Количество открытых конкурсных производств сократилось на 30,4%, достигнув минимального значения с 2011 г., согласно данным Федресурса.

Во втором квартале 2025 г. наблюдается значительное сокращение числа компаний, объявивших о банкротстве. По данным статистики Федресурса, основанной на сообщениях арбитражных управляющих, количество открытых конкурсных производств уменьшилось на 30,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г.

С апреля по июнь 2025 г. было зарегистрировано 1580 корпоративных банкротств. За первое полугодие общее число производств снизилось на 26,5% по сравнению с первым полугодием 2024 г. и составило 3208. Кроме того, наблюдается уменьшение числа процедур наблюдения: на 27% во втором квартале (1271) и на 29,3% — за полугодие.

В Федресурсе отметили, что количество корпоративных банкротств во втором квартале стало минимальным с 2011 г., когда начали публиковаться такие данные в реестре. При этом увеличился процент удовлетворения требований кредиторов, что свидетельствует о том, что кредиторы реже прибегают к процедуре ликвидации в случаях, когда шансы на возврат долгов невелики.

Согласно данным Федресурса, доля должников, инициирующих собственное банкротство, значительно возросла и достигла 17% от общего числа заявителей, тогда как во втором квартале 2024 г. этот показатель составлял 7%.

В то же время количество банкротств физических лиц во втором квартале увеличилось на 36,5% и составило 138,9 тыс. За отчетный период суды утвердили рекордное количество планов реструктуризации долгов граждан — 675, что в 2,2 раза больше, чем во втором квартале 2024 г.

Почему это важно

Мария Агеева, партнер Юридической компании Legal solutions, отметила, что Федресурс привел статистику по делам о банкротстве, которая наиболее ярко отражает последние тенденции данной сферы. Так, количество введенных процедур «конкурсное производство» по сравнению с тем же временным периодом прошлого года снизилось на более чем 30%, количество «наблюдений» на 27%.

Указанное, по ее словам, явно свидетельствует об уменьшении количества дел о банкротстве, кроме того, изменилась структура заявителей по таким делам и все больше должников стали объявлять о собственном банкротстве. Данная статистика о снижении количества корпоративных банкротств прямо показывает, как последние изменения, внесенные в Закон о банкротстве, повлияли на данный институт, в особенности повышения порога задолженности для обращения в суд с заявлением о признании должника-юридического лица банкротом с 300 тыс. руб. до 2 млн руб.

Ранее институт банкротства зачастую использовался для стимулирования должника к оплате незначительного долга, в настоящее же время из-за увеличения порога долга данное «окно возможностей» закрылось, что не могло не сказаться на количестве возбужденных дел о банкротстве, указала она. Другим важным изменением, по ее мнению, стало повышение размеров государственных пошлин за обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом для юридических лиц с 6 тыс. руб. до 100 тыс. руб., кроме того, были введены государственные пошлины для обращения с требованиями о включении требований в реестр требований кредиторов, если отсутствует решение суда о взыскании задолженности.

Указанные изменения, продолжила Мария Агеева, создали ситуацию, в которой кредитору, упомянутому в п. 2 ст. 8 Закона о банкротстве, для обращения в суд требуется помимо 100 тыс. руб. дополнительно уплатить значительную сумму госпошлины, размер которой зависит от размера требований. Все указанное в совокупности сделало институт банкротства менее привлекательным для целей побуждения должника оплатить незначительную задолженность, ввиду чего и можно наблюдать общее снижение количества возбужденных дел о банкротстве. Структура заявителей по таким делам только подтверждает это наблюдение, так как доля должников, объявивших себя банкротами, увеличивается, констатировала она.

Выявленный в статистике тренд, по нашему мнению, сохранится и дальше, поскольку возбуждение процедуры банкротства становится все дороже ввиду повышения размеров государственных пошлин, а на фоне законопроекта № 1172553-7, который реформирует полностью институт банкротства и увеличит кратно вознаграждение арбитражных управляющих, проведение процедуры корпоративного банкротства и вовсе смогут финансировать далеко не все. Таким образом, статистика лишь подтверждает тенденцию, что для кредиторов процедура банкротства юридического лица становится экстраординарным способом для взыскания задолженности, расходы на который могут позволить себе далеко не все.

Мария Агеева
партнер Юридическая компания Legal solutions
«

Ангелина Балакина, руководитель практики Юридической фирмы Orlova\Ermolenko, также полагает, что данный тренд в большей степени связан с ростом юридических расходов на сопровождение банкротной процедуры, что стимулирует компании все чаще обращаться к внесудебным методам урегулирования финансовых задолженностей, в том числе посредством реструктуризации и отсрочек.

