С 23 ноября 2024 года начнут действовать новые правила отбора арбитражных управляющих по делам о банкротстве, которые инициирует ФНС.

Новый балльный принцип отбора арбитражных управляющих для банкротств, инициированных Федеральной налоговой службой (ФНС), начнет действовать 23 ноября 2024 года. Об этом на вебинаре Интерфакса «Готовимся к выбору арбитражных управляющих для процедур банкротства» рассказал заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Константин Чекмышев. Изменение принципа отбора АУ в инициированных налоговиками банкротных делах предусмотрено постановлением правительства РФ № 634. Также приняли участие начальник управления обеспечения процедур банкротства ФНС Вадим Солдатенков и начальник межрегиональной инспекции ФНС по управлению долгом Дмитрий Плаксин.

Цифровой регистр и балльная система

Заместитель руководителя ФНС России Константин Чекмышев открыл вебинар, представив концепцию нового государственного информационного ресурса — регистра арбитражных управляющих.

«Мы создаем единую цифровую платформу, где будет собрана вся информация о деятельности арбитражных управляющих, — заявил Чекмышев — Это позволит нам оценивать эффективность каждого специалиста на основе объективных данных».

Ключевым элементом новой системы станет балльная оценка работы арбитражных управляющих. Баллы будут начисляться за различные аспекты деятельности, включая успешное проведение процедур банкротства, эффективное погашение требований кредиторов и проведение торгов.

Ликвидационные процедуры

Константин Чекмышев подробно объяснил механизм начисления баллов за ликвидационные процедуры:

1. Базовое количество баллов – 100:

– 70 баллов за эффективное погашение требований кредиторов

— 30 баллов за эффективное проведение торгов

2. Поправка в зависимости от результата процедуры (по погашению или по эффективности торгов):

— Результат выше среднего по стране – добавляется балл, значение которого зависит от расположения результата процедуры в диапазоне от среднего значения до верхнего дециля по стране (max +70 или +30)

— Результат ниже среднего по стране – вычитается балл, значение которого зависит от расположения результата процедуры в диапазоне от нижнего дециля по стране до среднего значения (min – до 0 баллов)

3. Поправка на «крупность/сложность» процедуры:

— РТК или цена на торгах выше среднего по стране – повышающий коэффициент (max х3; до 600 баллов)

— РТК или цена на торгах ниже среднего по стране – понижающий коэффициент (min х0,1; до 0 баллов)

4. Баллы за скорость проведения процедуры:

— Менее 6 месяцев: + 15 баллов

— От 6 до 18 месяцев: + 10 баллов

Реабилитационные процедуры

Также Константин Чекмышев рассказал о баллах за реабилитационные процедуры, подчеркнув их важность для оздоровления экономики:

1. Финансовое оздоровление, реструктуризация долгов гражданина: Базовое количество баллов – 100:

— За утверждение плана — 30

— За исполнение плана и восстановление платежеспособности – 70

2. Внешнее управление. Базовое количество баллов – 200:

— За утверждение плана — 60

— За исполнение плана и восстановление платежеспособности – 140

3. Поправка на «крупность/сложность» процедуры:

– РТК выше среднего по стране – повышающий коэффициент (max х3; до 600 баллов)

– РТК ниже среднего по стране – понижающий коэффициент (min х0,1; до 3 баллов)

4. Если платежеспособность не восстановлена – эффективность АУ будет оценена по правилам ликвидационных процедур после их завершения.

Увеличение баллов АУ за достижения

Основные бонусы будут давать за:

— Высокий процент погашения требований кредиторов

— Эффективную продажу имущества должника на торгах

— Завершение процедуры в срок до 6 месяцев

Уменьшение баллов за нарушения

Чекмышев особо отметил систему уменьшения баллов за различные нарушения:

— На 5% за каждый случай признания действий АУ незаконными*

— На 10% за каждый случай привлечения к административной ответственности в виде штрафа*

— На 25% за каждый случай привлечения к административной ответственности в виде дисквалификации*

— На 50% за каждый случай взыскания с АУ убытков либо привлечения к уголовной ответственности в сфере экономики*

*От суммы баллов за все процедуры в расчетном периоде.

