Федеральная налоговая служба опубликовала информацию о порядке прекращения налогообложения автомобиля, принудительно изъятого у предпринимателя и реализованного в рамках процедуры банкротства.

Федеральная налоговая служба разъяснила порядок прекращения налогообложения автомобиля, принудительно изъятого у предпринимателя и реализованного в рамках процедуры банкротства. Согласно информации ФНС России, транспортный налог исчисляется на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

В случае принудительного изъятия автомобиля по предусмотренным федеральным законом основаниям, исчисление налога прекращается с первого числа месяца, в котором транспортное средство было изъято у собственника. Для этого налогоплательщик вправе представить в налоговый орган заявление о прекращении исчисления налога и подтверждающие документы.

Однако если гражданин признан судом банкротом, все права в отношении его имущества, составляющего конкурсную массу, переходят к финансовому управляющему. В связи с этим для прекращения налогообложения транспортного средства, зарегистрированного на предпринимателя и принудительно реализованного на торгах в рамках процедуры банкротства, может применяться порядок, установленный в п. 3.4 ст. 362 НК РФ, как следует из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам от 29 февраля 2024 г. № 80-КАД23-8-К6.

ФНС России подчеркнула, что в законодательстве РФ отсутствуют нормы, возлагающие на предыдущего собственника транспортного средства обязанность по его содержанию, если оно изъято и по решению финансового управляющего принудительно реализовано на торгах в рамках процедуры банкротства. Следовательно, налогоплательщик (предыдущий собственник) не может быть надлежащим субъектом обращения в орган ГИБДД МВД России за снятием автомобиля с регистрационного учета.

Почему это важно

Информационное письмо ФНС России разъясняет для нижестоящих органов порядок применения в практической деятельности тех выводов, сделанных в определении Верховного Суда РФ от 29 февраля 2024 г. № 80-КАД23-8-К6, касательно налогообложения транспортным налогом тех транспортных средств, которые принадлежали лицу, признанному банкротом, и были реализованы в процедуре банкротства арбитражным управляющим, отметил Тимофей Лазарев, партнер Юридической компании IMPACT LEGAL.

Наличие у лица, продолжил он, объекта налогообложения транспортным налогом определяется исходя из данных регистрационного учета (ст. 357 НК РФ, п. 1 ст. 358 НК РФ). По общему правилу, в случае отчуждения транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, бывший собственник для прекращения налогообложения должен снять его с регистрационного учета в ГИБДД, если новый собственник не обратился за изменением регистрационных данных. Однако необходимым условием для снятия с регистрационного учета транспортного средства в такой ситуации является предоставление документа, подтверждающего факт отчуждения (ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ), уточнил он.

Не всегда в такой ситуации, предостерег Тимофей Лазарев, лицо может предоставить такие документы, поскольку сам договор на отчуждение заключается между арбитражным управляющим и покупателем на торгах. Законодательство РФ не содержит норм, возлагающих на предыдущего собственника транспортного средства обязанность по несению бремени его содержания, в том числе уплаты налогов, в случае, если это имущество было принудительно реализовано третьему лицу на торгах в рамках процедуры банкротства, а договор купли-продажи заключен арбитражным управляющим без участия бывшего собственника, который не может быть надлежащим субъектом обращения в уполномоченный орган с заявлением о снятии с регистрационного учета реализованного транспортного средства, пояснил он.

Поэтому ФНС России в рассматриваемом письме обоснованно приравняла реализацию транспортного средства в процедуре банкротства к принудительному изъятию, что позволяет бывшему собственнику обратиться напрямую в налоговый орган с заявлением о прекращении начисления налога без предоставления документов об его отчуждении (п. 3.4 ст. 362 НК РФ). Однако, исходя из предложенного ФНС России варианта, возможность прекращения начисления налога ставится в зависимость от предоставления документов о реализации транспортного средства у органов и лиц, у которых они находятся (ГИБДД, арбитражный управляющий, покупатель) по запросу налогового органа.

Тимофей Лазарев
партнер Юридическая компания IMPACT LEGAL
«

Ксения Риф, советник практики банкротства Адвокатского бюро города Москвы «Инфралекс», отметила, что законодательство прямо предусматривает прекращение обязанности по уплате транспортного налога с момента выбытия автомобиля из собственности налогоплательщика. Здесь, по ее словам, стоит напомнить, что в отношении транспортных средств регистрация является правоподтверждающей, а не правоустанавливающей.

Верховный Суд в определении от 29 февраля 2024 г. № 80-КАД23-8-К6 подтвердил, что реализация транспортного средства в рамках процедуры банкротства влечет прекращение обязанности должника по уплате налога, даже если оно формально продолжает числиться за прежним владельцем в регистрационных базах. У предыдущего собственника отсутствует право снять реализованный в рамках процедуры банкротства автомобиль с учета. В информационном письме ФНС пояснила, что исключить дальнейшее начисление налога позволит подача в налоговую инспекцию заявления с подтверждающими отчуждение документами. Обозначенные разъяснения направлены на защиту бывших собственников имущества от недобросовестных приобретателей.

Ксения Риф
советник практики банкротства Адвокатское бюро города Москвы «Инфралекс»
«

Наталья Карташова, партнер Юридической компании «ПРОЦЕСС», полагает, что опубликованная Федеральной налоговой службой информация о порядке прекращения налогообложения автомобиля, принудительно изъятого у предпринимателя и реализованного в рамках процедуры банкротства, выглядит вполне обоснованной и логичной. Она учитывает как нормы Налогового кодекса РФ, так и судебную практику, что является важным аспектом для правильного понимания и применения законодательства.

По ее словам,

1

важно отметить, что налог на транспортное средство должен исчисляться на основании фактического права собственности. Если право собственности прекращается в результате принудительного изъятия, то логично, что и налоговые обязательства также должны прекращаться с первого числа месяца, в котором произошло изъятие. Это справедливо и соответствует принципам налогообложения;

2

позиция Верховного Суда РФ, изложенная в кассационном определении, подтверждает, что предыдущий собственник не несет ответственности за содержание транспортного средства после его изъятия и реализации. Это также подчеркивает необходимость четкого разграничения прав и обязанностей между должником и финансовым управляющим в процессе банкротства;

3

возможность подачи заявления налогоплательщиком о прекращении исчисления налога и предоставления подтверждающих документов является важным механизмом для защиты прав граждан и предпринимателей. Это позволяет избежать ненужного налогового бремени для тех, кто уже утратил право собственности на имущество.

Таким образом, представленный порядок выглядит разумным и справедливым, обеспечивая защиту прав бывших собственников автомобилей, которые оказались в ситуации банкротства. Однако важно также следить за тем, чтобы налоговые органы и финансовые управляющие действовали в соответствии с этой практикой, чтобы избежать возможных злоупотреблений или недоразумений.

Наталья Карташова
партнер Юридическая компания «ПРОЦЕСС»
«