Депутаты Госдумы приняли во втором и третьем чтении законопроект, устраняющий неопределенность в порядке исчисления срока для публикации отчета по итогам конкурсного производства в рамках процедуры банкротства.

Государственная Дума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект № 853428-8, устраняющий неопределенность в порядке исчисления срока для публикации отчета по итогам конкурсного производства в рамках процедуры банкротства. Документ был инициирован правительством РФ.

Поправки были разработаны во исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 7 октября 2024 г. и направлены на урегулирование вопроса о дате, с которой исчисляется 10-дневный срок для исполнения арбитражным управляющим обязанности по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) сообщения о завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Устанавливается, что указанный срок исчисляется с даты вынесения арбитражным судом судебного акта о завершении соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Ко второму чтению был уточнен перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина.

Как пояснил ТАСС председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов, Конституционный Суд РФ постановил внести ясность в уточнение срока опубликования в ЕФРСБ сообщений о завершении конкурсного производства.

«До принятия данного закона в законодательстве не были точно урегулированы вопросы, с какого времени исчисляется 10-дневный срок для опубликования в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) сообщения о том, что процедура конкурсного производства завершена. С даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника или с даты принятия арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства? Следовательно, арбитражный управляющий мог получить штраф ни за что, который оформлялся как за неисполнение обязанностей публиковать в ЕФРСБ указанные выше сведения. Принятый сегодня закон решает эту задачу», — подчеркнул Гаврилов.

Почему это важно

Законопроект, разработанный во исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 7 октября 2024 г. № 44-П, направлен на устранение неточностей в толковании положений Закона о банкротстве, отметил Руслан Губайдулин, управляющий партнер Юридической компании NERRA.

Неясность в сроке внесения сведений в ЕФРСБ, по его словам, возникла из-за п. 4 ст. 149 Закона о банкротстве, который предусматривает, что конкурсное производство, применявшееся в деле о банкротстве должника — юридического лица, считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Арбитражный управляющий, обратившийся с жалобой в КС РФ, отсчитывал десятидневный срок с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации должника. Этот подход признавался судебной практикой, но, несмотря на это, суды все равно констатировали наличие состава административного правонарушения в действиях арбитражного управляющего, указал он.

Существует и другой подход, закрепленный в судебной практике, согласно которому арбитражный управляющий обязан опубликовать в ЕФРСБ сведения о результатах процедуры конкурсного производства в течение десяти дней с момента принятия арбитражным судом подлежащего немедленному исполнению определения о завершении конкурсного производства. Именно этот подход и предлагается закрепить на законодательном уровне. Кроме того, законопроект предлагает обязать финансового управляющего делать публикации в ЕФРСБ о получении требований кредиторов и об их включении в реестр требований кредиторов должника.

Руслан Губайдулин
управляющий партнер Юридическая компания NERRA
«

Данные нововведения, по мнению Руслана Губайдулина, являются спорными: во-первых, увеличится нагрузка на конкурсную массу должника-гражданина, в которой зачастую не хватает денежных средств; во-вторых, сведения в ЕФРСБ будут фактически дублировать картотеку арбитражных дел, в которой отображается актуальная информация о поступлении требований кредиторов в электронном виде в суд и об их включении в реестр требований кредиторов должника.

Теперь 10-дневный срок на публикацию в ЕФРСБ исчисляется с момента вынесения арбитражным судом акта о завершении процедуры, а не с даты ликвидации должника и его исключения из ЕГРЮЛ, указал Дмитрий Бауэр, арбитражный управляющий Ассоциации арбитражных управляющих «Современные банкротные решения», что соответствует позиции, изложенной в постановлении КС РФ от 7 октября 2024 г.

Внесенные изменения, по его словам, делают норму более понятной и конкретизированной, что, в свою очередь, должно привести к снижению числа нарушений со стороны арбитражных управляющих при публикации сообщений в ЕФРСБ.

Отдельно стоит отметить, что закон урегулировал обязанность публиковать сведения о предъявлении требований кредиторов и оспаривании сделок в делах о банкротстве граждан. До сих пор практика по этому вопросу была неоднозначной. Одни арбитражные управляющие после 1 сентября 2024 г. (во многом под влиянием разъяснительного письма Росреестра) начали публиковать такие сведения, другие продолжали ссылаться на п. 32 Обзора ВС РФ от 11 октября 2023 г., не предусматривающий такой обязанности. Принятые поправки исключают эти расхождения, закрепляя единые правила и повышая прозрачность процедуры.

Дмитрий Бауэр
арбитражный управляющий Ассоциация арбитражных управляющих «Современные банкротные решения» (ААУ «СоБР»)
«

Следует учитывать, что расходы на проведение процедур банкротства незначительно увеличатся за счет большего объема публикаций, предусмотренного законом. В целом изменения выглядят положительно в части устранения противоречий и повышения определенности в вопросе необходимости опубликования отдельных сведений, заключил он.

Принятие такого законопроекта можно только всячески приветствовать, полагает Михаил Боржонов, старший юрист практики «Банкротство» Юридической компании «Правый берег» по следующим причинам:

1

выполняется постановление Конституционного Суда в части начала течения срока на публикацию отчета о завершенной процедуре. КС отметил, что законодательная неопределенность породила несогласованность судебной практики и привлечение к административной ответственности множества управляющих. В случае принятия закона количество спорных конфликтных ситуаций должно будет резко уменьшиться, что сократит и давление на управляющих, и на Росреестр, и на судебную систему;

2

дополнение списка обязательных к публикации сообщений в ходе процедуры банкротства физического лица также пойдет на пользу регулированию.

Не могу сказать, что поддерживаю пополнение списка обязательных сообщений (все-таки банкротство гражданина изначально стремилось к максимальному удешевлению процедуры, но пока экономия только на услугах финансового управляющего), но в то же время управляющие получат четкие законные требования, без необходимости обращаться к многочисленной судебной практике. Это также снизит нагрузку на ранее названных участников. Внесение даже таких небольших изменений позволит упростить всем жизнь и самое главное, что они вызваны именно судебной практикой, а не просто родились в «высоких» кабинетах. Будем надеяться, что законодатель и дальше продолжит работать с наработанным массивом практики и будет постепенно вносить на их основе изменения в закон.

Михаил Боржонов
старший юрист практики «Банкротство» Юридическая компания «Правый берег»
«