Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявление ПАО «Промсвязьбанк» о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО «О1 Груп Финанс» (ранее структура девелоперского холдинга O1 Group) контролировавших должника лиц — Бориса Минца, его сына Дмитрия Минца и бывшего генерального директора компании Петра Бородина. Пока опубликована только резолютивная часть определения суда.
Согласно судебному акту, требования ПАО «Промсвязьбанк» признаны обоснованными в отношении Бориса Минца, Дмитрия Минца и Петра Бородина. Производство по заявлению банка в части определения размера их субсидиарной ответственности приостановлено до окончания расчетов с кредиторами. При этом в части требований к частному фонду «Штихтинг рон энд пиллар инвестментс», ранее владевшему ООО «О1 Груп Финанс», производство прекращено в связи с ликвидацией данного юридического лица.
Напомним, процедура банкротства в отношении ООО «О1 Груп Финанс» была инициирована в сентябре 2019 г. по заявлению кипрской компании Delahassie Limited, которой общество задолжало около 1,5 млрд рублей. В конце 2023 г. ООО «О1 Груп Финанс» было признано банкротом. Компания являлась эмитентом ценных бумаг девелоперского холдинга O1 Group, принадлежавшего семье Бориса Минца.
ПАО «Промсвязьбанк», будучи одним из кредиторов ООО «О1 Груп Финанс», ходатайствовал перед судом о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам должника Бориса и Дмитрия Минцев, а также Петра Бородина как контролировавших компанию лиц.
По данным на конец 2020 г., реестр требований кредиторов ООО «О1 Груп Финанс» превышал 57,5 млрд рублей. В числе основных активов головной компании O1 Group значились финансовая группа «Будущее» и O1 Properties. Холдинг Минца участвовал в нашумевших сделках «московского банковского кольца», используя в этих целях средства НПФ «Будущее» — одного из крупнейших негосударственных пенсионных фондов РФ, аккумулировавшего свыше 239 млрд рублей пенсионных накоплений.
Проблемы у бизнеса Бориса Минца возникли вскоре после санации трех банков из так называемого «московского кольца», в которое помимо самого ПАО «Промсвязьбанк» входили ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «Бинбанк» и ПАО «МКБ». В 2018 г. Борис Минц вместе с сыновьями покинул Россию. Сейчас ключевые компании O1 Group сменили владельцев и уже не принадлежат Минцам.
В 2020 г. Басманный районный суд Москвы заочно арестовал Бориса Минца и его сыновей Александра и Дмитрия, объявив их в международный розыск по делу о растрате 34 млрд рублей.
Почему это важно
Привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности – частое, а в крупных процедурах несостоятельности (банкротства) – неизбежное явление, отметил Антон Помазан, партнер Юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры».
По его словам, основаниями для привлечения к субсидиарной ответственности чаще всего являются действия контролирующих лиц, совершенных во вред компании, – совершение сделок, направленных на уменьшение активов должника, создание холдинговой структуры, в которой должник оказывается «центром убытков», распоряжение контролирующим лицом имуществом компании-должника как своим собственным («размытие корпоративной вуали») и др.
В рассматриваемом деле арбитражный суд установил только наличие оснований для привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности, размер этой ответственности будет определен позднее, когда будут завершены расчеты с кредиторами и станет ясен размер неудовлетворенных требований. Факт нахождения ответчиков в иной юрисдикции осложнит, но не сделает невозможным процесс обращения взыскания на их имущество. ПАО «Промсвязьбанк» зарекомендовал себя как эффективно действующий кредитор. В частности, при активном содействии ПАО «Промсвязьбанк», который является одним из ключевых кредиторов Д.Н. Ананьева, полномочия финансового управляющего последнего были признаны английскими судами.
Признание российской процедуры банкротства чаще всего осуществляется на основании принципа взаимности и, даже несмотря на напряженную геополитическую ситуацию, признание российского судебного акта о взыскании в странах ЕС является вполне осуществимой задачей, указал он.
Оценить обоснованность привлечения Бориса Минца, Дмитрия Минца и Петра Бородина к субсидиарной ответственности возможно будет только после изготовления судебного акта в полном объеме, констатировал Виталий Ульянов, партнер Адвокатского бюро «Бартолиус».
Судя по картотеке дел, своих возражений против поданного ПАО «Промсвязьбанк» заявления ответчики (Борис и Дмитрий Минцы) не направили, равно как и не обеспечили явку представителей для участия в предварительном и одном из последних заседаний (20 февраля 2025 г.). Исходя из этого, есть сомнения, что решение будет обжаловано. Учитывая, что Борис и Дмитрий Минцы уже привлекались к субсидиарной ответственности (дело о банкротстве ООО «БЦ Машкова, 13»), активов в России у них, вероятно, нет. Также известно, что банк «Траст» в Лондоне взыскивает с Бориса Минца 850 млн долларов, и, по всей видимости, именно там находятся его средства.
По его мнению, шансы на исполнение решения российского государственного суда в Великобритании, особенно по заявлению ставшего государственным «Промсвязьбанка», невысоки в связи с введенными санкциями против РФ.