Количество процедур: компании
В 2024 г. по сравнению с 2015 г. количество открытых конкурсных производств сократилось на 30,85%. При этом по сравнению с прошлым годом количество процедур увеличилось на 15,89%.
Увеличение общего количества конкурсных производств по результатам 2024 г. – безусловно, результат влияния экономических факторов (инфляция, снижение покупательской способности, повышение цен, рост процентных ставок по кредитам, рост ключевой ставки ЦБ РФ). Кроме того, все еще нельзя исключать эффекта «отложенного» банкротства тех компаний, на которых в 2020–2022 гг. распространялся мораторий на банкротство.
Доля реабилитационных процедур также ежегодно сокращается: 1,83% – в 2019 г., 1,31% – в 2023 г. и 0,95% – в 2024 г. Общий убывающий тренд в динамике объявлений о несостоятельности за весь период исследования может быть связан с развитием законодательства и практики ведения процедур банкротств, а также с резким сокращением процедур в 2020 и 2022 г. за счет введения моратория на банкротство.
Согласно статистическим данным, указанный показатель последовательно снижается на протяжении уже нескольких лет (с 2015 г.). Это свидетельствует о том, что реабилитационные процедуры в России становятся все менее и менее популярными.
Сокращение количества реабилитационных процедур – многолетняя тенденция, существующая буквально с момента принятия Закона о банкротстве. Их неэффективность в том виде, в котором они существуют сейчас, с 2021 г. обсуждается в составе масштабной законодательной реформы института банкротства. Законопроект уже более четырех лет рассматривается в первом чтении, не исключено, что в этом году у него будут продвижения, поскольку в Минэкономразвития сейчас обсуждается необходимость его принятия. Он как раз предлагает упразднить наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление как неэффективные процедуры банкротства, заменив их одной реабилитационной процедурой – реструктуризацией долгов.
Несмотря на тенденцию к снижению реабилитационных процедур, направленных на восстановление платежеспособности должника, имеется сдержанный оптимизм относительно того, что начиная с 2025 г. суды будут чаще применять реабилитационные механизмы. Вызвано это тем, что в декабре прошлого года Верховным Судом РФ принято определение по делу о банкротстве Захаровой (№ 305-ЭС24-11965), в котором суд допустил утверждение экономически обоснованного плана выхода из кризиса независимо от согласия большинства кредиторов.
Также стоит отметить, что с конца 2024 г. действуют новые требования к размеру государственных пошлин, что, вероятно, окажет влияние на статистику банкротств в 2025 г.
Инициаторы дел о банкротстве компаний
Доля процедур, где ФНС выступает в качестве инициатора процедуры банкротства, существенно увеличилась с 14,3% – в 2023 г. до 24,3% – в 2024-м. При этом доля процедур, где сам должник инициирует собственное банкротство, увеличилась с 8,4% – в 2023 г. до 9,5% – в 2024-м. Доля кредиторов-инициаторов сократилась с 76,9% до 66,1% за аналогичный период. Вероятно, это является прямым следствие снижения доступности кредитования из-за высокой процентной ставки ЦБ.
ФНС занимает проактивную роль банкротной отрасли, это проявляется как в законодательной, так и судебной плоскостях. В прошлом году, например, налоговой предоставлена возможность использования балльно-рейтинговой системы для выбора кандидатуры арбитражного управляющего. В течение 2024 г. ФНС инициировала массу банкротств в отношении иностранных компаний, у которых на территории России есть имущество, что является результатом развития практики банкротства иностранных лиц в российских арбитражных судах. Затягивание сроков процедур является «классической», многолетней проблемой рассмотрения банкротных дел – это неразрывно связано и с неэффективностью применения наблюдения и реабилитационных процедур, и с нагрузкой на суды, и с намеренным затягиванием со стороны должников. В 2024 г. был увеличен размер госпошлин как за подачу заявления о банкротстве, так и за подачу заявлений по обособленным спорам (оспаривание сделок, привлечение к субсидиарной ответственности, взыскание убытков). Возможно, что по итогам следующего календарного года уже можно будет оценить, «разгрузились» ли суды в результате этого, и повлияло ли это на среднюю продолжительность рассмотрения дел о банкротстве.
Также наблюдается повышенная активность со стороны ФНС России в части инициирования банкротств, что может указывать на вероятные возросшие налоговые обязательства со стороны юридических лиц и рост количества неоплаченных налогов (штрафов, пеней).
