Банкротные истории — это всегда действия, много действий, большая часть из них сродни длинным многостраничным романам, какие-то скоротечны, как короткий рассказ, какие-то похожи на сказки, в которые трудно поверить, или на трагедии, над которыми можно всплакнуть, а иногда и на комедии, но это редко.
Наступивший 2024 год принесет нам целую палитру действий. Проблемные должники учатся достигать договоренности о реструктуризации с кредиторами — наверное, это лирика; рост банкротств — точно трагедия; возрастающее количество приговоров о субсидиарной ответственности — это драма. Этими литературными аллегориями спикеры попытаются показать тренды, которые в настоящее время зарождаются, существуют или угасают в процедурах банкротства.
Аудитория:
управляющие партнеры и руководители практик «банкротство и реструктуризация» юридических фирм;
директора юридических департаментов корпораций;
арбитражные управляющие;
начальники управления судебной защиты компаний реального сектора экономики;
директора департаментов по работе с проблемными активами;
руководители и эксперты консалтинговых фирм.
09:15 — 09:45
09:45 — 11:00
Драматургия – теория и искусство построения драматического произведения, а также концепция произведения или совокупность драматических произведений автора, народа или эпохи.
В терминах античной драмы банкротство – сплошь трагедия, герой погибает в финале. Доля реабилитаций в 2023 году снизилась до 1,3%, минимального уровня за историю наблюдений. Если древним было лестно быть в фокусе столь высокого жанра, современные действующие лица предпочитают более щадящие виды искусства. Наступивший 2024 год приносит нам целую палитру произведений и может дать надежду на позитивную развязку действующим лицам. Какие герои выйдут на первый план в сюжетах, завязку которых мы наблюдали в прошлые годы: бюджет или залоговые кредиторы? Когда ждать кульминации детективных историй с участием иностранных элементов? Спадает ли напряженность дел о субсидиарной ответственности? Кто скрывается за масками участников банкротных торгов? Что общего у Прометея и Арбитражного управляющего? В чем главная интрига банкротства граждан? Актуальны и вопросы о композиции современной банкротной драмы. Должен ли хор в лице судебных инстанций постоянно вмешиваться в действие: содействовать установлению требований кредиторов, раскрывать козни недобросовестных должников, давать оценку поступкам управляющих? Или, как и в античной драме, такой постоянно присутствующий хор снижает динамику произведения? Диоген сказал бы: «Банкротство не плохо, плохо плохое банкротство». Нам лишь остается построить сюжет хорошего банкротства.
11:00 — 11:20
11:20 — 12:35
Верховный суд вынес прецедентное решение и разрешил банкротить в России иностранные компании. Как и в известной пьесе Шекспира «Венецианский купец», которая обозначена как комедия, но по сути может быть и трагедией, с учетом драмы, произошедшей с одним из главных героев, к этому решению можно относится по-разному. С одной стороны, такое решение суда упростит банкротство номинально иностранных компаний с российскими бенефициарами и активами. С другой стороны, это может привести и к масштабному применению судами в России американской концепции long arm, когда кто-либо попытается признать в России банкротами крупные международные банки и корпорации.
Так все таки, с чем мы имеем дело? К какому жанру отнести решение ВС РФ о банкротстве иностранных компаний? С шекспировскими страстями будут разбираться лучшие юристы страны.
«ДА», решение Верховного суда безупречно в сложившихся условиях.
«НЕТ», это не соответствует международным стандартам и в будущем будут проблемы.
11:20 — 12:35
Конституционное право на свободу передвижения VS Права кредиторов банкрота на recovery (с правом пользования услугами частных детективов, установлением слежки, запросом сведений с камер фотовидеофиксации ГИБДД и другие меры) Два года назад на полях конференции успешно прошла сессия «BACK to WEDDING», где спикеры разбирались с тем, вправе ли кредиторы пересекать нравственную черту и вторгаться в личную жизнь должников и их супругов? Нам известен античный фразеологизм «Все течет, все меняется». Все..., но не агрессия кредиторов, жаждущих наказать должников за имущественный крах. Новый план кредиторов и управляющих: запрашивать видео с камер наблюдения ГИБДД с целью получения сведений о передвижении транспортных средств должника. Верховный Суд отказал в этом праве. Экономколлегия считает, что такая информация относится к оперативным сведениям, используемым сотрудниками МВД России и органами следствия для выполнения оперативно-розыскных мероприятий, и неясно, как эти сведения помогут пополнить конкурсную массу. Справедлива ли позиция высшей инстанции?
Правовая основа дискуссии: Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2024 года по делу № А40- 101466/2022 (305-ЭС23-15942).
«ДА». Верховный Суд отказал управляющему справедливо, запрос данных с камер фотовидеофиксации ГИБДД неправомерен.
«НЕТ». Верховный Суд несправедлив. Запрос данных с камер фотовидеофиксации ГИБДД ⎯ законный способ реализации положений Закона о банкротстве.
