Конкурсный управляющий АО «Хоневелл» Николай Алехин выставил на банкротные торги в форме публичного предложения за 1,96 млрд рублей права требования к американскому производителю электротоваров Honeywell («Хоневелл Интернешнл ИНК»). Размер требований — все те же 1,96 млрд рублей.
Заявки от покупателей принимаются с 17 марта по 24 мая 2025 г. С 10:00 часов 17 марта 2025 г. по 18:00 часов 18 апреля 2025 г. цена продержится на уровне 1,96 млрд рублей. Затем каждые пару дней цена при отсутствии заявок от покупателей будет снижаться по утвержденному графику. Цена отсечения (минимальная цена) — 24,5 млн рублей.
Также на банкротные торги в форме публичного предложения за 65,9 млн рублей выставлены права требования к АО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод» (проходит процедуру банкротства) на сумму 65,9 млн рублей.
За 6 млн рублей выставлены на публичку права требования к ЗАО «Интегратор» на 6 млн рублей, а за 5,6 млн рублей — права требования к ООО СМП «ЭЛЕКТРОГАЗ» и к ООО «Системы безопасности ФЕНИКС» на те же 5,6 млн рублей. В ходе торгов цена будет снижаться при отсутствии заявок от покупателей.
О должнике
Honeywell — американская корпорация, производящая электронные системы управления и автоматизации. Основные направления — аэрокосмическое оборудование, технологии для эксплуатации зданий и промышленных сооружений, турбокомпрессоры. Штаб-квартира находится в Морристауне (США).
АО «Хоневелл» (российская дочка Honeywell) было зарегистрировано в Москве в 1998 г. Уставный капитал — 5,2 млрд рублей. В компании были трудоустроены 453 сотрудника. В 2018 г. выручка превысила 15 млрд рублей, но в 2021 г. (последний год опубликованной отчетности) она снизилась до 10 млрд рублей, а чистая прибыль составила 286 тыс. рублей.
АО «Хоневелл» объявила о прекращении деятельности в РФ после начала СВО в феврале 2022 г. У корпорации были свои предприятия в России в ОЭЗ «Липецк», а также в Москве и Арзамасе Нижегородской области.
«Наше производственное присутствие в России относительно невелико», — отметил в марте 2022 г. генеральный директор Honeywell Дариус Адамчик (цитата РБК).
В июне 2022 г. дочка АО «Хоневелл» — ООО «Систем Сенсор Технологии» — свернула производство в Липецкой области и предложила 80 сотрудникам подписать бумаги о сокращении, сообщал РБК. ООО «Систем Сенсор Технологии» в 2019 году разместилась в ОЭЗ «Липецк» на площади более 5,5 тыс. кв. м. Площадка включала сборочное производство, производство средств индивидуальной защиты, лаборатории по испытанию и калибровке, склады сырья и готовой продукции — стоимость инвестиций составила порядка 900 млн рублей.
О банкротстве
В июне 2023 г. АС Москвы ввел в отношении АО «Хоневелл» наблюдение. При этом из полученных ответов регистрирующих органов выяснилось, что у должника отсутствует имущество, достаточное для погашения требований кредиторов, восстановление платежеспособности невозможно, признаки преднамеренного и (или) фиктивного банкротства не выявлены.
Как сообщал портал PROбанкротство, в марте 2024 г. Арбитражный суд Москвы признал банкротом АО «Хоневелл». В отношении компании была введена процедура конкурсного производства на шесть месяцев (срок в будущем может быть продлен). Конкурсным управляющим утвержден Николай Алехин из ассоциации ВАУ «Достояние» (был выбран методом случайной выборки).
По данным протокола общего собрания кредиторов должника, на момент собрания в реестр были включены требования кредиторов на сумму 2,8 млрд рублей. Всего в первом общем собрании участвовали 16 кредиторов с правом голоса, а также 1 кредитор без права голоса. При этом за обращение в суд с ходатайством о банкротстве АО «Хоневелл» проголосовали 88,7% от общего числа кредиторов, против — 0,4% (кредиторы с размером требований к должнику на сумму 11,6 млн рублей).
Почему это важно
Отвечая на вопрос актуальности заявленных лотов, стоит отметить тот факт, что «интерес» к лоту может складываться из множества факторов, которые необходимо тщательно анализировать перед принятием решения приобретения прав требования к кому-либо, отметила Елена Гладышева, адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро «РИ-консалтинг».