Обращает на себя внимание возросшая активность уполномоченного органа по инициированию дел о банкротстве компаний. В 2024 г. она возросла на 10%, что может свидетельствовать о дополнительных государственных мерах по пополнению бюджета.
Средняя длительность процедур в днях: компании
Средняя длительность процедуры конкурсного производства установила новый рекорд и составила 1 179 дней (3,2 года), превысив значение 2023 г. на 4,89%. В целом, темп роста средней длительности процедуры банкротства юридических лиц замедлился относительно цепных темпов прироста за предыдущие периоды, что может свидетельствовать о совершенствовании подходов к ведению процедур конкурсного производства предприятий.
В 2024 г. длительность процедуры конкурсного производства увеличилась в 1,6 раз по сравнению с 2019 г., а длительность процедуры наблюдения в период 2019–2023 гг. имеет незначительный прирост. Средняя продолжительность процедуры наблюдения в 2024 г. меньше на 1,31% по сравнению с 2023 г.
С точки зрения анализа последних трех лет самое низкое количество возбужденных процедур наблюдения имело место в 2022 г., что может быть объяснено введенным с апреля по октябрь мораторием на банкротство. По окончании моратория наблюдался рост числа банкротств по всей стране, что подтверждается показателями 2023 г. По всей видимости, снижение количества процедур наблюдения в 2024 г. является стабилизацией ситуации. Помимо Федресурса, статистические данные по делам о банкротстве публикуются Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Правда, информация за 2024 г. имеется пока только за I полугодие, но даже на ее основе могут быть сделаны определенные выводы. Так, заметно выросло число поступивших в суд заявлений о признании должника – юридического лица банкротом по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.: 25 081 заявлений – в I полугодии 2024 г. и 21 778 заявлений – в I полугодии 2023 г. В то же время представляется, что во II полугодии 2024 г. произойдет спад количества заявлений о банкротстве, вызванный существенным повышением государственных пошлин с сентября прошлого года. Более того, из-за высокого размера пошлин ожидается снижение числа обособленных споров в делах о банкротстве.
Портрет должника: конкурсное производство
В 2024 г. наблюдается сокращение доли дел, в которых кредиторы ничего не получили: на 14,84% – с 2019 г. и на 3,47% – с 2023 г. При этом существует положительный тренд по доле дел, где у должника «0» по инвентаризации: число таких случаев в 2024 г. увеличилось на 16,13% по сравнению с 2019 г. и на 11,67% – по сравнению с 2023 г., что указывает на увеличение количества банкротств «пустых» компаний в 2024 г.
Требования кредиторов: компании
Согласно данным, наблюдается сокращение доли удовлетворенных требований в 2024 г. по сравнению с 2023 г. на 19,71% за счет увеличения включенных требований на 11,74% и уменьшения суммы удовлетворенных требований на 10,29%.
Также в 2024 г. наблюдается увеличение на 101,77% включенных требований 1-й очереди по сравнению с 2023 г., при этом значительных изменений в объеме удовлетворенных требованиях 1-й очереди не происходит: они остались на уровне 0,1 млрд, как и в 2023 г. Доля удовлетворенных требований 1-й очереди в общем объеме удовлетворенных требований увеличилась по сравнению с 2023 г. на 18,73%.
В 2024 г. включенные требования 2-й очереди сократились почти вдвое по сравнению с 2023 г. (на 48%), но при этом увеличились на 61% – по сравнению с базисным 2019-м. Сумма удовлетворенных требований 2-й очереди за весь период исследования достигла рекорда, увеличившись на 131,69% с 2019 г. и на 12,86% – с 2023 г. Доля удовлетворенных требований в общем объеме удовлетворенных также выросла на 25,81% по сравнению с 2023 г.
В 2024 г. наблюдается увеличение числа включенных в 3-ю и 4-ю очереди требований на 12,23% по сравнению с 2023 г. и на 32,67% – относительно базисного 2019 г. При этом размер удовлетворенных требований за аналогичный период сократился на 10,57% (с 288,5 млрд руб. до 258 млрд руб.). Доля удовлетворенных требований в общем объеме удовлетворенных требований также сократилась на 0,32%
Доля 3-й и 4-й очередей в общем размере включенных требований, обеспеченных залогом, сократилась на 17% по сравнению с 2023 г., при этом доля удовлетворенных требований в общем объеме увеличилась на 3,41%, достигнув 31,2%.
Доля удовлетворенных требований, не обеспеченных залогом, в общем объеме удовлетворенных требований является самой большой среди других категорий (очередей) в реестре: в 2024 г. она составила 67,3%, что меньше на 1,95% значения в 2023 г.
