Конституционный Суд проверит законность повышения госпошлин для обращений в суды.

Конституционный Суд РФ принял к рассмотрению запрос, поступивший от группы депутатов Государственной Думы, о проверке конституционности закона, предусматривающего повышение размеров государственных пошлин при обращении в судебные инстанции, рассказал «Интерфакс» (см. материал: 90 депутатов Госдумы обжаловали в Конституционном Суде повышение госпошлин в судах). Данный закон, вступивший в силу 9 сентября 2024 г., также увеличивает верхний предел госпошлин с 200 тыс. до 10 млн рублей в арбитражных судах и с 60 тыс. до 900 тыс. рублей в судах общей юрисдикции.

Депутаты ходатайствуют о проверке конституционности новой редакции п. 1 ст. 333.19 и п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ. В частности, в сентябре были значительно повышены госпошлины за инициирование дела о несостоятельности: для организаций они возросли с 6 тыс. рублей до 100 тыс. рублей, а для граждан — с 300 рублей до 10 тыс. рублей. Кроме того, в суде общей юрисдикции при рассмотрении спора на сумму от 3 до 8 млн рублей размер государственной пошлины составит 45 тыс. рублей плюс 0,7% от суммы, превышающей 3 млн рублей.

Парламентарии, обратившиеся в Конституционный Суд, полагают, что введенное регулирование существенно ограничивает доступ граждан и организаций к правосудию, а обжалуемые нормы не учитывают имущественное положение значительной части населения страны.

«Фактически фискальное ограничение в виде повышения размера государственных пошлин вводит квазиимущественный ценз при реализации права на судебную защиту. При этом повышение пошлин никак не сопровождается качественным изменением судебной системы», — отмечается в запросе депутатов.

По мнению заявителей, существующие механизмы по уменьшению размера, отсрочке, рассрочке либо освобождению от уплаты госпошлины не решают возникшую проблему с доступностью правосудия. Причина заключается в том, что гражданину или компании крайне сложно доказать свое право на получение подобной льготы, подчеркивают они. Согласно приведенным депутатами данным Судебного департамента при Верховном Суде за 2023 г., арбитражные суды первой инстанции снижали размер госпошлины лишь в одном случае из 5 тыс., апелляционные инстанции — в одном из 25,6 тыс., а кассационные — в одном из 47,6 тыс. случаев.

Обратившиеся в Конституционный Суд депутаты также считают, что введение высоких госпошлин ограничивает доступ и к самому Конституционному Суду, так как для обращения в него заявитель должен исчерпать все возможные меры судебной защиты.

Кроме того, парламентарии полагают, что закон об увеличении госпошлин был принят с нарушением установленной процедуры: соответствующие положения были включены в документ лишь на этапе второго чтения, изменив изначальную концепцию законопроекта. В первоначальной версии законопроект предусматривал смягчение условий для доступа компаний к налоговому мониторингу — особой форме налогового контроля, заменяющей традиционные проверки онлайн-взаимодействием между налогоплательщиком и налоговой инспекцией.