Арбитражный суд Москвы признал несостоятельной компанию, управлявшую сетью магазинов Hamley's в России.

Арбитражный суд города Москвы признал банкротом АО «Вандеркинд» — управляющую компанию сети магазинов товаров для детей, ранее работавшей под брендом Hamley's. Компания, принадлежавшая бизнесмену Александру Мамуту, согласно данным на ее сайте, управляла 9 магазинами в Москве, 2 — в Санкт-Петербурге и 1 — в Сочи. По итогам 2023 г. выручка юридического лица упала на 60% до 370 млн рублей, а убыток превысил 72,4 млн.

История финансовых проблем «Вандеркинда» началась еще в феврале 2023 г., когда банк «Траст» намеревался инициировать банкротство компании из-за неисполнения ею обязательств по кредитному договору. По данным «Коммерсанта», на конец 2020 г. задолженность «Вандеркинда» перед «Трастом» составляла 2,5 млрд рублей. Стороны вели судебные разбирательства несколько лет.

Летом 2023 г. «Вандеркинд» и «Траст» достигли соглашения по урегулированию претензий по долгу, но уже в мае 2024 г. о планах обанкротить компанию заявила ФНС России. В октябре того же года Арбитражный суд города Москвы признал требования налоговой в размере более 20 млн рублей обоснованными и включил их в реестр требований кредиторов.

Основным кредитором «Вандеркинда» оставался банк «Траст». В 2022 г. он попросил суд взыскать с заемщика свыше 2,4 млрд рублей долга по кредитному договору 2017 г., но год спустя иск был отклонен. «Вандеркинд» дважды добивался в суде смягчения условий кредита. После этого стороны урегулировали разногласия.

Осенью 2024 г. Арбитражный суд города Москвы ввел в отношении «Вандеркинда» процедуру наблюдения, временным управляющим был утвержден Олег Меркер. Однако на первом собрании кредиторов 7 апреля 2025 г. не было зарегистрировано ни одного конкурсного кредитора или уполномоченного органа с правом голоса.

Временный управляющий провел анализ финансового состояния должника и сделал вывод о невозможности восстановления платежеспособности компании и целесообразности признания ее банкротом. У «Вандеркинда» выявлены признаки банкротства, установленные законом — неудовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам в течение трех месяцев.

Суд открыл конкурсное производство в отношении «Вандеркинда» сроком на шесть месяцев до 15 октября 2025 г. и возложил обязанности конкурсного управляющего на Олега Меркера. До 3 июля 2025 г. назначено заседание по утверждению конкурсного управляющего.

Почему это важно

По словам Данила Бухарина, адвоката, советника Адвокатского бюро Forward Legal, решение Арбитражного суда о признании «Вандеркинда» банкротом представляется обоснованным с учетом фактических обстоятельств дела.

Из открытых данных следует, что у компании отсутствуют значимые активы, которые позволили бы восстановить платежеспособность или хотя бы частично удовлетворить требования кредиторов. Это делает процедуру конкурсного производства и последующую ликвидацию компании наиболее вероятным и, по сути, единственно возможным сценарием, указал он.

Интересно, что первое собрание кредиторов прошло практически без участия самих кредиторов: миноритарии, включая налоговую службу, не явились, а требования мажоритарных участников суд еще не рассмотрел. На следующем этапе конкурсный управляющий, скорее всего, сосредоточится на анализе финансовых операций должника и его сделках в преддверии банкротства. При выявлении подозрительных сделок, например, направленных на вывод активов, возможно их оспаривание и возврат в конкурсную массу. Кроме того, при наличии признаков недобросовестных действий со стороны руководства компании может быть инициирован процесс о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Данил Бухарин
адвокат, советник Адвокатское бюро Forward Legal
«

Ксения Риф, советник практики банкротства Адвокатского бюро города Москвы «Инфралекс», отметила: временный управляющий пришел к выводу, что восстановление платежеспособности АО «Вандеркинд» невозможно: у компании отсутствуют ресурсы для погашения долгов, а дальнейшие попытки оздоровления признаны экономически нецелесообразными.

Она также посчитала примечательным, что первое собрание кредиторов не состоялось — ни один из участников с правом голоса не обеспечил явку.

Арбитражный суд, не откладывая процесс, открыл конкурсное производство, в рамках которого кредиторам предстоит избрать конкурсного управляющего. Банкротство в данном случае — правовой инструмент перераспределения активов и защиты интересов участников экономического оборота. Эффективность этой процедуры напрямую зависит от активности и вовлеченности лиц, участвующих в деле, в частности, кредиторов.

Ксения Риф
советник практики банкротства Адвокатское бюро города Москвы «Инфралекс»
«

Наталья Карташова, партнер Юридической компании «ПРОЦЕСС», полагает, что в данном судебном акте нет ничего экстраординарного: он касается введения последующей процедуры после завершения этапа наблюдения.

По ее словам, заявление было инициировано на основании обращения уполномоченного органа, что подчеркивает соблюдение всех необходимых процедур. Вероятно, после завершения деятельности иностранного бизнеса компания столкнулась с серьезными финансовыми трудностями, в результате чего не смогла продолжать свою работу и исполнять обязательства перед кредиторами. Это подчеркивает важность соблюдения всех норм и правил в процессах банкротства и ликвидации, заключила она.

Судебный акт отражает стандартную практику в данной области и не содержит ничего необычного. Такие случаи служат напоминанием о необходимости тщательного контроля за финансовым состоянием предприятий. Важно понимать, что соблюдение всех процедур может помочь избежать дальнейших проблем. В конечном итоге этот акт иллюстрирует типичные последствия для компаний, которые не могут справиться с финансовыми обязательствами.

Наталья Карташова
партнер Юридическая компания «ПРОЦЕСС»
«