Из данных, отраженных в таблицах выше, следует, что в 2024 г. по сравнению с 2023-м число требований кредиторов 3-й и 4-й очередей увеличивается, причем как обеспеченных (на 4,6%), так и не обеспеченных залогом (на 13,19%). Сумма удовлетворенных требований 3-й и 4-й очередей, обеспеченных залогом, в 2024 г. увеличилась на 9,35% по сравнению с 2019 г., сумма удовлетворенных требованиях 3-й и 4-й очередей, не обеспеченных залогом, увеличилась на 229,92% за тот же период.
Так, размер включенных требований 3-й и 4-й очередей, не обеспеченных залогом, занимает наибольшую долю от всего объема включенных требований. При этом доля удовлетворенных требований, не обеспеченных залогом, имеет тренд к увеличению.
В 2024 г. на 23,55% возросло количество процедур реализации имущества граждан (с 349 605 до 431 942). Следует отметить, что данный показатель последовательно только увеличивался с 2015 г. Также, в кратном размере, а именно почти в 3,5 раза, увеличилось количество возбужденных внесудебных банкротств в отношении граждан (с 15 892 до 55 652), что говорит о возросшей популярности данной процедуры. Почти в 2 раза (с 675 до 1365) выросло количество планов реструктуризации долгов граждан. Указанные статистические данные можно оценить как положительные, поскольку представление суду и утверждение им плана реструктуризации долгов свидетельствует о потенциальной возможности и/или желании должника погасить задолженность, не прибегая к процедуре реализации имущества.
Обособленные споры
Банкротство из доступного инструмента защиты стало дорогой процедурой. Касательно обособленных споров, к примеру, если до мая 2024 г. оспаривание сделки в конкурсном производстве на сумму 10 млн руб. с обжалованием судебных актов вплоть до второй кассации облагалось госпошлинами на сумму 18 тыс. руб., то на данный момент сумма госпошлин составляет уже 322 500 руб.
Из года в год растет количество принятых и рассмотренных заявлений о признании сделок должника недействительными. В 2024 г. рост соответствующих заявлений составил 107,89% (принятых) и 119,87% (рассмотренных) по сравнению с 2019 г.
Заметное изменение вызвано пересмотром подхода к исчислению госпошлин в банкротстве, изложенным в Обзоре практики Верховного Суда РФ № 1 за 2024 г., а также вступлением в силу изменений в НК РФ с 8 сентября 2024 г. Этим объясняется и всплеск заявлений о недействительности сделок, тогда как в будущем году их количество существенно снизится. В целом стоит ожидать снижения количества апелляционных и кассационных жалоб, что подтверждается статистикой, опубликованной Верховным Судом РФ: количество завершенных производств по жалобам, поступившим в Судебную коллегию по экономическим спорам, за 2023 г. составило 47 424, тогда как за 2024 г. – уже 38 276. Подтверждением этого тезиса в отношении нижестоящих инстанций будет статистика Судебного департамента о деятельности судов за 2024 г.
Так, по итогам 2024 г. наблюдается опережающий рост принятых заявлений (15,21%) над рассмотренными (11,37%) по сравнению с 2023 г., что может свидетельствовать о более высокой активности арбитражных управляющих над судами в этой части.
Массовая доля заявлений о банкротстве и заявлений по обособленным спорам в банкротстве, поданных ФНС, увеличится, что можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, ФНС в силу ст. 333.37 НК РФ в рассматриваемых категориях дел освобождена от уплаты государственной пошлины, которые после прошлогодних изменений для многих кредиторов стали обременительными. Во-вторых, цифровизация и обеспечение прозрачности налогообложения позволяют ФНС не только на ранних этапах выявлять наличие налоговых правонарушений, но и выявлять цепочки сделок и ответственных бенефициаров бизнеса.
В отношении физических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2024 г. произошло значительное увеличение заявлений о признании сделок должника недействительными по сравнению с 2019 г., в том числе принятых (на 253,53%), рассмотренных (на 251,12%) и удовлетворенных (на 260,61%).
Прошлый год был ознаменован изменением порядка рассмотрения обособленных споров: многие категории дел теперь рассматриваются без проведения заседания, судебные акты по итогам рассмотрения изготавливаются в форме резолютивной части. Новые правила заработали с лета 2024 г., поэтому снижения длительности наблюдения и конкурсного производства можно будет ожидать уже в этом году. Также обратить внимание необходимо и на то, что согласно новой редакции Закона о банкротстве и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 28 постановления № 40 от 17 декабря 2024 г., наличие судебного акта, подтверждающего требования кредитора, не является безусловным основанием для включения требования в реестр без его дополнительной проверки. Новый порядок частично освобождает заинтересованных лиц от необходимости экстраординарного обжалования (порядок которого также был изменен), которое существенно затягивало производство по делу о банкротстве.
