Посещаемость московских ТЦ, которая после случившегося 22 марта теракта в «Крокус Сити Холле» упала на 30-35%, начинает отыгрывать падение, констатируют эксперты Focus Technologies. Показатель Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. метро торговых площадей) в первые две недели апреля был на 7% выше, чем во второй половине марта. Более того, в начале апреля текущего года этот индекс оказался в столичных ТЦ на 3% выше, чем в тот же период 2023-го. В Focus Technologies связывают это с отложенным спросом: посетители избегали людных мест сразу после теракта и опасались ходить за покупками и развлечениями.
Сезонное увеличение активности покупателей также отражается на отчетности торговых комплексов: растет трафик, приходят новые арендаторы. По данным NF Group в первом квартале доля свободных помещений в столичных ТЦ составила 8,3%, сократившись по сравнению с началом 2023 года на 6,2 п.п. К лету этот показатель может снизиться до 6%, прогнозируют в компании. Значительная роль в этой динамике принадлежит маркетплейсу «Мегамаркет», который недавно занял все помещения, освободившиеся в комплексах «Мега» после ухода IKEA.
Антон Алябьев, старший директор, руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP, отмечает, что сделка с «Мегамаркетом» стала самой масштабной на рынке с февраля 2022 года. Он прогнозирует, что благодаря ей к лету объем незанятых площадей в столичных ТЦ составит лишь 4%.
«Это станет минимальным показателем за последние 10 лет», — говорит Антон Алябьев.
В Петербурге также отмечен рекорд по занятости торговых площадей: вакантность в ТЦ сократилась за последний год с 7,1% до 3,9%. Это минимум с 2021 года, отмечают в NF Group.
В ответ на увеличение трафика оживились арендаторы. Аналитики отмечают рост активности иностранных брендов, которые приходят на российский рынок. Так, в первом квартале в Россию пришли семь новых международных брендов, подсчитали в Nikoliers: в Москве открыли свои магазины китайские компании Baasploa и Ellassay, южнокорейская Josiny, турецкая Chakra, итальянская Rinascimento и другие. До конца года ожидается приход в РФ еще как минимум десятка новых иностранных компаний, которые торгуют одеждой, обувью, товарами для дома, косметикой и прочей продукцией.
Российские компании также занимают в ТЦ площади ушедших из России компаний. Например, на месте покинувшего РФ в 2022 году французского магазина спортивных товаров Decathlon теперь расположился российский Desport. Новый арендатор, помимо открытия собственных магазинов, привлекает на освободившиеся от французской компании площади фитнес-клубы, спортшколы и продавцов сопутствующих товаров. Так, на месте Decathlon в торговом центре в Тольятти открылась детская футбольная школа, в петербургском ТЦ «Жемчужина» — зал единоборств, в московском торговом комплексе — магазин товаров для туризма Garmin.
Компания «Технониколь», которая в 2023 году приобрела российские активы европейского производителя изоляционных материалов URSA, энергично расширяет свою торговую сеть. В мае текущего года «Технониколь» намерена удвоить число своих точек в Москве, открыв три новых магазина в столичных ТЦ.
Однако роста арендных ставок в связи с сокращением свободных лотов эксперты пока не ожидают ни в Москве, ни в Петербурге.
«Несмотря на низкую вакантность, которая теоретически могла бы способствовать повышению ставок, специфика спроса и ограничения у брендов в плане экспансии скорее всего приведет к тому, что рост ставок будет ограничен лишь стандартной индексацией», — цитирует «Коммерсантъ» регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгению Хакбердиеву.