За какой срок учитываются баллы АУ

Согласно новой системе, баллы арбитражных управляющих будут рассчитываться ежеквартально за 3 предшествующих года. Это позволит учитывать долгосрочную эффективность работы управляющих и сглаживать возможные краткосрочные колебания в их показателях.

При расчете баллов будут учитываться следующие показатели:

– Полнота погашения требований кредиторов

– Реализация имущества в банкротстве с минимальным дисконтом

– Длительность проведения процедуры банкротства

– Наличие нарушений в деятельности АУ.

По словам Константина Чекмышева, регистр обеспечит достоверной информацией о результатах работы АУ за последние 3 года, сформировав своего рода «поведенческий портрет». А рейтинг эффективности позволит ФНС как кредитору принимать обоснованные решения в интересах государства.

Важно отметить, что новая система создает стимулы для саморегулируемых организаций (СРО) поддерживать высокие средние баллы своих членов. Это обусловлено тем, что СРО не сможет предлагать кандидатуры арбитражных управляющих с баллами выше среднего показателя по организации. Таким образом, СРО будут заинтересованы в повышении эффективности работы всех своих членов, а не только нескольких ведущих специалистов. Это должно способствовать общему повышению качества работы арбитражных управляющих и более равномерному распределению нагрузки между ними.

Балл СРО = (баллы всех АУ в СРО) / (количество АУ в СРО).

Как пояснил Константин Чекмышев, такая система должна мотивировать СРО «быть эффективными в целом, а не держать у себя двух эффективных и сотню неэффективных арбитражных управляющих». Фактически речь идет о «коллективной цеховой ответственности».

Процедура выбора управляющего

Начальник управления обеспечения процедур банкротства ФНС России Вадим Солдатенков детально объяснил новый механизм выбора арбитражного управляющего:

1. ФНС публикует информацию о начале процедуры выбора СРО для указания в заявлении о банкротстве либо голосования на собрании кредиторов.

2. СРО подает заявку с указанием кандидатур АУ и количества баллов АУ.

3. В случае подачи заявок более чем 1 СРО, формируется шорт-лист из числа заявленных АУ. Шорт-лист состоит из АУ, чьи баллы превышают средний балл всех заявленных АУ.

4. Происходит случайный отбор АУ из сформированного шорт-листа.

5. Если никто не заявится, любой АУ может самостоятельно подать заявку. Выбирается первый подавший.

Солодатенков также отметил, что система предусматривает 8 итераций выбора, чтобы максимально увеличить шансы на нахождение подходящего кандидата. При этом система устроена так, что на первом этапе будут отсеяны претенденты с баллами ниже среднего, а на втором — победителя определят случайным образом из числа оставшихся. По словам Константина Чекмышева, элемент случайности необходим для нейтральности процедуры.

Эволюция процедуры выбора АУ

Солдатенков представил сравнительный анализ старой и новой системы процедуры выбора АУ.

Было:

— Невозможность выбора наиболее эффективного АУ для взыскания долгов перед государством

— Существующий механизм не зависит от законности и эффективности деятельности АУ

— Стейкхолдерам не понятен действующий порядок представления СРО АУ, представляющей кандидатуры АУ

Стало:

— Государство получило право отбирать наиболее эффективного АУ для взыскания долгов

— Эффективность АУ будет измеряться по объективным цифровым критериям

— Сервисное решение — личный кабинет для: раскрытия результатов расчета рейтинга АУ и коммуникации с АУ, в том числе обмен документами. 

Взаимодействие с ФНС

Арбитражные управляющие смогут видеть, как формируется их оценка, и при необходимости оспаривать начисление баллов через свою СРО.

СРО будет выступать посредником между арбитражными управляющими и ФНС в случае спорных ситуаций по начислению баллов.

Новые возможности для управляющих

Начальник межрегиональной инспекции ФНС России по управлению долгом Дмитрий Плаксин представил новый инструмент для арбитражных управляющих — личный кабинет.