В 2024 г. больший рост наблюдается у числа принятых заявлений (12,66%) по сравнению с рассмотренными (10,14%), что может свидетельствовать об эффективной деятельности арбитражных управляющих. Количество удовлетворенных требований увеличилось на 4,7%. Это указывает на ускорение подачи заявлений, однако большинство из них остаются неудовлетворенными.
В 2024 г. наблюдается снижение поданных заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности на 3,51% по сравнению с 2023 г. Количество актов о привлечении к субсидиарной ответственности в этом году увеличилось на 15,07% по сравнению с прошлым годом, по сравнению с базисным годом произошло увеличение количества актов на 68,62%. Соотношение поданных заявлений и количества актов о привлечении к субсидиарной ответственности в 2024 г. увеличилось на 19,26% по сравнению с 2023 г. и составило в 2024 г. 52%.
В 2024 г. наблюдается небольшой спад количества поданных заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности по сравнению с 2023 г. Однако этот тренд можно объяснить отложенным эффектом ранее действовавшего моратория на банкротства: ограничения на подачу заявлений привели к временной «просадке», которая отразилась на статистике спустя несколько лет. Тем не менее не стоит делать однозначные выводы только на основании числа заявлений. Дело в том, что в практике встречаются случаи, когда разные кредиторы или арбитражные управляющие подают несколько заявлений в рамках одного дела. Впоследствии суд объединяет их в одно производство, что может создавать статистические искажения. Таким образом, формальное снижение количества поданных заявлений не означает сокращения активности в привлечении контролирующих лиц к ответственности.
Размер субсидиарной ответственности привлекаемых лиц в 2024 г. увеличился на 13,74% по сравнению с 2023 г., а по сравнению с 2019 г. уменьшился на 22,96%. В среднем за исследуемый период размер субсидиарной ответственности составлял 408 млрд руб. В 2024 г. по сравнению с 2019-м произошло существенное увеличение количества привлекаемых к ответственности лиц, а именно на 106,07%, темп прироста в 2024 г. значительно увеличился по сравнению с 2023 г.: так, в 2024-м увеличение составило 27,75%, тогда когда в 2023 г. увеличение было на 9%.
Гораздо более значимым показателем является количество удовлетворенных заявлений и число привлеченных лиц. По сравнению с 2023 г. количество актов о привлечении увеличилось более чем на 400, а общее число привлеченных лиц продолжает расти, что подтверждает устойчивый тренд на расширение практики субсидиарной ответственности. Еще один важный фактор — расширение круга лиц, привлекаемых к ответственности. Если раньше основными ответчиками были директора и мажоритарные акционеры, то сейчас все чаще к субсидиарной ответственности привлекают финансовых директоров, бухгалтеров, членов совета директоров, представителей по доверенности и даже родственников контролирующих лиц. Это свидетельствует о том, что кредиторы и арбитражные управляющие стали активнее использовать механизм субсидиарной ответственности, привлекая к процессу максимально широкий круг потенциальных фигурантов. Таким образом, несмотря на небольшие колебания числа поданных заявлений, общий тренд остается неизменным: количество привлеченных лиц и сумма ответственности продолжают расти, что делает субсидиарную ответственность все более действенным инструментом в руках кредиторов. Финансовый кризис, словно набежавшая волна, продолжает топить компании, одна за другой, оставляя за собой шлейф банкротств. Это значит, что в 2025 г. мы, скорее всего, увидим новый виток роста показателей по субсидиарной ответственности. Кредиторы будут все активнее искать способы возмещения своих потерь, а суды — рассматривать все более сложные и многослойные кейсы с привлечением расширенного круга лиц. В ближайшей перспективе этот инструмент останется в центре внимания корпоративных споров и банкротных процессов.
Основные тренды и прогнозы
По словам Павла Замалаева, арбитражного управляющего, управляющего партнера Юридической компании «Замалаев, Стороженко и партнеры», среди основных трендов, которые прослеживаются последние годы и которые нашли свое отражение и в статистике Федресурса по итогам 2024 г., – рост числа процедур банкротства граждан, снижение числа процедур банкротства юрлиц, повышение процента погашения требований кредиторов и другие.
