Госдума рассмотрит законопроект, который устанавливает новые требования к МФО и банкам по отчетности перед ФССП о взыскании просроченных долгов граждан.

Госдума РФ рассмотрит законопроект, которые обязывает микрофинансовые организации (МФО) и банки предоставлять отчеты о деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). Эта мера направлена на усиление контроля за соблюдением прав граждан при взыскании долгов, говорится в пояснительной записке.

Согласно данным ФССП, микрофинансовые и кредитные организации нередко допускают нарушения прав должников при взыскании просроченной задолженности. В настоящее время в перечень МФО и банков, осуществляющих такую деятельность, включено более 900 микрофинансовых организаций и порядка 350 банков.

Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 467-ФЗ расширил полномочия ФССП в части контроля не только за профессиональными коллекторскими организациями, но и за МФО и банками при взыскании ими просроченной задолженности физических лиц. Однако обязанность по предоставлению отчета об указанной деятельности предусмотрена только для профессиональных коллекторских организаций.

Законопроект предлагает установить для кредитных и микрофинансовых организаций обязанность по представлению в ФССП отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности в порядке, форме, сроке и с периодичностью, определенными Министерством юстиции РФ по согласованию с Банком России.

Ключевыми показателями в отчетах МФО и банков должны стать соблюдение прав граждан, имеющих просроченную задолженность, и отсутствие нарушений общих правил совершения таких действий, как общение с должниками в неустановленное время или с нарушением частоты взаимодействия, предусмотренной законом.

Реализация предложенных законопроектом изменений повлечет финансовые расходы для кредитных и микрофинансовых организаций, связанные с исполнением новых требований по направлению в ФССП соответствующих отчетов. 

Почему это важно

Предлагаемый проект закона о внесении изменений в ст. 171 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ является логическим продолжением тенденции расширения государственного контроля (надзора) над финансовым рынком в части возврата просроченной задолженности физических лиц профессиональными участниками этого рынка, отметила Юлия Иванова, управляющий партнер Юридической компании «ЮКО».

Федеральным законом от 4 августа 2023 г. № 467-ФЗ, напомнила она, были внесены изменения в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ, которые расширили полномочия ФССП России в части контроля (надзора) за деятельностью по возврату просроченной задолженности, включив в круг субъектов, в отношении которых осуществляется контроль (надзор), не только профессиональные коллекторские организации, но и микрофинансовые и кредитные организации в части их деятельности взысканию ими просроченной задолженности физических лиц.

Предлагаемый проект закона, по ее словам, продолжает расширение круга полномочий ФССП России в данной сфере. Если ранее обязанность по предоставлению отчетов о деятельности по возврату просроченной задолженности была установлена только за профессиональными коллекторскими организациями, то данный документ логично распространяет ее и на микрофинансовые, и на кредитные организации.

Одной из целей проекта закона является выявление индикаторов риска их деятельности, что означает по существу наделение ФССП России функцией оценки их деятельности, т.е. ФССП России, наряду с Банком России и Службой финансового уполномоченного, становится полноправным контролером большого сегмента финансового рынка, связанного с выдачей кредитов (займов) физическим лицам. Для самих субъектов финансового рынка, подпадающих под действие предлагаемого нормативного регулирования, принятие закона повлечет как дополнительные финансовые расходы, связанные с исполнением новых требований по направлению в ФССП России соответствующих отчетов, так и усиление контроля со стороны ФССП России.

Юлия Иванова
управляющий партнер Юридическая компания «ЮКО»
«

Наталья Карташова, партнер Юридической компании «ПРОЦЕСС», полагает, что законопроект, обязывающий банки и микрофинансовые организации отчитываться перед Федеральной службой судебных приставов о возврате долгов граждан, представляет собой значимый шаг в направлении повышения прозрачности и ответственности в сфере кредитования.

Введение таких требований, по ее мнению, может способствовать более эффективному контролю за процессом взыскания долгов и уменьшению случаев злоупотреблений со стороны кредиторов.

Одним из положительных аспектов законопроекта является возможность защиты прав заемщиков. Регулярная отчетность позволит ФССП отслеживать методы, используемые банками и МФО для взыскания долгов, что может привести к снижению агрессивных и неправомерных практик. Это также создаст более равные условия для заемщиков, особенно для тех, кто попал в трудную финансовую ситуацию. Однако стоит учитывать и возможные негативные последствия: увеличение административной нагрузки на финансовые учреждения может привести к росту издержек, которые в конечном итоге могут быть переложены на клиентов через повышение ставок по кредитам.

Наталья Карташова
партнер Юридическая компания «ПРОЦЕСС»
«

Кроме того, продолжила она, необходимо обеспечить, чтобы новые требования не стали причиной бюрократических задержек, которые могут затруднить процесс взыскания долгов.

В целом законопроект имеет потенциал для улучшения ситуации на рынке кредитования, однако его реализация требует тщательной проработки деталей и учета мнений всех заинтересованных сторон. Важно найти баланс между защитой прав заемщиков и интересами кредиторов, чтобы создать справедливую и устойчивую финансовую систему, заключила Наталья Карташова.

Екатерина Шаньшерова, старший юрист Адвокатского бюро «S&K Вертикаль», отметила, что, как и коллекторские организации, банки и МФО при взыскании задолженностей обязаны соблюдать определенные требования: например, действует запрет на анонимность, установлены время и частота звонков должникам, запрет применения физической силы и другие.

Она пояснила, что, когда судебные приставы выявляют нарушения данных требований, в зависимости от нарушения они присваивают финансовой организации категорию риска (низкую, среднюю или высокую) и размещают эту информацию на официальном сайте ФССП. Однако обязанность подавать отчет о деятельности по взысканию задолженностей в настоящее время предусмотрена только для коллекторских организаций, несмотря на то, что банки и МФО также занимаются взысканием задолженностей.

Представляется, что законопроект компенсирует такое упущение и позволит приставам более точно определять, к какой категории риска относится банк или МФО. Например, в форме отчетности коллекторских организаций коллекторы указывают количество поступивших и рассмотренных жалоб за последнее полугодие, в зависимости от количества которых судебные приставы проводят внеплановые проверки. На наш взгляд, обязанность подавать подобную отчетность у банков и МФО может мотивировать их еще более внимательно относиться к соблюдению прав граждан при взыскании задолженностей. Для граждан, в свою очередь, нововведение поможет сформировать верное представление о банке или МФО по индикаторам риска на сайте ФССП для принятия решения о том, брать кредит в конкретном банке или нет.

Екатерина Шаньшерова
старший юрист Адвокатское бюро S&K Вертикаль
«

В долгосрочной перспективе, по словам Екатерины Шаньшеровой, от точности индикаторов риска на сайте ФССП может зависеть судебная практика в части оценки добросовестности как банков, так и должников в спорах о взыскании задолженностей. Законопроект предполагает, что изменения вступят в силу с 1 марта 2026 г., указала она.