«Мы создаем единую цифровую платформу для взаимодействия управляющих с налоговой службой», — сообщил Плаксин. «Здесь они смогут получать необходимые данные о должниках, отслеживать свой рейтинг и оперативно обмениваться информацией с ФНС».

Плаксин продемонстрировал интерфейс личного кабинета, показав следующие ключевые функции:

1. Доступ к данным о должниках

2. Отслеживание текущего рейтинга и истории его изменений

3. Подача заявок на участие в процедурах банкротства

4. Обмен документами с ФНС

5. Получение уведомлений о важных событиях и изменениях.

«Личный кабинет позволит арбитражному управляющему легко и быстро получать доступ к данным о должнике, которые есть у ФНС и на которые он имеет право по закону», — рассказал Константин Чекмышев. По его словам, цель нововведения — обеспечить «ноль процентов издержек» при взаимодействии, сведя к минимуму бумажный документооборот и ускорив все процессы.

Источники данных для расчета баллов

Плаксин также раскрыл информацию об источниках данных, которые будут использоваться для расчета баллов арбитражных управляющих:

1. Отчеты АУ в ЕФРСБ

2. Информация из Росреестра о нарушениях и привлечении к ответственности АУ

3. Объявления о торгах

4. Сайт арбитражного суда (судебные акты)

5. База данных ФНС России (электронные дела)

«Использование множества источников позволит нам формировать наиболее объективную оценку деятельности каждого арбитражного управляющего», — подчеркнул Плаксин.

Текущий статус внедрения

Дмитрий Плаксин также рассказал о текущем прогрессе в реализации новой системы:

«На данный момент мы проводим верификацию данных с 11 саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих», — сообщил он.

Плаксин представил точные цифры по количеству обработанных данных:

— Выгрузка отчетов из ЕФРСБ: 454 тыс. процедур (7,2 млн ячеек)

— Данные из АИС «Налог-3»: 382 тыс. процедур (9,2 млн ячеек)

— Нарушения из Росреестра, дополненные вручную: 35 тыс. процедур (315 тыс. ячеек).

Примеры начисления баллов

Вадим Солдатенков привел конкретные примеры начисления баллов.

Пример 1: ООО «Камтехавто НЧ» (ИНН 1650314920)

— Конкурсное производство открыто 14.09.2018, завершено 20.08.2020 (1 год 11 месяцев)

— Процедура банкротства проведена за период более 18 месяцев

— Должник без имущества, торги не проводились, иные мероприятия не проводились

— Требования в РТК не погашены

— АУ не являлся на судебное заседание по рассмотрению отчета КУ 5 раз, по продлению процедуры банкротства 4 раза, также не присутствовал на заседании по завершению КП

Итог: в деле об отсутствующем должнике «Камтехавто НЧ», где не было никакого имущества и погашения требований, а сама процедура продолжалась почти 2 года из-за неявки АУ на судебные заседания, управляющий получил бы 0 баллов. АУ не заработал возможные баллы за скорость проведения процедуры по причине отсутствия заинтересованности в деле.

Пример 2: ООО «Строй-Инжиниринг» (ИНН 5260387380)

— Конкурсное производство открыто 03.04.2019, завершено 26.09.2019 (5,5 месяцев)

— Процедура банкротства проведена за период менее 6 месяцев

- Должник без имущества, торги не проводились

— Требования в РТК не погашены

Итог: Заработано 15 баллов за скорость проведения процедуры.

Пример 3: ЗАО «Строитель» (ИНН 5407244514):

— Конкурсное производство длилось 1 год 3 месяца

— От реализации имущества поступило 1 975,36 млн руб.

— Погашено 1 950,69 млн руб. требований из 3 978,71 млн руб. включенных в РТК

— Итоговая сумма баллов составила 386,60

Пример 4: ООО «Деловой центр «Сампсониевский» (ИНН 7802107470):

— Конкурсное производство длилось 2 года 7 месяцев

— От реализации имущества поступило 2 416,99 млн руб.