Более того, по ее словам, стоит учитывать и тот факт, что, приобретая права требования на публичных торгах (даже при процедуре несостоятельности такой компании, как АО «Хоневелл»), можно не только приобрести права требования за реальные деньги к компании, с которой маловероятно будет что получить, но и приобрести их за существенно большую стоимость, чем можно будет получить с должника, к которому проданы такие права, т.е., к примеру, приобретая права требования к американскому Honeywell International Inc. не за цену отсечения, можно понимать, что это крупная международная компания, и, казалось бы, шансы получить выплаты должны быть выше, потому что у них больше ресурсов.
Но тут есть нюанс: речь идет о требованиях к иностранной компании через российский суд. Может возникнуть проблема с исполнением решения суда в другой стране: Россия вышла из соглашения об исполнении арбитражных решений, а значит, долг необходимо будет просудить заново на территории места нахождения должника. Единственный актив, насколько мы понимаем, была как раз российская дочерняя компания. Прогноз на покупку долга за сумму долга, скорее, нулевой, да и за сумму отсечения будет интересен разве что самой компании (через иное дочернее общество). При отсутствии интереса на торгах, при завершении процедуры, долг будет списан, а ответственность за его «формирование» ляжет на топ-менеджмент должника.
Говоря же об «Антипинском НПЗ», продолжила она, следует учитывать факт процедуры банкротства компании.
«Если НПЗ уже находится в стадии банкротства, то вероятность получить полную сумму зависит от наличия ликвидных активов и порядка удовлетворения требований. Нужно осознавать и понимать, на какой стадии находится сама процедура, имеются ли у НПЗ активы для продажи и какое место занимает данное требование в очереди кредиторов. Если это требование относится к последней очереди, шансы на возврат средств минимальны. Со своей стороны можем сказать о том, что, если требование реестровое и активы НПЗ не распроданы — можно участвовать, но не выше 50% от номинала (около 33 млн рублей). Таким образом, оба лота — это формальное исполнение конкурсным управляющим своих обязанностей с сомнительными перспективами возможности реального взыскания реализуемой дебиторской задолженности», — заключила она.
По мнению Тимура Насретдинова, генерального директора Электронной торговой площадки «Центр Дистанционных Торгов», оба этих лота рискованны.
Лот по американской Honeywell осложнен иностранным элементом, а это означает решение вопросов выбора юрисдикции, исполнения решения, перевод денежных средств в Россию, имеющих риски, которые не позволят взыскать дебиторскую задолженность или увеличат расходы по ее взысканию. Лот по АО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод» осложнен фактом банкротства данного завода. Вероятность взыскания данной задолженности маловероятна. Собственный капитал имеет отрицательное значение (–226,2 млрд руб.). Необходим анализ продаваемого имущества и общая сумма реестра требований кредиторов. С учетом всего вышесказанного полагаем, что получение денег от данных лиц несет риски.
Денис Ершов, директор Саморегулируемой организации «Союз организаторов торгов», отметил: обращает на себя внимание то, что конкурсный управляющий объявил сразу о проведении торгов посредством публичного предложения, минуя стадию первых и повторных торгов, предусмотренных нормами действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве).
С одной стороны, по его словам, такой подход в тренде, поскольку, несмотря на предписание закона, возможность применения такой тактики продажи дебиторской задолженности (при условии определения начальной цены продажи в размере номинального размера требований) подтверждается актуальной и многочисленной судебной практикой. С другой стороны, есть риск оспаривания таких торгов, поскольку судебная практика пока не однозначна. К сожалению, еще не все суды готовы отступать от формальной нормы закона в этой части и поддерживать продажу дебиторской задолженности без проведения первых и повторных торгов, констатировал он.
В целом интерес к приобретению дебиторской задолженности (прав требования) на рынке высокий. Есть целая группа инвесторов, специализирующихся именно на дебиторке. Они изучают задолженность на предмет перспективности взыскания или последующей продажи прав требования. В данных торгах лоты имеют свои особенности. Например, лот 1 — это право требования к иностранной компании, но при этом иностранная юрисдикция является как минусом, так и плюсом, так как существенно сужает круг потенциальных покупателей. Лот 2, в свою очередь, — это права требования к компании, находящейся в банкротстве, но и тут есть потенциальные покупатели. Интерес к приобретению таких прав требования обычно есть у кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, для увеличения процента своих голосов в реестре или у третьих лиц, которые хотят получить право голоса в процедуре банкротства такого должника.
«Интересно будет посмотреть, будут ли итоги этих торгов отличаться от среднестатистических данных об итогах продажи дебиторской задолженности (как правило, дисконт составляет 80–90%). При этом минимальная цена продажи лота 1 составляет всего 1,25% от начальной цены продажи», — указал он.