Подход, изложенный Верховным судом, открывает тенденцию к обращению заказчиков с исками к СРО, в которых состоят подрядчики, выполнившие свои услуги ненадлежащим образом, отмечают юристы.

Компания «ПремиумСтрой» и Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области заключили госконтракт на строительство детсада. Генподрядчик («ПремиумСтрой») получил аванс, однако существенно нарушил срок выполнения работ. В итоге в 2020 году министерство отказалось от исполнения контракта. По решению суда с «ПремиумСтроя» было взыскано неосновательное обогащение в 32,4 млн рублей и неустойка в 4 млн рублей. Суд выдал исполнительный лист, на основании которого было возбуждено исполнительное производство. Однако в 2022 году пристав окончил исполнительное производство и вернул министерству исполнительный лист. Кроме того, в течение этого времени в суде рассматривалось дело о признании «ПремиумСтроя» банкротом, которое в мае 2022 года было прекращено из-за отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов по делу о банкротстве и выплаты вознаграждения АУ. Тогда министерство, ссылаясь на субсидиарную ответственность СРО «Столица» по обязательствам «ПремиумСтроя» (должник был членом этого строительного СРО), потребовало в суде взыскать с СРО «Столица» 32,4 млн рублей неосновательного обогащения и неустойку в 4 млн рублей. Суд первой инстанции, с которым согласились апелляция и кассация, взыскал с СРО «Столица» в пользу министерства лишь неустойку в размере 720 тыс. рублей. Министерство пожаловалось в Верховный суд, который отменил акты судов и направил спор на новое рассмотрение в первую инстанцию (дело А40-293899/2022).

Фабула

В 2018 году Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области (госзаказчик) и ООО «ПремиумСтрой» (генподрядчик) заключили госконтракт на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Детский сад на 240 мест».

Поскольку «ПремиумСтрой» существенно нарушило срок выполнения работ, в 2020 году министерство приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При этом вступившим в законную силу решением суда «ПремиумСтрою» было отказано в признании указанного решения недействительным.

В свою очередь, министерство также обратилось с иском о взыскании с «ПремиумСтроя» неосновательного обогащения в сумме неотработанного авансового платежа по контракту и неустойки за просрочку выполнения работ, по результатам рассмотрения которого вступившим в законную силу решением суда с «ПремиумСтроя» в пользу министерства было взыскано неосновательное обогащение в сумме 32,4 млн рублей и неустойка в 4 млн рублей.

Впоследствии министерство получило исполнительный лист, на основании которого было возбуждено исполнительное производство.

В 2022 году пристав окончил исполнительное производство и вернул министерству исполнительный лист.

Кроме того, в течение этого времени в суде рассматривалось дело о признании «ПремиумСтроя» банкротом, которое в мае 2022 года было прекращено ввиду отсутствия у должника имущества и денег, достаточных для погашения расходов по делу о банкротстве и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему.

Поскольку у министерства отсутствует возможность в установленном порядке взыскать с «ПремиумСтроя» задолженность по исполнительному листу в связи отсутствием у последнего имущества или денег, в то время как «ПремиумСтрой» в период действия контракта был членом ассоциации содействия развитию строительного комплекса и свободного предпринимательства в сфере строительства «Столица» и должно было уплачивать взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, министерство, ссылаясь на субсидиарную ответственность СРО по обязательствам «ПремиумСтроя» в соответствии с положениями статей 55.16 и 60.1 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), обратилось с иском о взыскании с СРО «Столица» неосновательного обогащения в размере 32,4 млн рублей и неустойки в размере 4 млн рублей.

Суд первой инстанции, с которым согласились апелляция и кассация, удовлетворил требования министерства частично и взыскал с СРО «Столица» в пользу министерства неустойку в размере 720 тыс. рублей.

Министерство пожаловалось в Верховный суд, который решил рассмотреть этот спор.

Что решили нижестоящие суды

Суды пришли к выводу, что возмещению со стороны СРО подлежат реальный ущерб (убытки) от неисполнения (ненадлежащего исполнения) контракта, а также неустойка (штраф).

Однако, поскольку решением суда с ООО «ПремиумСтрой» была взыскана сумма неотработанного аванса по госконтракту, которая, в свою очередь, исходя из положений статей 453, 1102 Гражданского кодекса является неосновательным обогащением, суды пришли к выводу о том, что истребование министерством от СРО суммы неосновательного обогащения неправомерно, поскольку саморегулируемые организации в силу части 4 статьи 60.1 ГрК РФ не несут субсидиарную ответственность за своих членов по указанным требования, так как неосновательное обогащение не является договорным обязательством.