— Погашено 2 366,69 млн руб. из 3 597,89 млн руб. включенных в РТК

— Итоговая сумма баллов составила 446,49

Эти примеры демонстрируют, как эффективная работа арбитражного управляющего по реализации имущества и погашению задолженности может привести к значительному начислению баллов, даже если процедура длится дольше 18 месяцев.

Вопросы-ответы

В ходе вебинара спикеры ФНС ответили на ряд вопросов, поступивших от профессионального сообщества:

Будет ли вознаграждение арбитражных управляющих зависеть от балльной системы? Судя по тому, что вы задали этот вопрос, вы считаете, что наверное об этом стоит задуматься. И, знаете, наверное да. Во-первых, связь того, что сейчас заложено в процедуру оценки, она уже есть генетически, например, с существующим законом о банкротстве, потому что все-таки закон о банкротстве поощряет АУ за большее удовлетворение требований кредиторов в этой части.

Константин Чекмышев
заместитель руководителя Федеральная налоговая служба России (ФНС)
«

Константин Чекмышев, добавил, что в будущем возможно более прямое влияние результатов балльной оценки на вознаграждение: «‎Будет ли это более сложная система, многие сейчас жалуются на сложную систему расчета баллов, но очень надеюсь, что то сервисное решение, которое есть, когда мы не просто говорим 13, а объясняем, откуда они (баллы — прим. ред.) и показываем, раскрываем формулу, оно все-таки поможет в этом разобраться. Надо ли это будет делать дальше методом не только вот такой условно игровой оценки, все-таки баллы все воспринимают как игровую механику, игровой оценки того, что сделал арбитражный управляющий, но и в виде прямого влияния, не косвенного, а прямого влияния на его оценку, нам кажется, что это имеет право на обсуждение, но я думаю, что не прямо сейчас».

— Не получат ли преференций АУ, работавшие с крупными кредиторами?

— Здесь работает математика, а не связи. Если управляющий вел дела эффективно — он получит баллы вне зависимости от того, кто был кредитором, — отметил представитель ФНС.

— Планируется ли расширять перечень нарушений для вычета баллов? «Пока нет, учитываться будут только нарушения, подтвержденные судебными актами», — ответил представитель ФНС. 

— Как быть, если на несколько попыток не поступит заявок от СРО?

— Предусмотрено несколько итераций отбора, в последней из которых заявиться сможет любой АУ из регистра. Это лучше, чем сейчас, — пояснил представитель ФНС.

— Как будут верифицироваться данные в регистре, чтобы исключить их фальсификацию? "Мы предусмотрели многоступенчатую проверку данных, в том числе с участием СРО. При выявлении противоречий приоритет будет у информации из судебных актов. Возможные риски мы будем постоянно отслеживать, — рассказал представитель ФНС.

— Будут ли начислены баллы арбитражному управляющему, если у него имеются невозмещенные убытки? «Да, баллы будут начисляться за эффективно проведенные процедуры. Но при этом за невозмещенные убытки будет применяться штраф в виде уменьшения баллов на 50%», — отметил представитель ФНС.

— Очень надеюсь, что то сервисное решение, которое есть, когда мы не просто говорим «баллы», а объясняем, откуда они берутся, раскрываем каждую формулу — оно поможет разобраться в этой системе, — резюмировал Константин Чекмышев. По его словам, цифровое решение пройдет обкатку на практике, а затем при необходимости может дорабатываться с учетом опыта применения.

При этом в ФНС подчеркивают, что введение рейтинга эффективности — это только начало пути. В будущем не исключено использование накопленных в big data сведений об АУ и процедурах для предупреждения банкротств. Но сперва предстоит отладить базовую модель и получить первые результаты ее работы.

По данным Федресурса, в январе-сентябре 2024 года доля процедур в отношении юрлиц, инициированных ФНС России, составила 25,5% (13,4% в таком же периоде 2023 года). В 2023 году ФНС России выступила заявителем в 14,3% дел о банкротстве компаний (в 2022 году — в 23,1%). В 2025 году, по прогнозу Федресурса, можно ожидать, что по новым правилам управляющие будут отбираться в 1 тыс.- 1,2 тыс. процедур.