Круг обязанностей арбитражного управляющего предусмотрен не только законом о банкротстве и многообразной судебной практикой. Яркий пример — обязанность АУ по предоставлению информации в БКИ по должникам — физическим лицам. Рассмотрим основания такой обязанности.

Данная обязанность предусмотрена подп. 3.9 п. 3 ст. 5 Федерального закона № 218-ФЗ «О кредитных историях»: в случае наличия у субъекта кредитной истории — физического лица кредитной истории на момент принятия к производству заявления о признании его несостоятельным (банкротом) арбитражный управляющий обязан представлять информацию (данные о должнике и об арбитражном управляющем, дата введения процедуры) в БКИ, в которых сформирована кредитная история указанного субъекта кредитной истории.

Если на момент принятия к производству заявления о признании его несостоятельным (банкротом) кредитная история отсутствует, арбитражный управляющий обязан направлять такую информацию хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр БКИ.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», арбитражный управляющий, назначенный для проведения процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве) физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, относится к источникам формирования кредитной истории.

При этом финансовый управляющий направляет сведения о процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) физического лица, если арбитражным судом принято к производству заявление о признании физического лица несостоятельным (банкротом), в том числе сведения о неправомерных действиях физического лица при несостоятельности (банкротстве), сведения о преднамеренном или фиктивном банкротстве, с указанием ссылки (включая дату) на включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, что предусмотрено подп. «г» п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Простыми словами, обязанность арбитражного управляющего направлять сведения о введенной процедуре в бюро кредитных историй есть.

Законом установлен общий срок для направления информации в бюро кредитных историй. Информационная часть кредитной истории представляется в бюро кредитных историй в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня ее формирования. Иная информация направляется в срок, предусмотренный договором о предоставлении информации, но не позднее пяти рабочих дней со дня совершения действия (наступления события), информация о котором входит в состав кредитной истории, либо с дня, когда источнику формирования кредитной истории стало известно о совершении такого действия (наступлении такого события). При этом, согласно ч. 5.8 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» в редакции, действующей с 1 октября 2015 года, финансовый управляющий представляет информацию в бюро кредитных историй в объеме, установленном законом, в течение десяти дней со дня совершения действия (наступления события) или со дня, когда ему стало известно о его совершении (наступлении).

Указанные выше правила, закрепленные в ч. 3.1–3.7 указанной статьи, не распространяются на межбанковские операции, к которым в соответствии со ст. 28 ФЗ «О банках и банковской деятельности» относятся осуществляемые кредитными организациями на договорных началах операции по привлечению и размещению друг у друга средств в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлению расчетов через корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России.

Таким образом, общий срок для предоставления сведений в бюро кредитных историй для финансового управляющего составляет пять дней с момента, когда ему стало известно о принятии к производству заявления о признании физического лица несостоятельным (банкротом) и утверждения финансового управляющего.

Есть, конечно, и положительные моменты включения финансового управляющего в правовое поле, регулирующее деятельность БКИ. Так, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 218-ФЗ «О кредитных историях» финансовый управляющий, назначенный в деле о несостоятельности (банкротстве) физического лица, вправе по запросу получить титульную и дополнительную (закрытую) часть кредитной истории физического лица, финансовым управляющим которого он является.

Возникает множество вопросов о том, каким именно образом должно осуществляться взаимодействие между финансовым управляющим и БКИ

Кроме того, в соответствии с п. 1.1 гл. 1 Указания Центрального банка России № 3572-У «О порядке направления запросов в Центральный каталог кредитных историй и получения из него информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, через бюро кредитных историй» финансовый управляющий, назначенный в деле о несостоятельности (банкротстве) физического лица, вправе по запросу о предоставлении информации о БКИ, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, получить соответствующий ответ.

Подобное право, вполне вероятно, способно ускорить процедуру установления кредитной нагрузки должника и, следовательно, более оперативно провести всю процедуру банкротства в целом.

На практике, особенно в первое время после введения новой нормы в 2015 году, возникает множество вопросов о том, каким именно образом должно осуществляться взаимодействие между финансовым управляющим и БКИ.

Общий ответ на данный вопрос содержится в чч. 1, 2 и 5.8 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Обобщая, можно сформулировать следующее правило: финансовый управляющий, являясь источником формирования кредитной истории, представляет информацию, указанную в ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», в бюро кредитных историй в форме электронного документа на основании заключенного договора об оказании информационных услуг, который является договором присоединения, условия которого определяет бюро кредитных историй.

То есть, помимо обязанности направлять сведения, указанные в подп. 3.9 п. 3 ст. 5 Федерального закона № 218-ФЗ «О кредитных историях», на финансового управляющего также возложена производная обязанность — заключить договор об оказании информационных услуг на условиях БКИ.

