Задолженность по зарплате в России в I квартале 2025 г. выросла втрое и достигла 1,5 млрд рублей по официальным данным и 2,4 млрд рублей – по оценкам профсоюзов, сообщила со ссылкой на доклад Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП) газета «Известия». Роструд проводит сверку сведений, отмечая, что мониторинг ВКП может включать показатели по ликвидированным предприятиям, а также уже погашенные или сниженные долги.
Максимальный размер задолженности с 2020 г. зафиксирован в новых регионах России. Среди крупнейших должников в марте были ООО «ДСК» из Тверской области (608 млн рублей перед 3657 работниками), ООО «Шахта "Инская"» из Кемеровской области (65 млн рублей) и ООО «Рассвет» из Тульской области (36 млн рублей). В мае 2025 г. значительные долги имели ликвидированное ООО «Русьхлеб» из Ярославской области (49,3 млн рублей) и АО «Калининградское предприятие "Эра"» (21,7 млн рублей).
По данным Росстата, на конец мая 2025 г. наибольшая задолженность была в строительстве (776 млн рублей), обрабатывающем производстве (200 млн рублей) и сфере водоснабжения и утилизации отходов (более 150 млн рублей). По данным «Опоры России», наиболее напряженная ситуация наблюдается в Уральском и Сибирском федеральных округах.
Рост задолженности может быть связан с недостатком оборотного капитала у предприятий из-за высокой ключевой ставки ЦБ РФ, укрепления рубля, высоких ставок по корпоративным кредитам и инфляционного давления. Компании стоят перед выбором: допустить задержки зарплат или просрочку по кредитам, что может закрыть возможности финансирования.
Федеральная инспекция труда в 2024 г. зафиксировала более 18 тыс. обращений граждан по поводу задержек зарплаты, что на 37% больше, чем годом ранее. В 2025 г. тенденция сохранилась: только в феврале количество жалоб выросло в 2,3 раза в годовом выражении.
Почему это важно
Денис Шестаков, партнер, руководитель практики реструктуризации и банкротства Юридической фирмы GRATA International, отметил, что, безусловно, рост задолженности по заработной плате – очень серьезная социальная проблема.
В текущий период она, вероятно, связана с общим охлаждением экономики, вызванным рядом факторов, в том числе высокой ключевой ставкой и, как следствие, недостаточностью оборотных средств у предприятий, указал он.
Приведенные профсоюзами суммы задолженности действительно впечатляют, однако, по данным ЕФРСБ, в реестры требований должников были включены требования о выплате задолженности по зарплате на сумму 24 млрд рублей в 2023 г. и 13,3 млрд рублей – в 2024 г., что даже превышает оценки профсоюзов. В рамках дел о банкротстве требования работников по заработной плате включаются во вторую очередь реестра кредиторов (ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), что дает им приоритет перед требованиями коммерческих кредиторов и даже перед требованиями ФНС. По статистике, средний процент удовлетворения требований работников существенно выше, чем у кредиторов третьей очереди.
Например, по итогам 2024 г., продолжил он, соотношение составляет 30 против 6, однако полного погашения добиться удается не всегда.
Работникам, по его словам, целесообразно инициировать включение своих требований в реестр кредиторов при банкротстве работодателя — это наиболее эффективный инструмент защиты трудовых прав в условиях неплатежеспособности компании. Кроме того, задолженность по зарплате может являться самостоятельным основанием для возбуждения дела о банкротстве (п. 2 ст. 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
За защитой прав работников как кредиторов также активно надзирает прокуратура, что минимизирует нарушения со стороны арбитражных управляющих. Однозначно, работникам не стоит оставаться пассивными: своевременное обращение за защитой своих прав, в том числе с применением механизмов Закона о банкротстве, значительно увеличивает шансы на получение причитающихся выплат, подчеркнул он.
Дмитрий Якушев, советник, адвокат Адвокатского бюро «Андрей Городисский и Партнеры», констатировал, что, действительно, сегодня наблюдается рост долгов компаний по зарплатам, однако, по его словам, это не является особым трендом 2025 г. В целом, по статистике, споры о взыскании заработной платы и иных выплат работникам составляют примерно такую же долю всех трудовых споров, что и 10 лет назад, подчеркнул он.