12:35 — 12:50
12:50 — 14:00
Давным-давно в далекой-далекой Галактике... В 2017 году Верховный Суд РФ начал развивать институт субординации требований контролирующих и аффилированных лиц. С тех пор подобно семье Скайуокеров высшей судебной инстанции пришлось столкнуться с проблемой выбора модели субординации тотальной или умеренной, которая в отличие от стороны Силы не имеет однозначной оценки. Буквальное толкование обзора 2020 года исходит из умеренной модели, однако на практике далеко не все согласны, что в действительности применяется сторона Силы, выбранная Верховным Судом.
«ДА», в России используется модель умеренной субординации.
«НЕТ», в России используется модель тотальной субординации.
12:50 — 14:00
Прокруст был разбойником, который обитал в Аттике и подстерегал путников на пути между Мегарой и Афинами. Он обманом заманивал путешественников в свой дом , укладывал их на свое ложе и тем, кому оно было коротко , отрубал ноги, а кому было длинно - вытягивал ноги по длине этого ложа. Этот древнегреческий сюжет можно сравнить с размером вознаграждения арбитражного управляющего, который по воле кредиторов может быть повышен или уменьшен. Станут ли арбитражные управляющие жертвами кредиторов или Тесеем, наказавшим Прокруста? Логично ли требование кредиторов о снижение вознаграждения арбитражного управляющего при несоразмерности его вклада в реализацию имущества?
«ДА», это логично и правильно.
«НЕТ», это противоречит «Закону о банкротстве».
14:00 — 14:50
14:50 — 16:10
В юридической Вселенной роль «Властелина Мордора» по праву отдана Могущественной Федеральной налоговой службе. Именно в ее руках «Кольцо Всевластья», позволяющее взыскивать крупные суммы недоимки, инициировать уголовное преследование за неуплату налогов и запускать банкротство некогда успешных бизнес-холдингов. В каждом из этих правовых королевств будет решаться вопрос о сумме взыскания с владельца бизнеса или его управленцев. В королевстве уголовного права следствием назначается экспертиза – определяется сумма реального ущерба, причиненного Бюджету РФ. В королевстве налогового права проводится налоговая реконструкция по методологии, предложенной адвокатами или избранной судом. В банкротном царстве разбираются с вопросом: какую сумму присудить ко взысканию в качестве субсидиарной ответственности. Однако везде будут использованы разные способы исчисления сумм взыскания. Возможно ли объединение этих отраслевых направлений вокруг общей цели (определить размер ответственности) или вражда этих правовых «королевств» неизбежна?
Королевство налогового права:
Королевство уголовного права:
Банкротное царство:
14:50 — 16:10
Легенды и мифы Древней Греции – любимая книга из детства для многих. Живые и остросюжетные истории про героев древности, их жизнь, подвиги и войны будоражат детское воображение. Во взрослом возрасте эти рассказы становятся пищей для размышления о правилах и хитростях ведения конфликтов. Ведь мы знаем, что греки всегда придумывали оригинальные решения, чтобы добиться преимущества и победы в схватке. Вспомним про Троянского коня, предрешившего исход затяжной войны, или заградительные условия спартанцев, вынудившие афинян отказаться от переговоров, что развязало Пелопонесскую войну.
Вы задумывались о том, что современные корпоративные конфликты своими сюжетами, поворотами и тактикой схожи с легендами и мифами Древней Греции? Сегодня древнегреческим “яблоком раздора” для участников общества становится отсутствие корпоративного договора, а “ящик Пандоры” может открыть инвестор в ходе аудита деятельности компании. О том, что скрывают корпоративные конфликты, какие существуют стратегии поведения и что общего они имеют с историями Древней Греции, спикеры поговорят на этой сессии.
Икар - как иллюстрация того, что нельзя переоценивать безопасность своего бизнеса и всегда найдется желающий вступить в борьбу за него, и резкий взрывной рост бизнеса привлекает к нему внимание, и не всегда это внимание позитивное.
300 спартанцев - иллюстрация того, что, найдя узкое место, можно эффективно обороняться малыми силами против значительно превосходящих сил / ресурсов противника.
Троянский конь - разные способы перехитрить оппонента и получить стратегическое преимущество в схватке.
Ящик Пандоры - выход на конкретные истории, когда корп.конфликты начинались либо разрешались вследствие одного непродуманного действия.
16:10 — 16:25
16:25 — 17:40
Литературный салон на конференции – это яркое и уникальное культурное явление на фоне строгих юридических тем. Когда-то салон был формой самоорганизации дворянской культурной элиты, позволявшей объединить ее высокие интеллектуальные запросы с культом «элегантной жизни». На нашем салоне мы предложим аудитории познакомиться не только и не столько с правовой стороной ведения дел о банкротствах, но узнать и оценить художественно-литературные дарования коллег по цеху и, возможно, через это взглянуть на свою профессию совсем под другим углом зрения. На литературном салоне будут представлены работы финалистов конкурса «Новые Островские» - произведения в жанре короткого рассказа главными героями которых стали юристы банкротного права, судебные юристы, арбитражные управляющие, судьи и граждане-банкроты. Гостей салона ждут интригующая дискуссия с членами жюри о достоинствах и недостатках литературных произведений коллег, чтение вслух наиболее удачного рассказа и церемония награждения лауреатов премии. Судьба салона в позапрошлом веке определялась не только его литературной деятельностью, но, шире, его своеобразием как культурного явления. Мы пробуем приблизится к этому формату.
17:50 — 19:00