-ФЗ) на фиксированную и процентную составляющие хотя бы в части фиксированного вознаграждения, не говоря о процентах по вознаграждению АУ, подчас уменьшаемых судами в разы, по заявлениям лиц, участвующих в деле о банкротстве, несмотря на достигнутые в процедурах банкротства результаты по удовлетворению требований кредиторов. Анализ приведенной статистики за 2024 г. и проведенное авторами исследование подтверждают остро назревшую в РФ потребность в пересмотре на законодательном уровне подходов к статусу, вознаграждению и ответственности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, актуальность проблемы правовой защиты арбитражного управляющего от должников, кредиторов и общества, подчас злоупотребляющих правом в процедурах банкротства и использующих механизмы жалоб, взыскания убытков с АУ и проч. в качестве инструментов давления на арбитражных управляющих. Совершенствование законодательства РФ о банкротстве в части защиты интересов должников, кредиторов и общества получило обратный эффект, с фактической подменой целей и зарегулированием деятельности арбитражных управляющих, вооружением недобросовестных участников рынка банкротства инструментариями для борьбы с арбитражными управляющими, ростом стрессогенности и снижением мотивации деятельности АУ, уходом из профессиональной сферы опытных арбитражных управляющих.
При этом, продолжила Елена Павлова, аналогов российской практике в мире нет ни в части внедренного спектра карательных мер в отношении арбитражных управляющих, ни в части сверхответственности АУ (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной), ни в части отсутствия гарантий получения вознаграждения, ни, тем более, в части его размера.
Более того, по ее словам, западные системы банкротства предусматривают обязательное предварительное формирование источников выплат вознаграждения администратора и расходов по делу, без которых невозможно введение процедуры банкротства, а развитие систем банкротства в странах СНГ, за исключением РФ, предусматривает гуманизацию ответственности администратора.
Девальвация вознаграждения арбитражных управляющих в РФ на фоне роста числа жалоб и убытков, усугубления ответственности и санкций, вплоть до дисквалификации при втором формальном нарушении, даже после предупреждения по КоАП РФ и при отсутствии факта причинения материального вреда, – иллюстрируют в действии известный принцип Reductio ad Absurdum (лат.) – для того, чтобы ситуация изменилась, она должна быть доведена до абсурда, указала Елена Павлова.
На сегодня ситуация в РФ с вознаграждением арбитражных управляющих, являющихся профессионалами высочайшего класса, экономическим спецназом, юридическими реаниматологами, универсальными специалистами, работающими на предприятиях и в организациях различных отраслей и сфер экономики, доведена до абсурда и требует незамедлительного исправления: фиксированное вознаграждение арбитражного управляющего, выполняющего не только специальные функции, возложенные на него Законом о банкротстве, но и функции руководителя должника, полностью обесценено и низведено до размера в 1 МРОТ (26 100 руб. после налогообложения), но даже эта плата за сверхинтенсивный труд топ-менеджера, практически 24/7, – не гарантирована.
Выводы по итогам 2024 года
Количество арбитражных управляющих на рынке увеличилось, что свидетельствует об актуальности и востребованности данной профессии.
Размер начисленного и уплаченного вознаграждения по процедурам юридических лиц вырос по сравнению с прошлым годом, что может быть продолжающимся отложенным эффектом после введенных мораториев на банкротство в 2020 и 2022 г.
Размер начисленного уплаченного вознаграждения по процедурам физических лиц существенно возрос и продолжает ежегодно расти, что связано с количеством процедур банкротства физических лиц, которое также ежегодно увеличивается.
Привлечение третьих лиц к банкротству физических лиц, как и в прошлые периоды, пользуется меньшим спросом по сравнению с процедурами банкротства юридических лиц. При этом при банкротстве юридических лиц сумма расходов сократилась по сравнению с прошлым периодом, что может быть связано с увеличением личного вклада арбитражных управляющих в процедуру.
В целом 2024 г. показывает, что профессия арбитражного управляющего развивается в условиях растущего объема работы, повышенного внимания со стороны кредиторов и судов к качеству процедур и расходам, а также сохраняющейся проблемы адекватного финансирования банкротств и вознаграждения управляющих. Необходимо отметить, что вопрос пересмотра фиксированной части вознаграждения арбитражных управляющих является одним из приоритетных для НСПАУ (национального объединения СРО АУ). Инфографика, наглядно отражающая все насущные вопросы в деятельности арбитражных управляющих, будет крайне полезна в отстаивании позиций по адекватному финансированию АУ и формированию более реалистичного взгляда судов на необходимость привлечения экспертов в сложных делах.