Минпромторг России заказал работы по совершенствованию института банкротства системообразующих организаций. Цель проекта — сохранить их компетенции, производство и привлечь новых инвесторов в условиях текущей экономической и политической ситуации. Об этом говорится в размещенной на портале госуслуг закупке № 0173100009525000076 на оказание услуг по экспертному сопровождению работы по совершенствованию института банкротства в отношении системообразующих организаций в целях сохранения компетенций, производства и привлечения новых инвесторов.
Срок окончания подачи заявок — 17 июня 2025 г. Бюджет проекта по совершенствованию института банкротства системообразующих организаций составит 22 млн рублей. Согласно Извещению о закупке, он распределен по годам: 3,5 млн руб. — на 2025 г., 5,5 млн руб. — на 2026 г. и 13 млн руб. — на 2027 г.
Согласно Описанию объекта закупки, на 13 марта 2025 г. в перечень системообразующих организаций включено 2326 предприятий, из них 1323 подведомственны Минпромторгу. В случае их банкротства негативный эффект затронет смежные отрасли и экономику целых регионов.
Действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает особенности процедуры для стратегических предприятий, градообразующих компаний, естественных монополий и сельхозпроизводителей. Однако состав системообразующих предприятий лишь частично пересекается с этими категориями.
В министерстве считают, что простое распространение действующих особых норм будет недостаточно эффективным в текущих условиях: требуется менять подход к выбору арбитражного управляющего и вводить иные специальные правила процедур банкротства.
Работы по совершенствованию института банкротства системообразующих организаций рассчитаны на три этапа и продлятся до конца 2027 г. Исполнителю предстоит проанализировать действующее регулирование и практику, выработать концепцию изменений законодательства, подготовить поправки в законы и акты правительства.
На первом этапе до 15 октября 2025 г. нужно проанализировать нормативную базу и проблемные вопросы банкротства системообразующих организаций, в том числе на региональном уровне. Также требуется разработать концепцию совершенствования института банкротства с учетом существующих особых норм для разных категорий должников.
Второй этап продлится до 15 октября 2026 г. Он предполагает подготовку предложений по поправкам в законы для реализации новой концепции, а также экспертно-аналитическое сопровождение разработки и согласования этих законопроектов.
На третьем этапе до 15 октября 2027 г. исполнитель должен сформировать предложения по изменениям в акты правительства и министерств для реализации новых законов. Кроме того, требуется проработать создание системы участия Минпромторга и подведомственных ему структур в процедурах банкротства системообразующих организаций.
Итоговая концепция совершенствования института банкротства, согласно Описанию объекта закупки, должна охватить подходы к соотношению специальных и общих норм, особенности применения мер финансового оздоровления и конкурсного производства для системообразующих компаний. Ключевая цель — максимально сохранить их компетенции и имущественные комплексы.
Особое внимание планируется уделить полномочиям Минпромторга по участию в процедурах банкротства системообразующих организаций, а также функциям Фонда развития промышленности в этом процессе. Ожидаются предложения по распределению таких полномочий между структурными подразделениями министерства.
Разработка поправок в законодательство должна вестись в тесном взаимодействии с министерством. Исполнителю предстоит не только сформировать пакеты документов для внесения изменений, но и учесть замечания при дальнейшем согласовании законопроектов и актов правительства.
Материалы по совершенствованию института банкротства системообразующих организаций планируется представить в форме аналитических отчетов по каждому из трех этапов работы. В дальнейшем они могут быть использованы при формировании госполитики по развитию промышленности и корректировке госпрограмм.
Почему это важно
Инициатива практически полезна, полагает Юлия Ахонина, руководитель практики банкротства Аудиторско-консалтинговой компании «Технологии Доверия».
Действующее законодательство о банкротстве ориентировано преимущественно на ликвидацию, а не на восстановление. Это, по ее словам, создает правовой разрыв при работе с системообразующими организациями, где на первый план выходят не только интересы кредиторов, но и задачи сохранения отраслевой устойчивости, кадров и критически важных компетенций, что подтверждают недавние практические примеры. Разработка отдельного механизма, инициированная Минпромторгом, поможет восполнить этот пробел, указала она.
Особое значение имеет институционализация принципа приоритета санации над ликвидацией, а также внедрение процедур раннего реагирования до наступления формального банкротства. Важными направлениями реформы может являться возможность назначения специализированных антикризисных управляющих, гибкие условия привлечения внешних инвестиций, включая налоговые и регуляторные преференции, и правовые гарантии сохранения технологий. Ключевая задача — выстроить систему, способную дифференцировать подходы в зависимости от характера предприятия, его отраслевой значимости и степени влияния на экономику. Без этого антикризисные меры рискуют оставаться точечными и неэффективными в долгосрочной перспективе.
Представляется, что инициатива по расширению реабилитационного механизма для стратегических организаций отвечает актуальным целям государства, отметил Владимир Исаенко, адвокат Адвокатского бюро города Москвы «Инфралекс».
По его словам, учитывая общую ликвидационную направленность банкротных процедур, для изменения ситуации хотя бы в отношении стратегических организаций требуется существенная корректировка действующего регулирования.
Однако для достижения значительных сдвигов только лишь узконаправленного закона будет недостаточно. Потребуется многолетняя работа по изменению сложившегося подхода к банкротству как исключительно ликвидационному процессу. Для этого необходимо мотивировать к реабилитации не только системных кредиторов (банки и ФНС), но и менеджмент должника. К сожалению, пока к таким изменениям не готовы обе стороны.