В целях урегулирования отношений и взаимодействия между различными бюро кредитных историй и субъектами кредитных историй пользователями кредитных историй и финансовыми управляющими Центральным банком Российской Федерации разработан порядок взаимодействия автоматизированной системы «Центральный каталог кредитных историй» с субъектами кредитных историй, пользователями кредитных историй и финансовыми управляющими.

Изучив содержание данного порядка, можно сделать вывод, что взаимодействие между финансовыми управляющими и БКИ возможно несколькими способами.

1

Через личный кабинет необходимого бюро, для чего используется стандартный функционал для отправки запросов на кредитную историю субъекта, а также выгрузки кредитных историй. Именно в данном случае для подключения к автоматизированной системе КБРС финансовый управляющий соглашается с условиями оферты бюро, направляя заявку на подключение, а также комплект документов, предусмотренных п. 4.1.1 оферты, на бумажных носителях.

2

Лично предоставить документы в офис бюро. При этом финансовый управляющий должен предоставить документ, удостоверяющий личность, судебный акт (оригинал или копию, заверенную судом) об утверждении финансового управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве), выписку из реестра СРО, членом которой является финансовый управляющий, содержащей наименование и ИНН организации.

При втором варианте взаимодействия вновь возникает проблема, связанная с расположением офисов различных БКИ, как правило, в Москве. Подобное обстоятельство может крайне затруднить обращение для финансовых управляющих из регионов.

Профессиональное сообщество разразилось горячими спорами, которые зачастую выливались в открытое отрицание обязанности направлять сведения в БКИ

В подобном случае некоторые БКИ допускают обращение по почте, как правило, для подобных ситуаций бюро утверждает особую форму обращения. При этом подпись в заявлении должна быть удостоверена нотариально, а в запросе должна быть указана электронная почта финансового управляющего. К запросу прикладывается судебный акт (копия или оригинал) об утверждении финансового управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве) субъекта кредитной истории.

Несомненно, подобная дополнительная процедурная нагрузка на финансовых управляющих не могла оставить последних равнодушными. Профессиональное сообщество разразилось горячими спорами, которые зачастую выливались в открытое отрицание обязанности направлять сведения в БКИ. В этом моменте следует обратиться к основным принципам деятельности арбитражных управляющих, установленным положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с п. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Указанный принцип добросовестности подразумевает под собой, среди прочего, соблюдение установленных законом запретов и исполнение обязанностей. Следовательно, поскольку арбитражные управляющие являются профессиональными субъектами правового сообщества, несмотря на несовершенство законодательной техники в РФ, они должны соблюдать требования законодателя, установленные не только «общим» для их деятельности Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», но и специальными положениями, в том числе — Федерального закона № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Ответственность арбитражного управляющего за ненаправление сведений в БКИ предусмотрена не 14.13 КоАП (что не может не радовать), а ст. 15.26.3 КоАП РФ (неисполнение обязанности по подтверждению и представлению исправленных сведений, содержащихся в основной части кредитной истории, в бюро кредитных историй). Для должностных лиц, коим является арбитражный управляющий, санкция ст. 15.26.3 КоАП РФ — штраф от 2000 до 5000 рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 23.74 КоАП РФ лицо, уполномоченное рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренное ст. 15.26.3 КоАП, — Банк России, а не Росреестр.

Учитывая, что реализация отдельных положений законодательства требует масштабной доработки информационных систем источников формирования кредитных историй, пользователей кредитных историй и бюро кредитных историй, Банк России в информационном письме от 29.12.2021 № ИН-03-46/106 «О неприменении мер при реализации отдельных требований Федерального закона № 218-ФЗ и нормативных актов Банка России» определил целесообразным воздержаться от применения к лицам мер, предусмотренных ст. 74, 76.5, 76.9-7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», за нарушение требований ч. 3.9 ст. 5 Федерального закона № 218-ФЗ, с 1 января 2022 года до 30 июня 2022 года.

То есть с июля 2022 года за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о введении процедур банкротства в отношении должника — физического лица финансовый управляющий может быть привлечен к соответствующей мере административной ответственности.

Также есть практика по отказу в признании незаконными действий арбитражного управляющего в рамках дела о банкротстве: ненаправление сведений в БКИ не нарушает права лиц, участвующих в деле о банкротстве: Определение Верховного суда РФ от 10.09.2021 № 310-ЭС21-15535(1) по делу № А54-1569/2017, что все же не исключает обязанности по совершению арбитражным управляющим таких действий.

Над материалом работали:

Екатерина Шаповалова
управляющий партнер Юридическая компания SHAPOVALOVA GROUP