Неправомерное бездействие обошлось экс-управляющему ООО «Альянс-ДВ Камчатка» Анатолию Гридину в 20 млн рублей.

С бывшего конкурсного управляющего ООО «Альянс-ДВ Камчатка» Анатолия Гридина взыскано 20,2 млн рублей в качестве возмещения убытков, причиненных его неправомерным бездействием. Такое решение принял Арбитражный суд Камчатского края, сообщила пресс-служба суда.

В рамках дела о банкротстве ООО «Альянс-ДВ Камчатка» конкурсный управляющий ранее обратился в суд с заявлением об оспаривании сделок должника по перечислению 20,2 млн рублей аффилированному лицу – ООО «Тиличикский портпункт». Однако в удовлетворении заявления было отказано из-за пропуска срока исковой давности по вине предыдущего конкурсного управляющего должника.

Новый управляющий Тамара Лушкина подал иск о взыскании убытков с бывшего управляющего Анатолия Гридина. Суд установил, что при своевременной подаче заявления об оспаривании платежей, с высокой степенью вероятности, они были бы признаны недействительными. Это обязало бы ООО «Тиличикский портпункт» возвратить в конкурсную массу 20,2 млн рублей.

Но пропуск срока исковой давности сделал поступление этих средств невозможным, что нанесло убытки кредиторам в виде утраты возможности увеличения конкурсной массы. Рассмотрев обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что судебный акт о взыскании данной суммы с ООО «Тиличикский портпункт» обладал бы признаками исполнимости.

Решение о взыскании 20,2 млн рублей убытков с бывшего конкурсного управляющего позволит восстановить права кредиторов и должника, нивелировав последствия неправомерного бездействия экс-управляющего.

Почему это важно

Александр Катков, адвокат, партнер Юридической группы NOVATOR Legal Group, отметил, что определение краевого суда является ярким примером возможности взыскания убытков с арбитражного управляющего за его бездействие. 

В данном случае суд квалифицировал убытки кредиторов как утрату шанса на увеличение конкурсной массы, что могло бы произойти из-за неправомерных действий арбитражного управляющего, и тщательно проанализировал представленные доказательства, подтверждающие наличие реальной возможности увеличения конкурсной массы в случае своевременного осуществления арбитражным управляющим необходимых мер. Это подчеркивает важность активного участия арбитражного управляющего в процессе и его ответственность за последствия своего бездействия.

Александр Катков
адвокат, партнер Юридическая группа NOVATOR Legal Group
«

Как показывает статистика за 2024 г., отметил Максим Эмеров, старший юрисконсульт Финансово-правовой группы компаний Tenzor Consulting Group, количество поступивших в суды заявлений о взыскании убытков с арбитражных управляющих выросло более чем на 50% по сравнению с предыдущим годом. При этом увеличение количества таких заявлений, по его словам, еще не свидетельствует о росте сумм взысканных убытков. 

Помимо необходимости доказывания противоправности действий (бездействия) управляющего, суд также должен убедиться в том, что размер причиненных убытков реален и конкурсная масса действительно могла быть пополнена при ином поведении бывшего управляющего. В связи с этим особый интерес представляют доказательства, на которые опирались суды при разрешении вопроса в части исполнимости гипотетического судебного акта о взыскании денежных средств по спорным сделкам должника. Суд первой инстанции установил, что возможный ответчик вскоре сам был признан банкротом, однако уже через несколько месяцев его долги перед кредиторами в размере 19,2 млн рублей были погашены мажоритарным участником. Тем самым, суд пришел к выводу, что данный участник был заинтересован в продолжении хозяйственной деятельности общества и смог бы выплатить еще один долг в размере 20,2 млн рублей. С учетом того, что суд фактически презюмировал готовность третьего лица уплатить сумму, превышающую в два раза ту, что оно уже оплатило, позиция представлялась спорной. 

Максим Эмеров
старший юрисконсульт Финансово-правовая группа компаний Tenzor Consulting Group
«

Однако суд апелляционной инстанции, продолжил он, согласился с позицией краевого арбитражного суда и дополнительно отметил, что сам потенциальный ответчик на момент своего банкротства обладал основными средствами в размерах, значительно превышающих все указанные задолженности. В настоящий момент принятые по спору судебные акты обжалуются в кассационном порядке. С учетом того, что суды совместно, вполне убедительно и с разных сторон обосновали реальное наличие убытка, причиненного конкурсным кредиторам, можно предположить, что судебные акты будут оставлены без изменения.

«Тем самым, рассматриваемый спор дополняет собой растущую судебную практику о взыскании убытков с арбитражных управляющих, а суды дополнительно высказались относительно доказательств по данным спорам», – заключил он.

Позиция суда первой инстанции видится законной и обоснованной, считает Анна Захарова, арбитражный управляющий Ассоциации арбитражных управляющих «‎Сибирский центр экспертов антикризисного управления».

Срок исковой давности для сделок по перечислению денежных средств пропущен по вине арбитражного управляющего, последний при должной осмотрительности и добросовестности имел возможность получить сведения об оспариваемых сделках (платежах), произведенных путем анализа движения денежных средств по счетам. Представленные в дело доказательства свидетельствуют о наличии высокой степени вероятности удовлетворения заявления конкурсного управляющего о признании спорных платежей недействительными в случае его своевременной подачи. Признание платежей недействительными привело бы к пополнению конкурсной массы должника и удовлетворению требований кредиторов.

Анна Захарова
арбитражный управляющий Ассоциация арбитражных управляющих «‎Сибирский центр экспертов антикризисного управления» (СЦЭАУ)
«

В соответствии с п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» удовлетворение требования о взыскании с директора убытков не зависит от того, имелась ли возможность возмещения имущественных потерь юридического лица с помощью иных способов защиты гражданских прав, например, путем применения последствий недействительности сделки, истребования имущества юридического лица из чужого незаконного владения, взыскания неосновательного обогащения, а также от того, была ли признана недействительной сделка, повлекшая причинение убытков юридическому лицу, указала она.

«Эта правовая позиция подлежит применению и к вопросу о взыскании убытков с конкурсного управляющего должника, что подтверждается п. 3 раздела 2 Обзора судебном практики Верховного Суда РФ № 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19 октября 2016 г.Таким образом, взыскание убытков с конкурсного управляющего позволит нивелировать последствия его бездействия и восстановить права кредиторов и должника», – резюмировала Анна Захарова.