Важное о банкротстве от «Пепеляев Групп»

Как известно, краткость — сестра таланта. В этом смысле Указ от 25.04.2023 «О временном управлении некоторым имуществом» в некотором роде пример. Он больше напоминает анонс об основных положениях, а не нормативный акт, влекущий далеко идущие экономические и юридические последствия. 

В заголовке указа звучит временное управление. Очень созвучно с процедурой наблюдения в делах о банкротстве. Похоже, что временное управление задумывалось как антикризисная процедура. 

Но есть все основания полагать, что нововведение может иметь совершенно обратный эффект: повлечь банкротство иностранных компаний, связанных с недружественными государствами, или даже полную утрату контроля за активами.

Вначале рассмотрим, кто и почему может оказаться под временным управлением, а в завершение рассмотрим риски и оценим, можно ли ими управлять.

Что подразумевается под временным управлением?

Это временное осуществление лицом, назначенным государством, полномочий собственника в отношении активов иностранного лица.

На каких лиц распространяется указ?

Есть два базовых критерия определения субъектов временного управления.

1

Первый — связь иностранного лица и подконтрольных ему лиц с недружественными иностранными государствами.
Стоит напомнить, что под недружественными на данный момент понимаются 49 государств, включенных в соответствующий перечень распоряжениями Правительства Российской Федерации.

2

Второй базовый критерий — осуществление недружественным государством действий, направленных на ограничение, прекращение права собственности российских компаний и физических лиц.

Указ молчит о том, что такого рода действия должны быть осуществлены именно той страной, с которой связан потенциальный субъект временного управления. Подобная двусмысленность открывает путь для неоправданно широкого применения временного управления.

На основании вышеуказанных весьма широких критериев почти любая иностранная компания может быть включена в перечень субъектов временного управления, являющийся приложением к указу. В этом же перечне будут перечислены категории активов, принимаемых государством в управление. 

Перечень является открытым и может быть дополнен по мере реагирования РФ на уже свершившиеся или потенциальные факты лишения/ограничения права собственности РФ и (или) российских юридических или физических лиц в отношении их зарубежного имущества. 

Напомню, что ранее в первом чтении Государственная дума приняла законопроект «О внешней администрации по управлению организацией». 

По своей направленности указ Президента о временном управлении близок к названному законопроекту, но есть принципиальные отличия. 

Главное — законопроект предусматривал конкретные основания отстранения органов управления иностранных лиц от контроля за активами. В проекте закона также были критерии назначения внешней администрации в зависимости, например, от сферы деятельности лица, степени его влияния на рынке, направленности действий собственников иностранных активов в отношении РФ (продолжение деятельности или, напротив, уход с рынка). 

Кто будет выполнять функцию временного управляющего?

В соответствии с указом это Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Но допускается возложение этой функцию на иных лиц, в том числе по предложению Росимущества.

Что касается функций временного управляющего. Как я уже упоминала, он осуществляет полномочия собственника за исключением права распоряжаться имуществом. 

Указ дополнительно упоминает только такие функции управляющего, как проведение инвентаризации имущества и обеспечение его сохранности.

Какое имущество может быть передано во временное управление?

Указ называет движимое, недвижимое имущество, ценные бумаги, доли в уставных капиталах и имущественные права. Иными словами, любые активы могут стать объектом временного управления.

А теперь перейдем к рискам

Ближайшим с точки зрения временных перспектив является риск ухудшения финансового положения компании в период временного управления. Его причины заключаются в следующем:

1

Невозможна равнозначная одномоментная замена чиновниками эффективной и отлаженной системы управления живым крупным бизнесом.

2

Отсутствие регулирования процедуры введения и осуществления временного управления. Нет механизма передачи полномочий к временному управляющему, реализации его полномочий

3

Отсутствие механизма контроля расходов на временное управление. При этом такие расходы осуществляются за счет активов компании.

Все это в совокупности с отсутствием механизма ответственности временного управляющего может привести к ухудшению финансового положения компании в период временного управления.

Рекомендации

Что в связи с этим стоит предпринять компаниям, связанным с недружественными государствами?

Рекомендуем проанализировать значимость деятельности компании для РФ. 

В первую очередь стоит задуматься компаниям, деятельность которых имеет существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, в том числе в отдельном субъекте РФ, а также компаниям, сворачивающим свою деятельность на российском рынке. 

Оценить масштаб мер, предпринятых государством «происхождения» вашей компании в отношении российских активов. 

Это позволит сделать обоснованные предположения относительно степени угрозы введения временного управления. 

При корректировке текущих и подготовке новых договоров, планировании сделок продажи активов и ухода с рынка РФ, реструктуризации бизнеса, прогнозировании деятельности следует учитывать угрозу утраты контроля за своими активами.   

В случае реальности угрозы введения временного управления стоит попытаться предпринять действия для передачи временного управления более квалифицированному управляющему. Стоит уже сейчас задуматься над тем, кто это может быть.

После введения временного управления рекомендуем собственникам добиваться получения информации о деятельности компании, ее финансовых показателях. В зависимости от дальнейших планов присутствия на российском рынке, возможно, будет целесообразным оказывать поддержку и не создавать препятствий для эффективного временного управления.

Над материалом работали:

Юлия Литовцева
к.ю.н., партнер Юридическая компания «Пепеляев Групп»