Коллеги часто критикуют соответствующие цифры, так как Федресурс не проверяет данные отчетов управляющих, а просто публикует их и обобщает, но я считаю, главное – они (цифры) отражают динамику и ее направленность. Абсолютные значения не так важны. Помимо прежних трендов, наметились и новые. Три важнейших и заслуживающих комментария следующие.
«ФНС стала более активно инициировать процедуры банкротства. Доля процедур, инициированных уполномоченным органом, выросла с 14,3% до 24,3%, т.е. в 2024 г. каждая 4-я процедура банкротства юрлица была инициирована ФНС. На мой взгляд, это может свидетельствовать об общем негативном тренде в экономике. Рост задолженности по налогам является основанием для роста количества заявлений со стороны ФНС. При этом, являясь практикующим специалистом, могу с ответственностью заявить, что в целом бизнес в последние годы стал приоритизировать платежи в бюджет, так как неуплата налогов может и в большинстве случаев влечет уголовную ответственность (уклонение от уплаты коммерческой задолженности, к сожалению, нет). С учетом изложенного, можно сделать вывод, что бизнес стал чувствовать себя сильно хуже… так как даже под страхом уголовной ответственности стал меньше платить налогов (по всей видимости, просто не имеет такой возможности).
Существенный рост процента удовлетворения заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности. Федресурс скорректировал цифры за предыдущие годы – на стр. 22 Бюллетеня появилась пометка «Поправлено на дубликаты и пересмотры решений». С учетом поправки рост с 43% в 2023 г. до 52% – в 2024-м. Сразу необходимо оговориться, вполне возможно, что и эта цифра по итогам 2025 г. будет скорректирована (главный вопрос – в какую сторону?). Общий тренд – ужесточение ответственности владельцев бизнеса по обязательствам компаний, наметившийся с 2017 г., сохраняется. Соответствующий тренд можно отслеживать было в течение года и по определениям ВС РФ. Это важно. Так как pacta sunt servanda (лат. – «договоры должны исполняться»). Риск привлечения к субсидиарной ответственности – единственный рычаг, который вынуждает бизнес договариваться с кредиторами и искать пути и способы исполнения обязательств с целью прекращения дела о банкротстве, часто через мировое соглашение. И тут позволю себе еще одну оговорку – этой процедуры, к сожалению, не видно в статистике Федресурса, а зря. На мой взгляд, ее вполне можно считать реабилитационной, так как утверждение мирового соглашения судом влечет прекращение производства по делу о банкротстве.
Рост количества утвержденных планов реструктуризации долгов гражданина – в 2 раза! Кратный рост впервые с 2015 г. Усиливает тренд тот факт, что в целом количество процедур реструктуризации долгов начало снижаться также впервые за историю статистических наблюдений. Этот тренд был задан Верховным Судом, который сформулировал приоритет реабилитационных процедур и впервые в 2024 г. применил cram dawn. Полагаю, что в 2025 г. соответствующий тренд получит свое развитие».
Мой прогноз на 2025-й год (три тезиса): 1) снижение числа процедур банкротства юрлиц, с учетом возросшей госпошлины и «порога» для инициирования процедуры банкротства; 2) снижение числа обособленных споров в делах о банкротстве (оспаривание сделок, субсидиарная ответственность), с учетом сначала введения в мае 2024 г. госпошлин для их инициирования, а затем кратного роста пошлин в сентябре 2024 г.; 3) разворот тренда в части роста сроков процедур банкротства, с учетом упрощения порядка рассмотрения многих обособленных споров и снижения их числа (предыдущий тезис).
Выводы по процедурам банкротства юридических лиц по итогам 2024 года
Инспекция Федеральной налоговой службы России (ИФНС) существенно увеличила активность в части инициирования процедур банкротства юридических лиц. Следовательно, можно предположить два сценария: юридические лица не справляются с налоговой нагрузкой; ИФНС активнее проводит налоговые проверки юридических лиц и доначисляет налоги, с чем компании не справляются.
Большая часть требований в общем объеме требований при банкроствах – это требования 3-й и 4-й очередей, не обеспеченные залогом, что может указывать на увеличение требований по налогам.
Увеличение средней продолжительности процедуры конкурсного производства может указывать на возрастающие требования к судам в части тщательного подхода к формированию позиции и выявлению обстоятельств.
Возросла эффективность процедуры конкурсного производства: увеличилась сумма удовлетворенных требований при сокращении доли дел, где кредиторы получили «0».
С конца 2024 г. действуют новые требования к размеру государственных пошлин, что, вероятно, окажет влияние на статистику банкротств в 2025 г.