В то же время суды пришли к выводу, что требования министерства в части взыскания неустойки являются обоснованными, однако посчитали возможным применить положения статьи 333 Гражданского кодекса и снизили ее размер до 720 тыс. рублей.

Что думает заявитель

В частности, министерство приводит доводы о том, что возврат неотработанного аванса является следствием неисполнения подрядчиком обязательств по договору подряда, а нормы о неосновательном обогащении применяются к отношениям по возврату этого аванса как общие нормы вследствие отсутствия прямого регулирования специальными нормами о подряде, не меняя источник возникновения данного обязательства — договор подряда.

В связи с этим министерство полагает, что в отношении неисполненного обязательства «ПремиумСтроя» по возврату неотработанного аванса в рамках договора строительного подряда, заключенного с использованием конкурентных способов заключения договоров, СРО несет субсидиарную ответственность в соответствии с положениями статей 55.16 и 60.1 ГрК РФ, а, соответственно, у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований министерства в указанной части.

Что решил Верховный суд

Судья ВС А.Г. Першутов счел доводы жалобы заслуживающими внимания и передал спор в Экономколлегию.

ВС со ссылками на нормы Гражданского и Градостроительного кодексов напомнил, что в случае нарушения равноценности встречных предоставлений сторон на момент прекращения договора подряда сторона, передавшая деньги либо иное имущество во исполнение договора, вправе требовать от другой стороны возврата исполненного в той мере, в какой встречное предоставление является неравноценным.

В частности, неисправный подрядчик не вправе удерживать неотработанный аванс, если к моменту прекращения договора им не предоставлено заказчику встречное исполнение обязательства по выполнению работ, равное по стоимости перечисленному авансу.

Согласно разъяснениям ВАС и Верховного суда, нормы о неосновательном обогащении применяются в случае нарушения эквивалентности встречных предоставлений постольку, поскольку законом не предусмотрены специальные правила для данного вида договоров.

Нормами Гражданского кодекса о подряде не установлено такое последствие прекращения договора подряда как возврат неотработанного аванса, однако право заказчика на возврат ранее перечисленной подрядчику предварительной оплаты полностью или в соответствующей части (неотработанный аванс) вытекает из недопустимости нарушения эквивалентности встречных предоставлений при определении имущественных последствий прекращения договора (пункт 3 статьи 1103 Гражданского кодекса).

Таким образом, возврат неотработанного аванса является следствием неисполнения подрядчиком обязательств по договору подряда, а нормы о неосновательном обогащении применяются к отношениям по возврату аванса как общие нормы вследствие отсутствия прямого регулирования специальными нормами о подряде, не меняя источник возникновения данного обязательства — договор подряда.

Более того, статья 60.1 ГрК РФ применяется лишь в случае ненадлежащего исполнения договора, заключенного с использованием конкурентных способов заключения договора. Указанные способы применяются при заключении контрактов в порядке, предусмотренном законом № 44- ФЗ.

В статье 1 закона № 44-ФЗ указано, что он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с положениями главы 10 Бюджетного кодекса закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является одним из направлений расходования бюджетных средств соответствующих бюджетов, которое должно осуществляться с соблюдением принципов, положенных в основу бюджетного устройства РФ.

Одним из таких принципов является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 Бюджетного кодекса).

Осуществление бюджетных расходов на оплату результатов подрядных работ, приобретаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые выполнены с отступлением в худшую сторону от задания заказчика, в том числе по объемам работ, используемым материалам, поставленному оборудованию, нарушает данный принцип.

Таким образом, подчеркнула Экономколлегия, требование министерства по настоящему делу преследовало законную цель — возврат незаконно невозвращенных средств государственного бюджета.

Учитывая изложенное, выводы судов о том, что СРО не несет субсидиарную ответственность в отношении неисполненного обязательства ООО «ПремиумСтрой» по возврату неотработанного аванса в связи с неисполнением им обязательств по договору строительного подряда, заключенного с использованием конкурентных способов заключения договоров, сделаны без учета существа нормативного регулирования в области договорных отношений.

При этом суды не оценили доводы министерства о том, что, не исполнив обязательства по договору строительного подряда и не возвратив неотработанный аванс, «ПремиумСтрой» причинил министерству реальный ущерб в виде потери бюджетных средств.

Кроме того, суды оставили без внимания доводы министерства об отсутствии оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса в отношении взыскиваемой с СРО в субсидиарном порядке неустойки, правомерность начисления которой министерством за просрочку исполнения «ПремиумСтроем» обязательств по договору подряда и ее размер установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу № А76-31618/2020 Арбитражного суда Челябинской области, подытожил Верховный суд.