Многочисленные поправки в Закон о банкротстве значительно усложнили использование процедур несостоятельности в качестве механизма при корпоративных конфликтах и на практике стали исключать возможность инициирования формальной процедуры банкротства с целью понуждения должника к погашению задолженности.

Ангелина Балакина
руководитель практики Юридическая фирма Orlova\Ermolenko
«

Тем не менее во второй половине 2025 г. ожидается значительный рост числа банкротств юридических лиц, что обусловлено рядом факторов, включая высокую ставку по кредитованию, экономическую нестабильность, многочисленные изменения в законодательстве и увеличение долговой нагрузки на бизнес, спрогнозировала она.

Виктор Панченко, руководитель практики реструктуризации и банкротства Юридической фирмы «ЮР-ПРОЕКТ», подчеркнул, что из статистики Федресурса за второй квартал 2025 г. следует, что количество процедур банкротства юридических лиц продолжает значительно сокращаться.

Тенденция, напомнил он, возникла в 2024 г, и, вероятнее всего, сохранится на длительный период. Заявители по делу о банкротстве всегда имели обязанность погасить текущие расходы за должника при отсутствии у него финансирования. В 2024 г. процедура подорожала – появилась обязанность платить государственную пошлину за множество обособленных споров в банкротных процедурах, а после размер госпошлин увеличен в законодательном порядке. Соответственно, теперь «вложения» в процедуру необходимы не только при отсутствии финансирования у должника, но и просто для активного участия в процедуре – оспаривания сделок, предъявления заявлений о взыскании убытков или о привлечении к субсидиарной ответственности, иных заявлений, уточнил он.

Ко всему прочему, процедура банкротства длительна, и нередко даже для частичного удовлетворения требования кредитору требуются существенные усилия, которые могут выражаться не только в финансовых потерях, но и в трудозатратах – необходимо активно участвовать чуть ли не в каждом обособленном споре. Как итог, усилия, направленные на возврат долга, не всегда соотносимы с размером задолженности. Именно по этим причинам кредиторы стали реже прибегать к ликвидационной процедуре в тех ситуациях, когда возврат денежных средств прогнозируемо невелик, пояснил он.

Дальнейшему развитию тенденции уменьшения количества конкурсных производств может послужить банкротная реформа, законопроект для проведения которой находится в разработке у Министерства экономического развития. Предполагаются комплексные изменения, увеличение числа реабилитационных процедур, направленность на быстрый возврат активов вместо повсеместной ликвидации должников в результате конкурсного производства.

Виктор Панченко
руководитель практики реструктуризации и банкротства Юридическая фирма «ЮР-ПРОЕКТ»
«

Анастасия Ляпунова, младший партнер, руководитель отдела банкротства и корпоративных споров Юридической фирмы «Ляпунов Терехин и партнеры», полагает, что снижение в среднем на 30% общего количества производств по делам о несостоятельности может быть, в том числе, связано с вступлением в законную силу Федерального закона № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Так, применительно к делам о банкротстве был увеличен размер государственной пошлины за подачу заявления (для юридических лиц — до 100 тыс. руб.).

Но основное, по ее словам, – все же не это, а введение обязанности уплачивать государственную пошлину за подачу заявлений, инициирующих обособленные споры. По сравнению со вторым кварталом 2024 г., за подачу, например, заявления о привлечении к субсидиарной ответственности теперь следует уплатить 50% пошлины от цены иска, тогда как ранее такие заявления пошлиной не облагались. Аналогичная ситуация и с обособленными спорами о возмещении убытков, истребовании документации/имущества должника, включении в реестр требований кредиторов и иными имущественными заявлениями. Процедура стала дороже для всех участников, отметила она.

Инициировать банкротство «пустышек» кредиторам больше неинтересно: они и ранее были обязаны возмещать расходы и вознаграждение арбитражного управляющего в случае отсутствия конкурсной массы, но теперь такие расходы возросли кратно. Аналогично и с банкротством компаний по собственной инициативе — процедура стала не всегда экономически обоснованной, заключила Анастасия Ляпунова.

Кроме того, в удовлетворении заявлений арбитражных управляющих об отсрочке уплаты государственной пошлины отказывают все чаще, тогда как год назад получить отсрочку не составляло труда. Такая тенденция, с одной стороны, безусловно повлечет снижение судебной нагрузки, а также числа процедур, проводимых ради самой процедуры, а не ради экономического результата. С другой стороны, арбитражный управляющий снова оказывается в «слабой» позиции: проводить процедуру за собственный счет с перспективой погашения текущих обязательств первой очереди за счет эффективной деятельности становится все дороже, а получить отсрочку уплаты пошлины — все труднее.

Анастасия Ляпунова
младший партнер, руководитель отдела банкротства и корпоративных споров Юридическая фирма «Ляпунов Терехин и партнеры»
«