В отдельных случаях, пояснил он, рост долгов обусловлен ухудшением финансового состояния организаций, на что довольно сильно влияют внешние факторы, а также наличие или отсутствие мер поддержки предприятий со стороны государства. Одной из причин роста количества долгов в последнее время является существенное повышение ключевой ставки, из-за чего компаниям стало сложно брать краткосрочные кредиты для выплаты заработной платы. Компании стараются преодолевать возникновение задолженностей по зарплатам, например, реструктуризацией долгов, привлечением кредитных ресурсов или оптимизацией затрат, указал он.
В ряде случаев работодатели используют процедуру банкротства, однако к такому способу прибегают, когда рассчитаться по долгам другими способами уже не могут. Работники должны учитывать, что банкротство работодателя редко предполагает быструю и полную выплату задолженности по зарплате. Поскольку финансовые трудности могут носить временный характер, полагаю, что сразу обращаться за признанием работодателя банкротом нецелесообразно, особенно, если компания продолжает вести хозяйственную деятельность. Лучше обратиться в государственную инспекцию труда или в суд в порядке искового производства. Как правило, работники так и поступают, поэтому не думаю, что можно ожидать повышения количества дел о банкротстве именно по заявлению работников.
По словам Анны Шипиловой, старшего юриста Юридической компании PLV Group, нельзя отрицать рост задолженности по заработной плате.
По данным Роструда за 2024 г., уточнила она, было рассмотрено 244 тыс. обращений граждан, связанных с невыплатой заработной платы, что свидетельствует об ухудшении ситуации по сравнению с 2023 г. Ситуация связана с высокой ключевой ставкой ЦБ РФ, которая применяется в рамках антиинфляционной политики. Ограничение доступа к кредитным ресурсам для многих предприятий, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, осложняет привлечение финансирования, что негативно сказывается на исполнении обязательств перед работниками.
Судебная статистика также демонстрирует ухудшение ситуации по сравнению с 2023 г., указала она:
в СОЮ удовлетворено 53 807 заявлений о взыскании заработной платы;
привлечений к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ – 773; к уголовной ответственности по ст. 145.1 УК РФ – 114.
Несмотря на некоторое снижение ключевой ставки Банком России на 1 пункт — впервые за три года — ожидать существенного улучшения финансового положения предприятий в краткосрочной перспективе не приходится, отметила Анна Шипилова.
Работник, столкнувшийся с невыплатой заработной платы, может использовать следующие механизмы взыскания:
общий порядок (через СОЮ или ГИТ);
включение требований в дело о банкротстве работодателя.
Общий порядок взыскания предполагает обращение в ГИТ или СОЮ (в порядке искового или приказного производства).
Судебный приказ выносится в течение 10 дней, решение суда должно быть принято в срок до двух месяцев, а исполнительное производство в соответствии с законом завершается в течение двух месяцев. Однако на практике из-за загруженности судов и ФССП, по ее словам, сроки часто увеличиваются.
Минусы данного способа:
работник не имеет приоритетного права на удовлетворение требований;
исполнительное производство может не принести результата, если у работодателя отсутствуют активы.
В рамках процедуры банкротства требования по оплате труда включаются во вторую очередь и подлежат удовлетворению до требований контрагентов. Текущая задолженность по заработной плате удовлетворяется перед реестровой, но после расходов на процедуру банкротства и расходов арбитражного управляющего. Недостатки в данном случае: длительность процесса — от 6 месяцев и более; вероятность частичного удовлетворения требований зависит от размера конкурсной массы, заключила она.
При наличии у работодателя временных трудностей, когда организация продолжает функционировать, целесообразнее использовать общий порядок взыскания задолженности – через ГИТ или суд. Если же работодатель демонстрирует признаки неплатежеспособности, имеет задолженности перед другими работниками или контрагентами, проводит массовые сокращения, – наиболее эффективно заявлять требования в рамках процедуры банкротства, где выплаты по заработной плате имеют приоритетный статус.