Итог

ВС отменил акты судов и направил спор на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Почему это важно

Определение ВС РФ напоминает нам, что отношения в сфере государственного заказа всегда осложнены публично-правовым, и, конкретно — бюджетно-правовым элементом. Интересен акцент Верховного суда на том, что министерство защищает интересы бюджета (финансово-правовой аспект) в деле о взыскании убытков, что само по себе верно, однако отсутствует акцент на защиту безналичных денежных средств как ликвидных имущественных прав, которыми может обладать государство (гражданско-правовой аспект). С экономической точки зрения в практике ВС наметилась тенденция более широкого использования законодательно закрепленных механизмов компенсации потерь участников оборота, в том числе государства, в случае невозможности основного должника погасить свои обязательства перед кредитором. Соответственно, применение норм ГрК РФ с обоснованием возможности субсидиарного взыскания с СРО в сфере строительства представляется в рассмотренном ВС случае правомерным, так как подрядчик-должник, состоявший в СРО, аванс по госконтракту в адрес министерства не вернул.

Вячеслав Голенев
Адвокат, управляющий партнер Адвокатское бюро «Адвокаты: Голенев и Партнеры»
«

Подход, изложенный Верховным судом в данном судебном акте, открывает тенденцию к обращению заказчиков с исками к СРО, в которых состоят подрядчики, выполнившие свои услуги ненадлежащим образом. В связи с этим в дальнейшем будет формироваться практика взыскания с СРО за подрядчиков неотработанных авансов или неустойки. Это может привести к тому, что СРО повысят требования к компаниям, которые захотят войти в их состав, а также изменят стоимость членских взносов, заложив в них риск получения таких исков. Данная позиция Верховного суда достаточно интересна, однако, на мой взгляд, не является совсем новой, так как правовая норма, позволяющая взыскание с СРО за оказание ненадлежащих работ подрядчиком, ранее уже существовала. Но сам факт удовлетворения таких требований приведет к тому, что у СРО будет новый виток взаимоотношений с заказчиками своих компаний-подрядчиков.

Вячеслав Косаков
адвокат, управляющий партнер Юридическая группа NOVATOR Legal Group
«

В настоящем случае очевидно, что нижестоящие суды подошли топорно, формально и невежественно к разрешению данного спора. Действительно, СРО может быть быть привлечено субсидиарно к возмещению реального ущерба и штрафных санкций от неисполнения членом данной СРО договора. По каким основаниям суды пришли к выводу, что неисполнение и последующие расторжение договора и требование о возврате неотработанного аванса не являются таковыми, неясно. Как справедливо отметил Верховный суд РФ, квалификация данных требований как неосновательного обогащения никоим образом не изменяет факта их возникновения в связи с неисполнением договора. Считаю, что Верховный суд РФ обоснованно признал доводы министерства обоснованными, в связи с чем законно и справедливо отменил судебные акты нижестоящих судов. В рассматриваемом случае Верховный суд РФ не придумывал нового, не давал толкований или трендов, он просто в очередной раз устранил явную глупость, на которую закрыли глаза в судах апелляционной и кассационной инстанций.

Артем Комсюков
юрист, руководитель офиса г. Екатеринбург BFL | Арбитраж.ру
«

Дмитрий Казанков, старший юрист АБ КИАП, отметил, что ранее, рассматривая спор со схожими обстоятельствами и отказывая заказчику в удовлетворении исковых требований, ВС РФ высказывал позицию о том, что «возврат неотработанного аванса не является мерой ответственности, в том числе возмещением убытков или уплатой неустойки» (определение ВС РФ от 19.12.2022 года № 305-ЭС22-23710).

Вместе с тем позиция, изложенная в комментируемом определении ВС РФ, уже не является новой, поскольку установив, что у подрядчика перед заказчиком имеется неисполненное обязательство по возврату неотработанного аванса в рамках договора строительного подряда, заключенного с использованием конкурентных способов заключения договоров, а подрядчик в спорный период являлся членом СРО, в которой сформирован компенсационный фонд договорных обязательств, ВС РФ в определении от 27.09.2023 № 304-ЭС23-17871 пришел к выводу о том, что заказчик правомерно предъявил требование о привлечении СРО к ответственности в субсидиарном порядке. К аналогичному выводу пришел ВС РФ и при рассмотрении настоящего дела, что, в первую очередь, направлено на защиту заказчиков от недобросовестных действий со стороны подрядчиков и на необходимость СРО к более требовательному анализу деятельности своих членов. Комментируемое определение ВС РФ еще раз подчеркивает, что роль СРО заключается не только в разработке и установлении стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, но и в контроле за их соблюдением со стороны ее членов.

