Федеральная налоговая служба разъяснила порядок прекращения налогообложения автомобиля, принудительно изъятого у предпринимателя и реализованного в рамках процедуры банкротства. Согласно информации ФНС России, транспортный налог исчисляется на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
В случае принудительного изъятия автомобиля по предусмотренным федеральным законом основаниям, исчисление налога прекращается с первого числа месяца, в котором транспортное средство было изъято у собственника. Для этого налогоплательщик вправе представить в налоговый орган заявление о прекращении исчисления налога и подтверждающие документы.
Однако если гражданин признан судом банкротом, все права в отношении его имущества, составляющего конкурсную массу, переходят к финансовому управляющему. В связи с этим для прекращения налогообложения транспортного средства, зарегистрированного на предпринимателя и принудительно реализованного на торгах в рамках процедуры банкротства, может применяться порядок, установленный в п. 3.4 ст. 362 НК РФ, как следует из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам от 29 февраля 2024 г. № 80-КАД23-8-К6.
ФНС России подчеркнула, что в законодательстве РФ отсутствуют нормы, возлагающие на предыдущего собственника транспортного средства обязанность по его содержанию, если оно изъято и по решению финансового управляющего принудительно реализовано на торгах в рамках процедуры банкротства. Следовательно, налогоплательщик (предыдущий собственник) не может быть надлежащим субъектом обращения в орган ГИБДД МВД России за снятием автомобиля с регистрационного учета.
Почему это важно
Информационное письмо ФНС России разъясняет для нижестоящих органов порядок применения в практической деятельности тех выводов, сделанных в определении Верховного Суда РФ от 29 февраля 2024 г. № 80-КАД23-8-К6, касательно налогообложения транспортным налогом тех транспортных средств, которые принадлежали лицу, признанному банкротом, и были реализованы в процедуре банкротства арбитражным управляющим, отметил Тимофей Лазарев, партнер Юридической компании IMPACT LEGAL.
Наличие у лица, продолжил он, объекта налогообложения транспортным налогом определяется исходя из данных регистрационного учета (ст. 357 НК РФ, п. 1 ст. 358 НК РФ). По общему правилу, в случае отчуждения транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, бывший собственник для прекращения налогообложения должен снять его с регистрационного учета в ГИБДД, если новый собственник не обратился за изменением регистрационных данных. Однако необходимым условием для снятия с регистрационного учета транспортного средства в такой ситуации является предоставление документа, подтверждающего факт отчуждения (ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ), уточнил он.
Не всегда в такой ситуации, предостерег Тимофей Лазарев, лицо может предоставить такие документы, поскольку сам договор на отчуждение заключается между арбитражным управляющим и покупателем на торгах. Законодательство РФ не содержит норм, возлагающих на предыдущего собственника транспортного средства обязанность по несению бремени его содержания, в том числе уплаты налогов, в случае, если это имущество было принудительно реализовано третьему лицу на торгах в рамках процедуры банкротства, а договор купли-продажи заключен арбитражным управляющим без участия бывшего собственника, который не может быть надлежащим субъектом обращения в уполномоченный орган с заявлением о снятии с регистрационного учета реализованного транспортного средства, пояснил он.
Поэтому ФНС России в рассматриваемом письме обоснованно приравняла реализацию транспортного средства в процедуре банкротства к принудительному изъятию, что позволяет бывшему собственнику обратиться напрямую в налоговый орган с заявлением о прекращении начисления налога без предоставления документов об его отчуждении (п. 3.4 ст. 362 НК РФ). Однако, исходя из предложенного ФНС России варианта, возможность прекращения начисления налога ставится в зависимость от предоставления документов о реализации транспортного средства у органов и лиц, у которых они находятся (ГИБДД, арбитражный управляющий, покупатель) по запросу налогового органа.
Ксения Риф, советник практики банкротства Адвокатского бюро города Москвы «Инфралекс», отметила, что законодательство прямо предусматривает прекращение обязанности по уплате транспортного налога с момента выбытия автомобиля из собственности налогоплательщика. Здесь, по ее словам, стоит напомнить, что в отношении транспортных средств регистрация является правоподтверждающей, а не правоустанавливающей.
Верховный Суд в определении от 29 февраля 2024 г. № 80-КАД23-8-К6 подтвердил, что реализация транспортного средства в рамках процедуры банкротства влечет прекращение обязанности должника по уплате налога, даже если оно формально продолжает числиться за прежним владельцем в регистрационных базах. У предыдущего собственника отсутствует право снять реализованный в рамках процедуры банкротства автомобиль с учета. В информационном письме ФНС пояснила, что исключить дальнейшее начисление налога позволит подача в налоговую инспекцию заявления с подтверждающими отчуждение документами. Обозначенные разъяснения направлены на защиту бывших собственников имущества от недобросовестных приобретателей.
Наталья Карташова, партнер Юридической компании «ПРОЦЕСС», полагает, что опубликованная Федеральной налоговой службой информация о порядке прекращения налогообложения автомобиля, принудительно изъятого у предпринимателя и реализованного в рамках процедуры банкротства, выглядит вполне обоснованной и логичной. Она учитывает как нормы Налогового кодекса РФ, так и судебную практику, что является важным аспектом для правильного понимания и применения законодательства.
По ее словам,
важно отметить, что налог на транспортное средство должен исчисляться на основании фактического права собственности. Если право собственности прекращается в результате принудительного изъятия, то логично, что и налоговые обязательства также должны прекращаться с первого числа месяца, в котором произошло изъятие. Это справедливо и соответствует принципам налогообложения;
позиция Верховного Суда РФ, изложенная в кассационном определении, подтверждает, что предыдущий собственник не несет ответственности за содержание транспортного средства после его изъятия и реализации. Это также подчеркивает необходимость четкого разграничения прав и обязанностей между должником и финансовым управляющим в процессе банкротства;
возможность подачи заявления налогоплательщиком о прекращении исчисления налога и предоставления подтверждающих документов является важным механизмом для защиты прав граждан и предпринимателей. Это позволяет избежать ненужного налогового бремени для тех, кто уже утратил право собственности на имущество.
Таким образом, представленный порядок выглядит разумным и справедливым, обеспечивая защиту прав бывших собственников автомобилей, которые оказались в ситуации банкротства. Однако важно также следить за тем, чтобы налоговые органы и финансовые управляющие действовали в соответствии с этой практикой, чтобы избежать возможных злоупотреблений или недоразумений.