Дмитрий Казанков
старший юрист Адвокатское бюро «КИАП»
«

Валентина Завадская, партнер практики разрешения споров PLV Group, отметила, что позиция ВС РФ направлена на развитие практики привлечения СРО к субсидиарной ответственности по обязательствам ее членом.

Практика привлечения к субсидиарной ответственности в рамках исполнения обязательств по госконтрактам достаточно скудная и сложилась она в основном по делам о некачественно выполненных работах или нарушениях сроков выполнения работ. Это дело примечательно, прежде всего, тем, что это фактически первое дело, переданное на рассмотрение ВС РФ по такой категории споров, и тем, что ВС РФ признал, что возврат неотработанного аванса является фактически договорным обязательствам. Такая позиция, очевидно, будет применяться и по другим подрядным спорам, в частности, по вопросу взыскания неотработанного аванса. Полагаю, что это определение будет иметь колоссальные значение для практики и даст толчок в развитии института субсидиарный ответственности СРО по обязательствам ее членов.

Валентина Завадская
юрист Юридическая компания PLV Group
«

Кейс иллюстрирует ситуацию привлечения к ответственности СРО по обязательствам ее членов. При принятии решения руководствоваться следует и буквой, и духом закона, что и продемонстрировал Верховный суд. Из описательной части судебного акта очевидно, что обязательства вытекают из договорных отношений, а положения о неосновательном обогащении подлежат применению в силу норм общей части ГК РФ, также усматривается факт причинения ущерба. Суды, вне зависимости от ссылок сторон на конкретные нормы права, должны самостоятельно проверять как фактическую, так и правовую природу требований, пониманию чего и способствует определение Верховного суда в широком смысле. А локально подобная практика указывает на возможность в аналогичных случаях истребования компенсации за неотработанные авансы непосредственно с СРО должников.

Алексей Клюев
партнер, руководитель практик «Банкротство» и «Споры» Юридическая фирма Bishenov&Partners
«

Елена Якушева, партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» (Москва), отметила, что Экономколлегия пришла к логичному и обоснованному выводу о том, что механизм возмещения со стороны СРО суммы реального ущерба (убытков) от неисполнения (ненадлежащего исполнения) контракта, а также неустойки (штрафа) за просрочку выполнения работ, предусмотренный ч. 2 ст. 55.16, п. 1 ч. 1 и ч. 5 ст. 60.1 Градостроительного кодекса РФ, также распространяется и на случаи взыскания с СРО суммы неотработанного аванса в порядке главы 60 Гражданского кодекса РФ при расторжении подрядного контракта с организацией, являющейся членом такой СРО, и невыполнении подрядчиком обязательств по его исполнению.

При рассмотрении данного дела коллегия справедливо не ограничилась формальным подходом в отношении существа института неосновательного обогащения, а учла, что применительно к институту расторжения договора нормы о неосновательном обогащении приобретают некоторый «договорный» оттенок и являются по сути единственным правовым механизмом уравновешивания эквивалентности встречных предоставлений участниками договора подряда при его досрочном расторжении, поскольку возврат неотработанного аванса не отнесен нормами главы 37 Гражданского кодекса РФ («Подряд») к последствиям прекращения договора подряда. Коллегия также обоснованно обратила внимание нижестоящих судов на то, что требование министерства в рассмотренном деле преследовало законную цель по возврату бюджетных средств, незаконно удержанных подрядчиком, вследствие чего его требования по сути являются требованиями о возмещении ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда, подпадающими под правовое регулирование статьи 60.1 ГрК РФ.

Елена Якушева
партнер, адвокат Адвокатское бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры»
«

По мнению Елены Якушевой, данный судебный акт, с одной стороны, окажет благотворное влияние на формирование судебной практики по аналогичным спорам, поскольку позволит заказчикам, которые столкнутся с такими же недобросовестными подрядчиками, субсидиарно взыскивать суммы неотработанных авансов с соответствующих СРО.

«Однако, с другой стороны, формирование такой практики может привести к увеличению взносов подрядных организаций в СРО, поскольку логичным следствием ее формирования было бы включение в состав компенсационного фонда СРО соответствующих расходов. В любом случае многое для формирования устойчивой судебной практики будет зависеть от того, насколько качественно и обоснованно нижестоящие суды исполнят указания коллегии и насколько подробно и мотивированно пропишут (если пропишут) механизм взыскания с СРО суммы неосновательного обогащения в виде неотработанного аванса при прекращении договора подряда, восполнив, тем самым, пробел в действующем гражданском законодательстве», — подытожила она.